Средства для ухода

Урок литературного чтения "Н.Носов "Карасик". Смысл поступка героев. Характеристика героев". "карасик". николай носов Н носов карасик краткое содержание

Носов Н., рассказ "Карасик"

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа "Карасик" и их характеристика

  1. Виталик, мальчик хороший, но слабохарактерный. Идет на поводу друзей, боится наказания, сваливает вину на других. Однако признается, когда понимает,что за его вину может пострадать Мурзик.
  2. Сережа. Друг Виталика. Напористый, решительный, убедительный.
  3. Мама. Добрая, ласковая, все понимающая.
  4. Мурзик. Просто кот, который ни в чем не был виноват.
План пересказа рассказа "Карасик"
  1. Серебристый карасик
  2. Мурзик
  3. Сережа уговаривает Виталика
  4. Обмен
  5. Ловля карасика
  6. Карасик на новом месте
  7. Обвинение Мурзика
  8. Мурзик в подвале
  9. Котлета для кота
  10. Мурзик на окне
  11. Ловля Мурзика
  12. Мурзик в аквариуме
  13. Признание Виталика
  14. Прощение.
Кратчайшее содержание рассказа "Карасик" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Виталику купили карасика, на которого любил смотреть Мурзик.
  2. Сережа уговорил Виталика поменять карасика на свисток.
  3. Мама решила, что карасика съел Мурзик и хочет наказать его.
  4. Виталик старается не дать маме наказать Мурзика.
  5. Виталик признается, что поменял карасика на свисток.
  6. Мама упрекает его, но прощает за то, что мальчик признался сам.
Главная мысль рассказа "Карасик"
Никогда нельзя сваливать свою вину на другого, лучше сразу признаться.

Чему учит рассказ "Карасик"
Рассказ учит быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Учит не сваливать вину на другого, учит слушаться маму. Учит любить животных и заботиться о домашних питомцах. Учит ответственности.

Отзыв на рассказ "Карасик"
Мне понравился этот рассказ и особенно его концовка. Виталик все-таки сам признался в проступке, он не смог равнодушно смотреть на то, как наказывают невиновного и потому он молодец. Мама совершенно правильно его простила, а я уверена, что больше никогда Виталик не станет ее обманывать.

Пословицы к рассказу "Карасик"
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
Били Фому за Еремину вину.
Без раскаяния нет прощения.
Повинную голову меч не сечет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Карасик"
Однажды мама подарила Виталику карасика и мальчик очень радовался рыбке. Она была очень красивая и серебристая. Она так и называлась - серебристый карасик и Виталик очень любил смотреть, как карасик плавает.
А еще у Виталика жил кот Мурзик, который тоже любил смотреть на карасика и мама постоянно предупреждала Виталика, чтобы тот лучше смотрел за рыбкой, а то Мурзик ее съест.
Однажды к Виталику пришел друг Сережа. Он увидел карасика и стал просить поменять рыбку на настоящий милицейский свисток. Виталик сперва не хотел меняться, ведь карасик был живой, да и мама ему запрещала меняться, но потом согласился.
Мальчики поймали карасика, посадили его в кружку и отнесли к Сереже. Там Сережа посадил карасика в банку. В банке карасику было тесно, и Виталик долго смотрел на него.
Потом он пошел домой, надеясь, что мама не заметит пропажи карасика. Но мама уже была дома и сразу спросила про рыбку. Она решила, что карасика съел Мурзик и велела Виталику найти кота.
Виталик вышел во двор и Мурзик сразу выскочил из подвальной отдушины. Мальчик не хотел, чтобы котику попало и запихнул его обратно в отдушину. Но Мурзик снова вылез и тогда Виталик закрыл отдушину кирпичом.
Дома он ужинал и переживал, что Мурзик сидит в подвале голодный. Он стащил котлету и понес ее в подвал. Но Мурзика там не было.
Когда Виталик вернулся домой, Мурзик уже сидел на окне и просился в комнату.
Мама сказала Виталику поймать кота и мальчик бегал за Мурзиком по всей квартире, стараясь больше шуметь, чтобы Мурзик успел убежать.
Но Мурзик случайно свалился в аквариум и был пойман мамой. Только тогда Виталик стал просить не наказывать Мурзика и признался, что это он отдал карасика Сереже. Мама похвалила мальчика, что тот сам признался, но сказала, что это надо было сделать раньше. Она простила Виталика.
А Мурзик сидел мокрый и жалкий. И Виталик дал ему котлету. Мурзик съел котлету, устроился на коленях и замурчал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Карасик"

