Процедуры

Какие тона являются теплыми в архитектуре. Цвет в архитектуре. Станции метро и аэропорты

1. Делать цветные здания стало проще

Увлекшись устойчивыми технологиями и натуральными материалами, на протяжении последних десятилетий архитекторы показывали себя убежденными «хромофобами». Дерево и бетон, стекло и металл, камень и кирпич считались прекрасными сами по себе, а их излишняя декоративность — неестественной и ненужной. Однако свойства новых и ранее не известные возможности старых материалов, кажется, вновь начали вдохновлять проектировщиков на создание действительно ярких построек.

Видимый спектр Исаака Ньютона. Благодаря сэру Исааку Ньютону мы знаем сегодня, что цвет является функцией света. Преломляя луч солнечного света через призму, Ньютон смог доказать, что свет содержит полный спектр радуги. Он определил основные цвета как «Видимый 7»: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Каждый оттенок соответствует определенному диапазону длины волны лучистой энергии, причем красный цвет имеет самую длинную длину волны, а фиолетовый - самый короткий из диапазона электромагнитных волн, который мы можем видеть.

2. Цвет — ключевой фактор в формировании образа архитектурного объекта

Никто не умаляет значение работы с формой и пространством, и глупо было бы спорить с тем, что перекрасить стену существенно проще, чем ее передвинуть. Однако нельзя недооценивать роль цвета в формировании нашего восприятия, нашего ощущения архитектуры — а именно это ощущение, согласно большинству базовых теорий, и есть результат работы архитектора.

Хотя красный и фиолетовый сильно отличаются по длинам волн, их можно комбинировать для получения пурпурных волокон, которые невозможно увидеть в самом спектре. Теперь мы разработали то, что мы можем видеть на изображении слева: диаграмма хроматичности. Он показывает все оттенки света, которые может видеть человеческий глаз. Ньютон также доказал, что смешивающие огни всех цветов производят белый. Это явление описывается как добавка, поскольку чем больше вы смешиваете цветной свет с другими цветами, тем легче оно становится.

В отличие от аддитивного цвета, субтрактивное смешивание цветов объединяет пигменты. а не свет. При смешивании пигментов больше добавляемых цветов, тем ближе результат становится черным. Основные цвета аддитивного и субтрактивного смешивания цветов можно увидеть слева. При аддитивном смешивании основные цвета - зеленый, сине-фиолетовый и оранжево-красный, в то время как при субтрактивном смешивании праймериз - красный, желтый и синий.

3. Цвет выделяет...

Кроме того, цвет — самый простой способ выделить постройку из общей массы, сделать его до определенной степени выдающимся, не прибегая к уникальным объемно-пространственным и конструкторским ходам.

4. ... И цвет объединяет

Наконец, ничто другое, как показывает практика, не способно так легко и эффективно «собрать» разнородные здания в единый логично выстроенный ансамбль.

С нашими нынешними научными знаниями по-прежнему обсуждается точное. процесс восприятия цвета как цветовых регистров в глазах, входы классифицируются и передаются в мозг. В очень упрощенных выражениях глаз работает аналогично камере. Свет проникает в человеческий глаз через роговицу, внешнее покрытие глаза, мышцы радужки контролируют, сколько света проникает в глаз через зрачок. Затем свет фокусируется на задней поверхности глаза: сетчатке. Сетчатка изготовлена ​​из фоторецепторных клеток, называемых стержнями и конусами.

Штанги позволяют нам видеть формы в тусклом свете, но ограничены черным и белым, а конусы лучше работают при ярком освещении и. позволяют нам воспринимать оттенки. Особенно страдают архитекторы, о чем говорит художник Дэвид Батчелор в своей одноименной книге. Многочисленные примеры заставляют автора показать, как цвет постепенно исчезал в прошлые века, помимо искусства, культуры, дизайна и моды в архитектуре. Сегодняшние цвета, такие как черный, серый или белый, будут преобладать, т.е. те цвета, которые чаще всего встречаются в среднеевропейской городской архитектуре.

Таким образом, свою реабилитацию цвет более, чем заслужил — и оказывается уместным и даже незаменимым практически в любой архитектурной типологии.

