Процедуры

Анкерные линии. Жесткая анкерная линия Карабелли С.р.л. для подъема на опоры ВЛ и ПС различного класса напряжения Жесткая анкерная линия жал 1 сн эт

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В соответствие с Правилами по охране труда при работе на высоте для обеспечения безопасности подъема работников на рабочие места по лестницам, скобам или степ-болтам на высоту более 5 м - конструкции, оборудование, здания и сооружения должны быть оборудованы системами безопасности.

Металлические и железобетонные опоры воздушных линий электропередачи и порталы открытых распределительных устройств подстанций, а также другие конструкции, оборудование, здания и сооружения, обслуживание и ремонт которых выполняются на высоте.

Устройство и принцип действия ЖАЛ С-образного профиля

Нашим предприятием, на основе лучшего зарубежного опыта, было разработано по ГОСТ Р 353-1-2008 и внедрено в производство средство защиты от падения с высоты, которое предназначено для обеспечения непрерывности страховки электромонтера при подъеме (спуске) на опоры ВЛ 35-750 кВ и порталы ОРУ.

Данное средство защиты состоит из стационарно закрепленной на опоре ВЛ или портале ОРУ жесткой анкерной линии (ЖАЛ) и съемной страховочной каретки с амортизатором, которая свободно перемещается по ЖАЛ и в случае срыва (падения) работника при подъеме/спуске с опоры стопорится на ЖАЛ, тем самым предотвращает падение работника. При подъеме на опору страховочная каретка устанавливается на ЖАЛ, а амортизатор карабином закрепляется к расположенной на груди анкерной точке страховочной привязи работника. Амортизатор ограничивает в соответствии с ГОСТ Р 353-1-2008 высоту падения и динамическую нагрузку на работника при падении.

Стационарная страховочная линия ЖАЛ выпускается в двух модификациях:

  • без ступеней (для опор со степ-болтами);
  • с консольными ступенями (для опор без степ-болтов, многогранных опор и ж\б опор).

Страховочная направляющая выполнена в виде полуоткрытого С-образного профиля прямоугольного сечения (48 х 32 х 3) мм с прямоугольными отверстиями, пробитыми по всей длине профиля с интервалом 40 мм.

Страховочная направляющая, совмещенная с лестницей, имеет консольные ступеньки. Ступеньки привариваются к страховочной направляющей и имеют противоскользящую поверхность и боковые ограничительные выступы высотой 20 мм. Расстояние между ступеньками 280 мм.

Страховочная направляющая стационарно закрепляется к конструкциям стойки опоры или портала, по которым производится подъём (спуск) работника. Отдельные секции страховочной направляющей стыкуются между собой при помощи соединительных элементов, а в местах «излома» стойки опоры для соединения применяются радиальные страховочные направляющие.

Средство защиты от падения ползункового типа состоит из: страховочной каретки, демпферного стропа и карабина. Демпферный строп прикреплен к страховочной каретке и карабину.

Перед подъёмом на опору страховочная каретка вставляется внутрь страховочной направляющей, а демпферный строп прикрепляется к анкерной точке страховочной привязи работника.

При подъеме(спуске) работника на опору страховочная каретка перемещается внутри страховочной направляющей.

При срыве работника, перемещение страховочной каретки вниз внутри страховочной направляющей блокируется за счет зацепления стопора страховочной каретки за пробивное отверстие в направляющей, тем самым предотвращается дальнейшее падение работника с высоты.

ПРЕИМУЩЕСТВА

Применение страховочной системы обеспечивает непрерывность страховки работника при его подъёме или спуске на опору ВЛ и повышение безопасности и производительности труда по сравнению с другими способами страховки при подъёме на опору.

Применение механизма качения страховочной каретки снижает трение и обеспечивает плавность перемещения страховочной каретки внутри страховочной направляющей, а также позволяет оптимально перемещаться внутри страховочной направляющей в местах стыков и изгибов. Совмещение страховочной направляющей с лестницей, повышает удобство подъёма на опоры, неоснащенные стационарными лестницами, скобами или степ-болтами.