История рассказывает, как мальчику Виталику мама купила аквариум. В нем жил серебристый карасик, который очень понравился мальчику. Надоела Виталику рыбка, потому он обменял ее у своего друга на свисток. Мама думала, что карасиком полакомился кот Мурзик, но узнала всю правду…

Рассказ Карасик читать

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой - кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

Ты смотри за Мурзиком, - говорила Виталику мама. - Как бы он не съел твоего карася.

Не съест, - отвечал Виталик. - Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

Зачем мне свисток? - сказал Виталик. - По-моему, рыбка лучше свистка.

Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

Зачем же рыбке свистеть? - ответил Виталик. - Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

Сказал! - засмеялся Сережа. - Где это видано, чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест - он железный.

Мне мама не позволяет меняться. Она говорит, что сама купит, если мне что-нибудь надо, - сказал Виталик.

Где же она купит такой свисток? - ответил Сережа. - Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа вынул из кармана свисток и засвистел.

А ну, дай я, - попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

А я посажу ее в банку из-под варенья. У нас большая банка есть.

Ну ладно, - согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Сережа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

Есть! - закричал он. - Давай сюда какую-нибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Сережа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Сереже - сажать рыбку в банку. Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

"Ну, ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала", - подумал Виталик и пошел домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

Где же твоя рыбка? - спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

Может быть, ее Мурзик съел? - спросила мама.

Не знаю, - пробормотал Виталик.

Вот видишь, - сказала мама. - Он выбрал-таки время, когда дома никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он, разбойник? Ну-ка, найди мне его сейчас!

Мурзик! Мурзик! - стал звать Виталик, но кота нигде не было.

Наверно, в форточку убежал, - сказала мама. - Пойди-ка во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

"Вот как нехорошо получилось! - думал он. - Теперь Мурзику из-за меня достанется".

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

Мурзинька, не ходи домой, - сказал Виталик. - Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

Не понимаешь, глупый, - сказал Виталик. - Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

"Мяу!" - закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

Лезь, глупый! - уговаривал его Виталик. - Посиди там пока.

Наконец он его целиком запихал в отдушину. Только хвост Мурзика остался торчать снаружи. Некоторое время Мурзик сердито вертел хвостом, потом и хвост скрылся в отдушине. Виталик обрадовался. Он думал, что котенок останется теперь сидеть в подвале, но тут Мурзик снова выглянул из дыры.

Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! - зашипел Виталик и загородил выход руками. - Говорят же тебе: нельзя домой идти.

"Мяу!" - закричал Мурзик.

Вот тебе и "мяу"! - передразнил его Виталик. - Ну что мне теперь делать с тобой?

Он стал оглядываться вокруг и искать, чем бы закрыть дыру. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом.

Вот теперь не вылезешь, - сказал он. - Посиди там, в подвале, а завтра мама забудет про рыбку, и я тебя выпущу.

Виталик вернулся домой и сказал, что Мурзика во дворе нет.

Ничего, - сказала мама, - вернется. Я все равно не прощу ему этого.

За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел ничего есть.

"Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".

Когда мама вышла из-за стола, он незаметно сунул в карман котлету и пошел во двор. Там он отодвинул кирпич, которым была закрыта отдушина, и потихоньку позвал:

Мурзик! Мурзик!

Но Мурзик не отзывался. Виталик нагнулся и заглянул в дыру. В подвале было темно и ничего не было видно.

Мурзик! Мурзинька! - звал Виталик. - Я тебе котлету принес! Мурзик не вылезал.

Не хочешь - ну и сиди, глупая голова! - сказал Виталик и вернулся домой.

Дома без Мурзика ему было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму. Мама заметила, что он грустный, и сказала:

Не горюй! Я тебе другую рыбку куплю.

Не надо, - сказал Виталик.

Он уже хотел признаться маме во всем, но у него не хватило смелости, и он ничего не сказал. Туг за окном послышался шорох и раздался крик: "Мяу!"

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика. Видно, он вылез из подвала через другую дырку.

А! Пришел наконец, разбойник! - сказала мама. - Иди-ка сюда, иди! Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и шмыгнул под стол.