Музеи

Параллельно с иконическими зданиями а-ля Хадид или эпатажными реконструкциями классических дворцов и особняков, которыми славен Либескинд, стали появляться центры вроде музея Фрэнка Гери в Панаме — в отличие от его знаменитого объекта в Бильбао, он не только имеет сложное пластическое решение, но и расцвечен всеми цветами радуги. Что в данном случае как нельзя лучше иллюстрирует тематику музея — биоразнообразие. Цветные и лихо выгнутые листы металла, то тут, то там создающие галереи, укромные ниши и просто солнцезащитные козырьки, передают одновременно и богатую тектонику здешних пород, и многообразие видов травяных покровов. А главное — создают знаковый архитектурный объект, выделяющийся как со стороны зеленой долины, так и с берега Панамского залива.

Немецкий архитектор Маттиас Зауэрбрух может себе представить, почему: Цветовые решения в городских районах затрагивают гораздо больше людей, чем в интерьере. Это означает, что решения в этом масштабе должны быть сделаны с еще большей осторожностью и интеллектом, чем обычно. Для офиса Сауэрбруха цвет является центральной темой в архитектурном дизайне. Вы должны проактивно и сознательно справляться с этим и «использовать его в смысле городского пространства, в котором человек не только любит оставаться, но и вдохновляет и радует пользователя».







Офисы

Проекты корпоративных штаб-квартир и бизнес-центров, безусловно, гораздо менее амбициозны, чем проекты музеев. Тем не менее, будучи зачастую составным элементом многофункциональной застройки, они выполняют локальную, но схожую функцию — стать архитектурной доминантой, объединить собой — или просто затмить — не всегда шедевральное окружение. Можно, конечно, соорудить чудо конструкторской мысли из стекла бетона. Однако если ищется более демократичный и в то же время небанальный вариант, на помощь как раз приходит цвет.

Но неизбирательная окраска может снова превратиться в «оптическое загрязнение», поэтому люди часто прибегают к белому, серому или черному. В венской городской архитектуре преобладающие цвета фасадов были фактически ориентированы на естественные цвета извести в течение многих эпох - и до сих пор. Один пытался подражать цветам натурального камня, а это только белые и серые тона. После войны были даже «планы окраски, которые точно определяли, какие цвета допускаются в архитектурном дизайне». Тем не менее, дворяне снова говорили по-другому, сказал Хьюбер.

Концепцию центрального отделения банка Sugamo Shinkin в Токио архитекторы Emmanuelle Moureaux назвали «радужный мильфей»: здание и впрямь спроектировано как слоеное пирожное с цветной начинкой. «Тесто» на всех торцах белое — «начинка» намазана только на верхние слои и отражается в белом глянце нижних, придавая им размытый, слегка светящийся окрас. Но настоящая иллюминация включается только вечером, когда четко подчеркивается оттенок каждого этажа.

Это правда, что более урбанизированные и элегантные обитатели дома были, чем бледнее цвет фасада. Во время имперских времен чернильный горшок использовался только по заказу. В столетии расписаны все здания государства Австрии и Дом Габсбурга в охрой глине, так называемый «Шенбруннер желтый». «Этот оттенок, тем не менее, служил прежде всего экономическими импульсами», - говорит Хьюбер. Наконец, у Габсбургов были охристые ямы в Богемии, которые заполняли свои книги заказов цветопередачей. Там, где «Шенбруннер желтый»не был предписан, он был явно провозглашен императором, если фасады были окрашены в охра.




Совсем иначе подошли к созданию цветного фасада архитекторы Дирк Циммерман и Дилан Брейди (studio 505): офисный центр в Мельбурне с говорящим названием Pixel одет в пеструю оболочку из панелей, природа которых только на первый взгляд кажется схожей. Это и стеклянные элементы, и солнечные батареи, и солнцезащитные ставни: согласно заданию девелопера, Pixel проектировался как наиболее продвинутое для своего времени здание в вопросах сбора воды и утилизации отходов. Но, как мы видим, и без энергоэффективных технологий не обошлось, и удачное решение с «лоскутным» фасадом позволило искусно замаскировать часть технического оборудования.

Старое здание сдержанное, новое здание безвкусное

Следы этого все еще можно увидеть сегодня, когда бледно-розовый фасад торчит посреди серых блоков Вильгельмина. Со своей командой архитекторов и искусствоведов он рассматривает отдельные проекты, чтобы увидеть, влияют ли они на городской пейзаж. В новостройках архитекторы и строители очень свободны в выборе цветов, на самом деле нет никаких цветов. Если кто-то использует неоновый пурпурный, трудно спорить. Только в городском ансамбле он не должен выставляться жестоко. Для исторических зданий, таких как здания Грюндерзейта, применяются другие стандарты, - говорит Кнейфак.