Для удобства и безопасности подъема на опору, а так же для ограничения подъема на опору посторонних лиц, нижняя секция ЖАЛ выполнена со съемными ступенями, которые эксплуатационный персонал устанавливает (снимает) перед подъемом (после спуска) на опору.

Нижние секции ЖАЛ крепятся к опоре с помощью антивандальных гаек, соответствующих требованиям ПАО «ФСК ЕЭС».

Требования к ним регламентирует ТР ТС 019/2011. Не стоит путать анкерные линии со средствами индивидуальной защиты работников, так как количество людей, которые могут одновременно работать на анкерной линии, определяется индивидуально для каждой такой системы. Расчет осуществляется на основе различных данных: длина самой линии, одного ее пролета, к которому крепятся работники, высота, материал базовой конструкции, на которой монтируется страховочная система и т.д. Фиксация системы возможна к любому основанию – бетонному, деревянному, металлическому и т.д. Для крепления используются анкера с распорной частью, обеспечивающие максимально надежное соединение.

Конструктивные особенности

Анкерная линия является системой, и в ее конструкцию входят различные компоненты:

  • Несущая конструкция. В зависимости от типа линии она может быть гибкой (стальной трос) или жесткой (балка, рельс).
  • Страховочная часть. Комплектация страховочной части также зависит от вида анкерной линии. Основным ее элементом является подвижная точка, катящаяся или скользящая по несущей. Уже к ней с помощью карабинов и строп закрепляется работник.
  • Монтажные элементы. Они применяются для монтажа и надежного закрепления системы на базовой поверхности.

Классификация

Существуют различные виды анкерных линий, отличающиеся по своей конструкции, расположения несущего элемента и материала изготовления:

  • По ориентации несущего элемента выделяют вертикальные и горизонтальные линии.
  • По конструкции и материалу изготовления – гибкие и жесткие.
  • По времени использования – стационарные и временные.

Гибкие

Конструктивным отличием гибких анкерных линий является использование стального троса в качестве несущего элемента. Монтаж может осуществляться вертикально и горизонтально, в зависимости от специфики работ. Для крепления используются концевые анкеры. В том случае, если длина тросовой линии превышает 10 метров для вертикальных и 12 метров для горизонтальных систем, на их протяжении устанавливаются дополнительные анкеры. Шаг установки дополнительных крепежных элементов составляет 10-12 метров.

Так как основная нагрузка в конструкции гибких систем приходится на концевые анкеры, в комплектацию включаются элементы, обеспечивающие снижение нагрузки в случае падения рабочего. Этой цели служат демпферы. Демпфер не амортизирует силу рывка, оказываемого на человека в случае его падения. Для этого применяются амортизаторы, входящие в комплект СИЗ.

Гибкие анкерные системы могут быть одно- и двухлинейными. Существенным отличием их конструкции является наличие одной или двух направляющих, по которым передвигается подвижная анкерная точка. Однолинейные конструкции применяются чаще, так как они могут применяться и при вертикальном и горизонтальном перемещении людей. Двухлинейные могут эксплуатироваться только для обеспечения безопасности горизонтального перемещения, а в таких случаях целесообразнее монтировать жесткие конструкции, отличающиеся более простым монтажом, обслуживанием, доступной стоимостью.

Гибкие (тросовые) линии могут быть как стационарными, так и временными. Последние могут быть тросовыми, ленточными, веревочными. Тросовые и ленточные изделия надежнее, поэтому они имеют более широкую область применения. Веревочные гибкие линии универсальны. Они выполняют не только стандартные для анкерных линий задачи, но и могут использоваться в качестве самостраховочного стропа или петли обхватки. Еще одной областью применения веревочных линий является эвакуация людей по вертикальным поверхностям, когда иные пути оказываются недоступны.

Горизонтальные гибкие анкерные линии применяются для обеспечения безопасности при выполнении различных высотных работ, вертикальные – для подъема рабочих на высоту. Они устанавливаются на поверхностях, угол наклон которых превышает 75 градусов. Такая система способна обеспечить практически мгновенную остановку и значительно сократить глубину срыва. Их можно использовать на сооружениях любого типа. Крепление осуществляется как к ступеням, так и к тетиве лестницы. В вертикальных конструкциях используется перемещаемый узел ползункового типа, в то время, как в горизонтальных чаще используются роликовые каретки. Стабилизация линии осуществляется с помощью промежуточных направляющих, для достижения и фиксации необходимого натяжения линии применяются талрепы.