Ишь ты, хитрец какой! - сказала мама. - Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и юркнул под диван. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. Мурзик выскочил из-под дивана. Виталик погнался за ним и принялся бегать по всей комнате.

Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! - сказала мама.

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

Вот я тебя проучу как следует!

Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.

Нечего его жалеть, - сказала мама. - Он ведь не пожалел рыбку.

Мамочка, он не виноват!

Как же "не виноват"? А кто карася съел?

Это не он.

А кто же?

Ты съел? - удивилась мама.

Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

На какой свисток? - Вот на этот.

Виталик вынул из кармана свисток и показал маме.

Как же тебе не стыдно? - сказала мама.

Я нечаянно. Сережа сказал: "Давай меняться", я и поменялся.

Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?

Я боялся, что ты станешь бранить меня.

Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

Я больше не буду.

Ну, смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, - сказала мама.

Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, научить анализировать текст;
  • способствовать развитию связной речи, навыков беглого чтения;
  • воспитывать культуру отношений между сверстниками;
  • развивать способность восприятия детской литературы;
  • прививать любовь и заинтересованность к изучению русской литературы.

Формировать УУД:

  • Личностные : оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов.
  • Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Познавательные : ознакомить с творчеством детских писателей, расширять читательский кругозор младших школьников. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные : работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текс на основе иллюстраций, отбирать ключевые слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Личностные : осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Метапредметные :

  • Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника. (Регулятивные УУД).
  • Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).
  • Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
  • Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
  • Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
  • Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
  • Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

ХОД УРОКОВ

Эпиграфом нашего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

I. Мотивация к учебной деятельности

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

II. Проверка домашнего задания

Дома вы готовили пересказ от имени Серой Шейки. (Послушать отрывок)

III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы отправимся в гости к новым героям.
- А на чём же мы отправимся?

Это просто супер-дом!
Очень много людей в нем.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая. (Автобус) Слайд 1

Но сначала вспомним правила поведения в автобусе.

(К доске выходят подготовленные ученики.)

1-й ученик: Если есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям. Только помни: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Нельзя бегать по салону и толкать приятелей. Если автобус резко затормозит, ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись за поручни. В противном случае при резком торможении ты рискуешь получить синяки и ушибы.

2-й ученик: Не разговаривай громко и не кричи. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы.

3-й ученик: К выходу лучше готовиться заранее: надо спросить у других пассажиров — выходят ли они на твоей остановке? Подойди ближе к дверям, но не спускайся на ступеньки — тебя могут защемить открывающиеся двери.
Когда водитель остановит автобус и откроет двери, выходи спокойно, без суеты и спешки.

4-й ученик: Dear ladies and gentlemen! Our bus departs. Please do not leave their seat or the handgrips.

Послушайте отрывки, узнайте по ним произведения.

─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

(«Фантазёры»)

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна

(«Заплатка»)

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

(«Огурцы»)

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

(«На горке»)

Что объединяет все эти произведения?
- Сформулируйте тему урока. Слайд 2

IV. Работа по теме урока

1. Включение в систему знаний и повторение

С биографией Н. Н. Носова мы уже знакомились. Хочется только напомнить его слова: «Сочинять для детей - наилучшая работа.
Она требует очень много знаний.
Главное - любовь к ним и уважение.
Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.»
- С каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
Слайд 3
- Где мы можем найти информацию о карасях?
- Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда, по всем приметам, должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит — так никто толком не объяснил.
Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа. Бывает двух видов: золотой (желто-красноватого цвета) и серебряный (белый, с темноватой спиной).

В тексте вам могут встретиться следующие слова. Попробуйте объяснить их значение.

2. Словарная работа. Слайды 4-6

Отдушина под домом - служит для проветривания пространства под домом.
Бранить - ругать
Юркнул - быстрым движением скрыться куда-нибудь
Шмыгнул - быстро проскользнуть куда-л., незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
Плюхнулся - упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
Схватила за шиворот - схватить за ворот, за воротник или за загривок
Свернулся калачиком - лежать формой, напоминая калач

У нас есть возможность послушать отрывок из произведения.
- Хотите узнать всю историю? Слайд 7

3. Первичное чтение текста

Чтение рассказа учениками.