Госпитали и медицинские центры

Жалобы около четырех-пяти раз в год. «Особенность цветового дизайна заключается в том, что каждый чувствует себя компетентным». У каждого свои индивидуальные цвета, которые он любит или не любит. Вот почему красочные дома выделяются. Цвет редок. Сам он не боится зацепиться за несколько красок. «Причина, по которой другие архитекторы не делают этого, может заключаться в том, что цвет не является современным в городе». Однако цвет имеет особое место в его проектах, таких как проект «Лягушка-принц», здание академии государственного управления страны Штирия.

В тех местах, где люди иногда проводят месяцы, будучи в не самом здоровом состоянии тела и духа, заряд позитива от окружающего пространства просто необходим. Сложно придумать себе более мрачное место, чем отделение реанимации, травматологии и инфекционных болезней, однако здание, которое служит для них домом в Мальме, такого впечатления не производит. Несколько наложенных друг на друга колец с разноцветными перемычками вызывают, скорее, ассоциацию с волшебной центрифугой, однажды попав в которую все рано или поздно выздоравливают. Как утверждают проектировщики шведского бюро C.F. Moeller, такая форма обусловлена необходимостью сделать так, чтобы все основные блоки здания легко изолировались друг от друга и в случае опасности любую инфекцию можно было бы запереть. Ну, а цвет придает всей конструкции необходимые нотки жизнерадостности и воплощает надежду на лучшее.

В отреставрированном здании бывшей школы-интерната красочный вид с более чем тридцати цветами используется для фасадов, оконных рам и других строительных элементов. Вы не можете видеть цвет в изоляции, но всегда в контексте того, что вы делаете. Черное и белое также являются средством выражения. Но немного мужества не было бы плохо, - говорит Рошиц. Венский городской психолог Корнелия Эмайер говорит, что венцы хорошо справляются с отсутствием цвета. «Серый»Вена сильно связан с соответствующим сезоном. Краски фасада не окажут существенного влияния на состояние городского населения. «Скорее солнечный свет в сочетании с зеленым натурой», - говорит Эммайер.






Спортивные сооружения

На самом деле более или менее примечательные стадионы начали строить не так давно, буквально последнее десятилетие. До этого всегда руководствовались соображениями функциональности, а в рамках ограниченного бюджета, в которых неизбежно оказывается страна-хозяин спортивных состязаний, так и совсем было не до «красивостей».

Потому что большая роль в восприятии цвета также играет привычка. Цветовой дизайн - это нечто специфическое для культуры. На юге, например, используются более светлые цвета и упоминается окружающая среда, - объясняет Эммайер. Как синий, используемый в Греции. «Как туристы нам это нравятся, но было бы странно, если бы наши дома в стиле Вильгельмина были расписаны в этом синем».

Карл Альберт Фишер, основатель Института света и цвета, объясняет это тем, что так называемые «контрастные цвета» могут создавать диссонансы и напряженность: «Следует избегать встречных цветов, если это возможно, выбрав правильный цвет», - говорит Фишер, который отвергает постоянный серый цвет в архитектуре.

Однако в один момент все изменилось, и к проектированию стадионов теперь привлекают настоящих звезд, которые придумывают новые нестандартные и запоминающиеся образы. Так, в Бильбао бюро ACXT построило стадион, символизирующий собой дерево: ветки-опоры венчает «листва» из металлических панелей разных оттенков зеленого, в густоте которой заодно скрывается климатическое оборудование.

Например, для эксперта по цвету принципиальные недостатки принципиально отсутствуют, как это было в Северной Италии, например, когда они решили, какие дома могут быть трехцветными, двухцветными или одноцветными и какие цветовые группы могут быть выбраны для них. Архитекторы уклоняются от цветов, потому что они боятся своего эффекта, но в обучении цвета не учат. Его работа не связана с художником. Цвет должен исходить из здания, то есть от функциональности и ансамбля, - говорит Фишер. Нужно придавать фасаду то, что оно требует архитектурных и эстетических соображений.





Рынки и общественные пространства

Места столпотворений праздного люда и обычных горожан-работяг всегда были настоящими магнитами для туристов, а потому проектировались как достопримечательности. Скажем, самый старый крытый рынок Барселоны — Санта-Катарину — посещают чуть ли не чаще, чем Саграда Фамилию Антонио Гауди. После очередной реконструкции над рынком появился гофрированная разноцветная крыша, выложенная керамической мозаикой, — традиционным испанским материалов в виде отнюдь не традиционного орнамента. А форма крыши вполне близка по духу творчеству испанских художников — того же Гауди.