Жесткие

Жесткие стационарные анкерные линии создаются на основе стальной балки (тавра или двутавра) или алюминиевого рельсового профиля. Несущий элемент жестко фиксируется на базовой поверхности прямолинейно или с изгибами, в зависимости от конкретной ситуации. Также, как и в гибких системах, по несущей балке передвигается роликовая или безроликовая каретка. К последней крепится система страховочных тросов. Для смягчения рывка в случае падения применяются амортизаторы.

Установка жестких систем осуществляется вдоль края монтажного горизонта в соответствие с рекомендациями производителя. В качестве крепежного элемента применяются структурные анкеры:

  • Концевые. Устанавливаются на концах несущей балки.
  • Промежуточные. Используются не во всех страховочных конструкциях. Необходимость в них возникает при значительной длине анкерной линии, для обеспечения дополнительной безопасности.

Анкерные точки предназначены для применения с определенным видом страховочной конструкции. Как правило, в качестве подвижных точек используются роликовые или безроликовые каретки, к которым монтируются самостраховочные стропы или тросы. При работе на высоте в безопорных условиях, обязательно применяются дублирующие страховочные средства – анкерная лини и самостраховочный строп. В отличие от гибких, стационарные жесткие конструкции могут использоваться без ограничений.

Как правило, анкерные линии разрабатываются таким образом, чтобы на одном пролете (между соседними анкерами крепления) находился один рабочий, но при пропорциональном увеличении технических допусков возможно изготовление конструкций, где между двумя крепежными узлами может находиться большее количество людей. В жестких анкерных линиях нагрузка между соседними креплениями распределяется равномерно, в то время, как в гибких страховочных конструкциях основная нагрузка приходится на концевые анкера.

Стационарные жесткие анкерные линии могут быть тавровыми или профильными. В первом случае в качестве несущего элемента используется тавр или двутавр. В профильных конструкциях несущий элемент представляет собой незамкнутый профиль прямоугольного сечения с продольной щелью по всей длине. Внутрь тавра или профиля устанавливается роликовая каретка, являющаяся основным элементом подвижной анкерной точки. К ней, в свою очередь, крепятся страховочные тросы или стропы.

Монтаж анкерных линий выполняется на высоте не ниже уровня груди. Оптимально располагать их выше уровня головы человека. Запрещается установка страховочных линий ниже уровня ступней рабочего. Анкерные столбики могут быть в любом исполнении (напольном, стенном, потолочном). Они монтируются с помощью резьбовых шпилек М12 к дополнительной крепежной плите.

Применение

Основной задачей анкерной линии является амортизация рывка в случае, если человек срывается с высоты. Они могут применяться только в комплекте с различными СИЗ (тросы, стропы, карабины и т.д.). Эти системы используются при выполнении широкого спектра работ:

  • Промышленный альпинизм.
  • Ремонтно-отделочные и фасадные работы.
  • Кровельные работы.
  • Подъем на большую высоту (мачты, опоры).
  • Спуск в колодцы и многое другое.

Выбор анкерной линии

ООО «Анкерные линии» предлагает все виды страховочных конструкций. Для выбора оптимального варианта необходимо учесть следующие параметры:

  • Размеры сооружения.
  • Количество рабочих мест.
  • Необходимая степень свободы рабочего.
  • Необходимость обеспечения выполнения работ сидя.
  • Вид и условия выполнения работ.

Все компоненты анкерных линий изготавливаются таким образом, чтобы обеспечить защиту рабочего не только от случайного падения, но и от повреждения рук. Каждый элемент должен полностью соответствовать требованиям стандартов.