4. Проверка первичного восприятия текста

Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. (Грусть, радость, сожаление, сочувствие)
- К какому жанру мы отнесем этот вид текста?
- Назовите героев рассказа.
- Как попал карасик к Виталику?
- Найдите в тексте описание карасика. (Серебристый, красивый, хороший, маленький)
- Как относился к рыбке Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился)
- Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял)
- Как это характеризует Виталика?
- Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод.
- А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
- Какие чувства он испытывал, что переживал? (Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
- За кого больше переживал Виталик? (За себя. Боялся, что мама его накажет.)
- Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?
- Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? (Грусть, ничего не хотел есть. Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
- Как Виталик относился к Мурзику?
- И все-таки он сознался. Почему? (Боялся за Мурзика)
- Легко ли было ему сделать это. Почему? (Не хватало смелости)
- Что изменилось после его признания? (Он сразу стал весёлым)
- Почему?
- А можно ли было избежать неприятностей? (Сразу сказать правду)
- Как вы понимаете значение слова правда ? (Справедливость, честность, правое дело)
- В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей.
- Какая главная мысль рассказа?
- Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
- А какой поступок совершил Сережа?
- Как вы понимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

5. Физминутка

Как плавал карасик, покажите.
- Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.
- А как ему стало в банке, покажите

6. Игра «Зажги огонек»

- Лучший друг транспорта - это светофор. Но он и наш верный друг.

Знай пешеход,
И знай шофёр -
В дороге главный - Светофор!
Чтоб в путь пуститься без опаски,
Ты выучи его подсказки:
Если красный свет горит -
Помни пешеход стоит!
Если загорелся жёлтый -
Знай, скоро уж пойдёшь ты.
А зелёный свет горит -
Шагай смело - путь открыт!

Я хочу проверить: насколько вы внимательны.
- Поднимите огонёк нужного цвета: зелёный - да, жёлтый - не знаю, красный - нет.

1. Виталик променял карасика на свисток? (да)
2. В пропаже карасика мама обвинила Серёжу? (нет)
3. Серёжа посадил карасика в банку? (да)
4. Банка была просторной? (нет)
5. Кота звали Барсик? (нет)
6. Мурзик обиделся на Виталика? (нет)

7. Графический диктант по содержанию

- 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
- 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
- 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Проверка по эталону. Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + + + + - + + - +

Видишь "зебру" на дороге - это значит переход.
И машины пропускают, ты идёшь скорей вперёд.
Вы запомните, ребята, как запомнил это я;
Что дорогу, где попало вам переходить нельзя!

8. Восстановление сюжетной линии

- Возьмите конверты. Выложите зебру.

Заточение Мурзика.
Возвращение Мурзика.
Подарок мамы.
Душевные переживания.
Котёнок.
Разговор с мамой.
Признание.
Обмен.

(Верный вариант.)

Подарок мамы.
Котёнок.
Обмен.
Разговор с мамой.
Заточение Мурзика.
Душевные переживания.
Возвращение Мурзика.
Признание.

9. Синквейн

Давайте составим синквейн Виталика. (Карточка)

10. Работа в парах «Грамконструктор»

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

  1. От твоего обмана может пострадать невинный.
  2. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.
  3. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.

Запишите эти «золотые» слова в своём сердечке.

V. Итог урока. Рефлексия

С каким произведением Н Носова познакомились на уроке?
- Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему?
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?
- Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
- Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
- В файле лежит картинка карасика. Куда вы его приклеите?

  • В аквариум - побольше таких дел, поучительно,
  • Банка - не всё, интересно,
  • Никуда - дело не понравилось, скучно.

VI. Домашнее задание.

Пересказать близко к тексту от имени Мурзика или карасика.

Страница 0 из 0

A- A+

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой - кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

Ты смотри за Мурзиком, - говорила Виталику мама. - Как бы он не съел твоего карася.

Не съест, - отвечал Виталик. - Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

Зачем мне свисток? - сказал Виталик. - По-моему, рыбка лучше свистка.

Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

Зачем же рыбке свистеть? - ответил Виталик. - Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

Сказал! - засмеялся Сережа. - Где это видано, чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест - он железный.

Мне мама не позволяет меняться. Она говорит, что сама купит, если мне что-нибудь надо, - сказал Виталик.

Где же она купит такой свисток? - ответил Сережа. - Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа вынул из кармана свисток и засвистел.