Теория обычно предназначена для описания и объяснения предметной области, которая обычно является частью всего мира. С точки зрения архитектуры теория не может ограничиться материальной стороной, то есть архитектурной и городской формой. Архитектура не имеет смысла мыслить без человеческого существования с ней. Особый интерес представляет реализация вердикта о здании и городе. В центре анализа есть отношения. Человек получает представление о своей архитектурной среде, у него создается впечатление, что, наконец, влияет на его поведение.

Впрочем, рынки в других городах — и не только испанских — обычно не менее яркие. Убедиться в этом можно .





Архитектурное выражение и созданное на нем впечатление образуют ядро, которое выступает как предметная область в центре познавательного интереса архитектурной теории. Рудольф Арнхайм характеризует «визуальное выражение как незаменимый, на самом деле неизбежный атрибут всех архитектурных форм».

Теория состоит в том, чтобы поднять основные правила и закономерности отношения к объекту, здесь к форме здания, на сознательном уровне. Основываясь на анализе, синтетическая архитектурная теория может затем сформулировать адекватные цели для людей, цели в смысле гуманной культуры здания. Могут быть продемонстрированы пути достижения цели. Прослеживаемость решений по планированию будет значительно улучшена таким образом, по крайней мере, до тех пор, пока сложность не установит пределы. Архитектурная теория, которая касается исключительно объектной стороны, с телом и пространством, с формами, цветами, материалами, без явного обращения к их выражению, игнорирует серьезные аспекты социального и психологического опыта, связанные с архитектурой.

Университеты

Совсем недавно мы писали про зданий колледжей и университетов, где . Еще одно подобное учебное заведение — Институт дизайна и технологий SUTD — построило в Сингапуре голландское бюро UNStudio и DP Architects. Использованные в отделке фасадов разные цвета подчеркивают разнообразие преподаваемых дисциплин, плавные и текучие линии корпусов — взаимодействие и взаимопроникновение этих дисциплин между собой, а все вместе создает яркий футуристичный облик, достойный высоких рейтингов ВУЗА.

Из системного рассмотрения архитектурных результатов в этом отношении необходимо объяснить лежащий в основе образ человека, который должен быть предоставлен в контексте архитектурной теории, вероятно, лишь рудиментарным и скромным. Исследовательская работа нейробиологов, в частности, в последние годы коренным образом обострила образ человечества и облегчила понимание.

Демаркация предметной области, представляющей интерес, в этом случае архитектура также происходит после прагматических аспектов. Определенная область, т.е. сеть взаимоотношений «человеко-строительная среда», должна оставаться управляемой. Другие отличительные области этой сети, то есть другие функции построения, не должны затрагиваться более чем необходимо демаркацией. Его вряд ли можно полностью избежать. Формирование понятий должно основываться на интересе к знаниям и быть значимым с аналитической точки зрения.





Детские сады и школы

Вообще когда речь идет об образовании и о детях, к счастью, почти всегда вспоминают о роли цвета для развития и психологического комфорта ребенка. И если раньше в «веселенькие оттенки» красили преимущественно внутренние помещения, то сегодня сад или школу можно легко отличить уже по фасаду — яркому, индивидуальному, не похожему на соседние постройки, и если даже с фоном какого-нибудь нейтрального цвета — то непременно с оригинальным абстрактным геометрическим орнаментом или художественной стилизацией. Некоторые примеры из зарубежного и российского опыта мы рассматривали в материале , а номер журнала и вовсе был посвящен исключительно архитектуре для детей.

В одних случаях необычные фасады служат в образовательных целях — скажем, когда их расписывают в духе того или иного живописца, Кандинского или Эль-Лисицкого (как в московских и подмосковных садах и школах ППФ «Проект Реализация»). В других — здания для детей становятся акцентной доминантой депрессивного района — как с детским садом, начальной и средней школой, кухней и ученическим общежитием на северной окраине Парижа, построенный по проекту бюро Atelier Phileas.


Изначально было понятно, что небольшой участок на месте бывшей промзоны придется очень плотно застроить, так что риск визуального столпотворения новых объемов был по-настоящему велик. Однако у Atelier Philéas этого не произошло, и нарочито обособленные здания не перекрывают связей друг друга с предусмотренным здесь же парком. И если жилые постройки отделаны керамическими рейками под дерево, то здание школы выделяется яркими зелеными панелями разных оттенков — и как будто само становится частью парковой зоны.



Станции метро и аэропорты

Фасадные панели, которыми отделали здания комплекса в Париже, — один из тех новых — и хорошо забытых — материалов, которые провоцируют своим существованием появление интересных и ярких проектов. Архитектурная терракота, наряду с уникальной палитрой цветов и размеров, обладает всеми необходимыми эксплуатационными характеристиками для использования в самых проходимых местах, в том числе на станциях метро, в зданиях железнодорожных вокзалов и аэропортов. Подробнее мы писали об этом в . А одна из самых недавних открывшихся станций метро в Москве — «Румянцево» — отделана стеклянными панелями, из которых набраны гигантские панно в стиле Пита Мондриана.





Жилые здания

Если речь о центральных городских кварталах с исторической застройкой, то жилые здания приходится скорее вписывать в контекст, чем вырывать из него. И здесь подбор цветового решения чаще сводится к тому, чтобы «не выбиваться». Другое дело — удаленные районы и жилье демократичного класса. Здесь, чтобы хоть как-то разнообразить по большей части безликий городской ландшафт, яркие акценты жизненно необходимы. Особенно для муниципальных, так называемых доступных домов, за которые плата отсутствует либо очень символическая, и живут здесь люди малообеспеченные и из неблагополучных семей. Ведь ндаром в свое время так успешен оказался проект голландских художников Haas&Hahn, которые расписали в радужные цвета ряд беднейших фавел на окраинах Рио. Акция получила живейший отклик среди жителей, и вступая с ними в непосредственный контакт и тщательно фиксируя их пожелания, художники получили целое исследование. Оно почти научно доказало, что, чем беднее район, тем в более сильнодействующей «инъекции цветом» он нуждается.

Однако в обратную сторону это не работает. Яркие цвета не помешают ни одному, пусть даже и не бедному, но уныло-серому району. Дом Джона Голлингза Viking by Crown в Сиднее, вдохновленный кинетическими скульптурами Якова Агама, — это настоящий архитектурный антидепрессант. Активное действие фасадов — с и без того динамичными очертаниями — усиливается через лоджии, выпирающие и в прямом (углом вперед), и в переносном смысле: «боевым» красным и желтым окрасом. Не менее яркие цвета у оконных ставен — отличие лишь в том, что их «выпирание» с физической точки зрения регулируют жители квартир, в зависимости от погодных условий.

Другие примеры зданий с таким «ручным управлением» ищите . А о том, как исторические менялось значение цвета в архитектуре, и почему в США правительственный дом «белый», а в Аргентине — розовый, читайте в наших будущих материалах







Фото Victoria Murillo, Emmanuelle Moureaux Architects, Ben Hosking, Link Arkitektur, Marc Tey Ge Wai, John Gollings

ЦВЕТ в архитектуре - одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета строительных или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отдельных конструктивных элементов в заводских условиях. Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений.

Выбор цвета определяется: назначением здания, сооружения или помещения (см. Интерьер), выполняемой в помещении зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом района строительства, природным окружением, значением сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей. Для фасадов русской архитектуры 12-15 веках типичен белый цвет, для сооружений 17 века - сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко середины 18 века характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) цвета с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 века - сочетания желтого с белым и серого с белым.

С помощью цвета можно выделить отдельные сооружения среди других сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди других зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий. В массовом строительстве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами цвета можно разнообразить совершенно одинаковые дома, а также детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых районах городов (например, Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение цвета балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п.

Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто- белыми фасадами - «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в других целях.

В интерьере влияние цвета ограждающих поверхностей на воспринимаемую и фактическую освещенность помещения еще более существенно. Например, при белых потолках и относительно широких «фризовых» участках стен (отражающих не менее 70% падающего на них светового потока) и при светлых стенах (отражающих 50-60% светового потока) в условиях светового климата Москвы создаются наилучшие из возможных условия естественного освещения; помещения не выглядят мрачными даже в пасмурные дни, общая внутренняя освещенность их повышается, что улучшает условия зрительной работы. Поэтому для стен основных помещений в квартирах рекомендуются ненасыщенные цвета, что исключает в то же время возможность возникновения неприятных в ряде случаев цветных рефлексов на элементах внутреннего убранства помещений. Такие цвета меньше утомляют зрение.