А ну, дай я, - попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

А я посажу ее в банку из-под варенья. У нас большая банка есть.

Ну ладно, - согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Сережа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

Есть! - закричал он. - Давай сюда какую-нибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Сережа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Сереже - сажать рыбку в банку. Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

"Ну, ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала", - подумал Виталик и пошел домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

Где же твоя рыбка? - спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

Может быть, ее Мурзик съел? - спросила мама.

Не знаю, - пробормотал Виталик.

Вот видишь, - сказала мама. - Он выбрал-таки время, когда дома никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он, разбойник? Ну-ка, найди мне его сейчас!

Мурзик! Мурзик! - стал звать Виталик, но кота нигде не было.

Наверно, в форточку убежал, - сказала мама. - Пойди-ка во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

"Вот как нехорошо получилось! - думал он. - Теперь Мурзику из-за меня достанется".

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

Мурзинька, не ходи домой, - сказал Виталик. - Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

Не понимаешь, глупый, - сказал Виталик. - Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

"Мяу!" - закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

Лезь, глупый! - уговаривал его Виталик. - Посиди там пока.

Наконец он его целиком запихал в отдушину. Только хвост Мурзика остался торчать снаружи. Некоторое время Мурзик сердито вертел хвостом, потом и хвост скрылся в отдушине. Виталик обрадовался. Он думал, что котенок останется теперь сидеть в подвале, но тут Мурзик снова выглянул из дыры.

Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! - зашипел Виталик и загородил выход руками. - Говорят же тебе: нельзя домой идти.

"Мяу!" - закричал Мурзик.

Вот тебе и "мяу"! - передразнил его Виталик. - Ну что мне теперь делать с тобой?

Он стал оглядываться вокруг и искать, чем бы закрыть дыру. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом.

Вот теперь не вылезешь, - сказал он. - Посиди там, в подвале, а завтра мама забудет про рыбку, и я тебя выпущу.

Виталик вернулся домой и сказал, что Мурзика во дворе нет.

Ничего, - сказала мама, - вернется. Я все равно не прощу ему этого.

За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел ничего есть.

"Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".

Когда мама вышла из-за стола, он незаметно сунул в карман котлету и пошел во двор. Там он отодвинул кирпич, которым была закрыта отдушина, и потихоньку позвал:

Мурзик! Мурзик!

Но Мурзик не отзывался. Виталик нагнулся и заглянул в дыру. В подвале было темно и ничего не было видно.

Мурзик! Мурзинька! - звал Виталик. - Я тебе котлету принес! Мурзик не вылезал.

Не хочешь - ну и сиди, глупая голова! - сказал Виталик и вернулся домой.

Дома без Мурзика ему было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму. Мама заметила, что он грустный, и сказала:

Не горюй! Я тебе другую рыбку куплю.

Не надо, - сказал Виталик.

Он уже хотел признаться маме во всем, но у него не хватило смелости, и он ничего не сказал. Туг за окном послышался шорох и раздался крик: "Мяу!"

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика. Видно, он вылез из подвала через другую дырку.

А! Пришел наконец, разбойник! - сказала мама. - Иди-ка сюда, иди! Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и шмыгнул под стол.

Ишь ты, хитрец какой! - сказала мама. - Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и юркнул под диван. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. Мурзик выскочил из-под дивана. Виталик погнался за ним и принялся бегать по всей комнате.

Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! - сказала мама.

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

Вот я тебя проучу как следует!

Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.

Нечего его жалеть, - сказала мама. - Он ведь не пожалел рыбку.

Мамочка, он не виноват!

Как же "не виноват"? А кто карася съел?

Это не он.

А кто же?

Ты съел? - удивилась мама.

Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

На какой свисток? - Вот на этот.

Виталик вынул из кармана свисток и показал маме.

Как же тебе не стыдно? - сказала мама.

Я нечаянно. Сережа сказал: "Давай меняться", я и поменялся.

Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?

Я боялся, что ты станешь бранить меня.

Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

Я больше не буду.

Ну, смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, - сказала мама.

Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку.

Название произведения: "Карасик".

Число страниц: 12.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Виталик, мама мальчика, Сережа, кот Мурзик.

Характеристика главных героев:

Виталик - добрый и послушный.

Доверчивый.

Обманул маму и мучался от угрызений совести.

Сережа - хитрый и ловкий.

Убедил поменять карасика на свисток.