Во избежание однообразности и «бесцветности» окружающей обстановки, можно применять интенсивные цвета в отделке подсобных помещений (передняя, внутриквартирный коридор), а также окрашивать смежные комнаты в цвета, повышающие насыщенность друг друга по законам одновременного и последовательного цветового контраста (например, розовый и бледно-зеленоватый, голубой и золотистый и т. п.). В помещения с окнами, ориентированными на северную часть горизонта, не проникает прямой солнечный свет; они освещаются обычно более слабым, голубоватым, светом, чем помещения, окна которых ориентированы на южную сторону горизонта. Первые целесообразно окрашивать в светлые цвета теплых оттенков, для вторых можно применять более темные цвета холодных оттенков. Для помещений различного назначения рекомендуются различные цвета. Например, в школьных зданиях классные комнаты окрашиваются светлее и менее интенсивно, чем рекреационные и подсобные помещения; комнаты для младших классов в цвета более насыщенные и разнообразные по тону, чем классы для старших школьников.

Кухни и ванные жилых домов чаще всего делают белыми или светло-кремовыми (по условиям гигиеничности), детские комнаты выдерживают преимущественно в тонах теплой гаммы, рабочие, а также спальные комнаты - в «спокойных» (например, в зеленовато- серых, приглушенных или разбеленных тонах). В окраске больничных и лечебных помещений учитываются высокие требования гигиеничности, а в некоторых из них (например, в рентгеновских кабинетах) - специфические требования, предъявляемые работой в этих помещениях. В помещениях театров, клубов и других сооружений культурно-массового назначения могут быть использованы более насыщенные цвета и цветовые контрасты, повышающие общую эмоциональность обстановки; при этом учитываются специфические особенности искусственного освещения.

Однотонность помещений приводит к однообразию, преобладание различных интенсивных цветов может создать излишнюю контрастность цветовой отделки и пестроту, особенно, когда различные цвета наблюдаются в одном помещении (например, при окраске стен с выделением другими цветами их нижней части или при разном цвете стен одного помещения). В зарубежной практике, например в Англии, в последнее время стала применяться такого типа разноцветная отделка различных стен и даже каждой отдельной стены одного помещения, что имеет известное основание, так как этот прием позволяет при помощи цвета и оборудования в едином пространстве помещения выделить отдельные функционально различные его части.

Особенно велика роль цветов в производственных помещениях промышленных зданий. При выборе цветовой отделки необходимо учитывать условия производства, характер выполняемой зрительной работы, требуемые нормами уровни освещенности, цветов обрабатываемых материалов, оборудования, неподвижных и двигающихся частей станков и т. д., с тем, чтобы создать обстановку, отвечающую высоким требованиям гигиены, охраны труда, производственного комфорта и эстетики - условиям, способствующим повышению производительности труда. Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий (СН 181-61) для производственных помещений промышленных зданий, расположенных в южных и центральных районах СССР (если светопроемы помещений в зданиях центрального района ориентированы на южную сторону горизонта), а также для помещений с большим тепловыделением рекомендуются холодные тона.

Для помещений в производственных зданиях, расположенных в северных и центральных районах при ориентации окон на южную сторону горизонта и для помещений без естественного освещения, а также для не отапливаемых помещений - теплые тона. Нейтральные тона рекомендуются для помещений, к которым предъявляются высокие требования цвето-различия. Для отделки помещений, в которых выполняется работа высокой точности, целесообразны малонасыщенные цвета холодных или теплых тонов в зависимости от особенностей спектрального состава их освещения. Для различных поверхностей помещений (потолок, балки на перекрытии, верхние и нижние части стен, пол и др.) рекомендуются допустимые значения коэффициента отражения.

Определенные цвета установлены для отделки технологического оборудования. В окраске оборудования соответствующими цветами выделяются движущиеся части, опасные в отношении травматизма, кнопки и рукоятки управления. Применяются условные цвета для окраски трубопроводов и электрошин. Эти вопросы, относящиеся к области технической эстетики, в СССР разрабатываются специальными научными и производственными организациями.Внедрение в строительство новых видов полихромных материалов и изделий обогащает возможности архитектора, способствует достижению высокой степени заводской законченности элементов зданий, обеспечивает долговечность цветных поверхностей.

Лит.: Алексеев С. С., Цвет и освещение. Общие проблемы, в кн.: Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Стригалев А. А., Архитектурная полихромия в условиях типизации и стандартизации строительства, «Вопросы теории архитектурной композиции», 1958, вып. 3; Келер В., Лукхардт В., Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности, пер. с нем., М., 1961.