Мама - мудрая и справедливая.

Простила сыну его проступок.

Краткое содержание рассказа "Карасик" Николая Носова для читательского дневника

Мама дарит Виталику аквариум с рыбкой.

Поначалу мальчик увлеченно следит за карасем, а затем аквариум ему надоедает.

Помимо рыбки, у Виталика был еще кот Мурзик.

Он любил сидеть перед аквариумом и часами разглядывать карасика.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел друг Сережа.

Мальчишки решили устроить обмен: Сережа предлагал свой милиционерский свисток в обмен на рыбку.

После долгих сомнений Виталик соглашается.

Мальчики достают карася с аквариума и переселяют его в банку.

Дома мама заметила, что рыбки нет и подумала, что ее съел кот.

Виталик отправляется на поиски кота, но найдя его, всячески старается не пустить в дом.

В итоге, кот остается запертый в подвале, а Виталику еще тяжелее становится на душе.

Когда Мурзик снова появляется в доме, мама пытается словить его, чтоб наказать.

Виталик признается маме, что отдал рыбку Сереже в обмен на свисток.

Мама прощает сына за то, что он сам сознается в содеянном.

А Виталик берет мокрого кота, кормит его котлетой и сушит возле батареи.

План пересказа произведения "Карасик" Н. Носова

1. Мама дарит Виталику аквариум с рыбкой.

2. Новое увлечение быстро наскучило.

3. Кот Мурзик наблюдает за рыбкой.

4. Сережа предлагается поменяться.

5. Что лучше - рыбка или свисток?

6. Виталику нравится свист свистка.

7. Ребята не могут поймать карасика.

8. Карасик в банке.

9. Страх Виталика признаться маме.

10. Мама думает, что рыбку съел Мурзик.

11. Поиски кота.

12. Виталик не пускает Мурзика домой.

13. Мурзик в подвале.

14. Кот возвращается домой через форточку.

15. Кот падает в аквариум, а Виталик признается в содеянном.

16. Виталик сушит кота и скармливает ему котлету.

Главная мысль рассказа "Карасик" Н. Носова

Главную мысль рассказа произнесла мама Виталика, что никогда не стоит перекладывать свою вину на другого, а тем более на того, кто даже отстоять себя не сможет.

А также, основной мыслью рассказа можно назвать то, что не следует врать и обманывать близких людей, ведь рано или поздно правда выплывет наружу.

Чему учит рассказ "Карасик" Николая Носова

Рассказ "Карасик" учит нас многому.

Во-первых, не соглашаться на предложение других, если чувствуешь сомнения.

Во-вторых, не спихивать собственную вину на других.

В-третьих, не лукавить и не обманывать старших, особенно родных и близких.

Произведение учит нас быть честными, открытыми, смелыми и всегда брать ответственность за свои поступки.

Краткий отзыв о рассказе "Карасик" для читательского дневника

Рассказ "Карасик" Н. Носова мне очень понравился.

Главный герой Виталик поменял свою рыбку на обычный свисток, но не решился сказать об этом маме.

А мама подумала, что рыбку съел кот и хотела его наказать.

Эта история научила меня, что нужно быть честными и всегда говорить правду.

Ведь пока ты скрываешь что-то от близких, твоя совесть не чиста и мучает тебя.

Так и Виталик мучился и не находил места себе.

Он так боялся, чтобы кот не пришел домой, что даже съесть ничего не мог.

Я очень обрадовался, когда мальчик наконец сознался маме в своем поступке.

И сделал он это очень вовремя, ведь мама уже словила Мурзика и хотела его наказывать.

Я понял, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Я советую всем своим друзьям, а особенно тем, у кого есть домашние питомцы, прочитать этот забавный и поучительный рассказ.

Какие пословицы подходят к рассказу Н. Носова "Карасик"

"Мал грех, да большую вину несет".

"Была вина, да прощена".

"Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят".

"Обманом много не наторгуешь".

"Честные глаза вбок не глядят".

Отрывок рассказа, поразивший больше всего:

Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

Зачем мне свисток? - сказал Виталик. - По-моему, рыбка лучше свистка.

Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

Зачем же рыбке свистеть? - ответил Виталик.

Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

Неизвестные слова и их значения:

Отдушина - пристройка возле дома, подвал.

Юркнул - убежать, исчезнуть.