Правила эксплуатации

Обеспечение безопасности рабочих зависит не только от качества используемых анкерных линий, но и от соблюдения правил их эксплуатации:

  • Все специалисты, допускаемые к пользованию этими системами, обязательно должны предварительно проходить обучение высотным работам.
  • Аттестация работников, допускаемых к высотным работам, проводится не реже одного раза в три года.
  • Не допускаются к работе люди, имеющие медицинские противопоказания к таким работам.
  • Целостность всех элементов страховочной конструкции проверяется перед каждым ее использованием. На карабинах, стропах, петлях не должно быть никаких повреждений. Линия с поврежденными элементами конструкции использоваться не может. Проверка осуществляется работниками, относящимся к 3 группе по безопасности (в соответствие с Правилами охраны труда при выполнении работ на высоте).
  • Эксплуатация анкерных линий должна осуществляться в соответствие с инструкцией, разработанной производителем.
  • При хранении снаряжения необходимо полностью исключить вероятность его трения об острые углы, абразивные поверхности и т.п.
  • Во время хранения анкерной линии необходимо исключить вероятность воздействия на нее влаги, агрессивных химических веществ, экстремально высоких или экстремально низких температур.
  • Анкерные линии могут эксплуатироваться только в полном комплекте, отдельное использование их элементов не допускается.
  • На случай возникновения аварийной ситуации в компании, использующей анкерные линии, обязательно должен быть разработан детальный план спасательных мероприятий.

Нормативной документацией предписывается обязательное проведение регулярных проверок анкерных линий. Проверка статическими нагрузками выполняется не менее, чем раз в год. величина нагрузок определяется в зависимости от конструкции анкерной линии в соответствие с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Обязательному испытанию подлежат также те изделия, которые в процессе эксплуатации подверглись серьезному рывку. В этом случае проводится внеплановая проверка, независимо от срока использования и хранения анкерной линии. Все результаты проведенных испытаний заносятся в специальную карточку, которая заводится на каждую анкерную линию.

Сократить нормативный период между двумя проверками может не только сильная динамическая нагрузка, но и другие негативные факторы, оказавшие воздействие на страховочные конструкции во время их эксплуатации. В случае, если изделие подвергалось во время хранения воздействию химических, температурных или других серьезных воздействий, перед их использованием обязательно должна быть проведена проверка. Ее целью является определение вероятности повреждения анкерной линии в результате экстремального воздействия на нее. Замена конструктивных элементов проводится в соответствие с нормативной документацией с учетом степени износа. Ремонт анкерных линий может выполнять либо производитель, либо компании, имеющие соответствующий сертификат. Самостоятельный ремонт анкерной линии или ее частей недопустим.

Надежная анкерная линия и соблюдение правил ее эксплуатации помогут обеспечить максимальную безопасность рабочих во время выполнения высотных работ. Также они позволяют минимизировать вероятность нанесения существенного вреда для здоровья и жизни людей в случае возникновения нештатной аварийной ситуации.

131. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии.

132. Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.

133. Анкерные линии должны быть снабжены устройством для их крепления к конструктивным элементам здания, сооружения. При использовании в конструкции каната - устройством для его натяжения, обеспечивающим удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.

134. Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.

135. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.

136. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочего места, и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться жесткие анкерные линии, расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту.

Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.

137. При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам - не более 1,2 м.

138. Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается.

При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.

Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.

139. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, - менее 56000 Н (5600 кгс).

140. Канаты, устанавливаемые на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть изготовлены из стального каната диаметром 10,5 или 11,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).

141. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног его необходимо предварительно (до установки на промежуточные опоры) натянуть усилием от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) - в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.

142. Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).

143. Величина предварительного натяжения с учетом провисания в середине пролета натянутого каната определяется в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 13 к Правилам.

Величина провисания должна учитываться при расчете запаса высоты.

144. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым крепят канат, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку в 22000 Н (2200 кгс), действующую в течение 0,5 секунды.

145. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.

146. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.

147. В организации должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации канатов в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.

148. Эксплуатация каната разрешается в том случае, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат, в процессе эксплуатации также не должны быть обнаружены разрушения или трещины.

149. Каждый канат анкерной линии должен иметь маркировку, включающую:

а) товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);

б) значение статического разрывного усилия;

в) длина каната;

г) дата изготовления (месяц, год);

д) обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.

Требования по охране труда к применению лестниц, площадок, трапов

150. Конструкция приставных лестниц и стремянок должна исключать возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон) на нижних концах должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.

При установке приставной лестницы в условиях, когда возможно смещение ее верхнего конца, последний необходимо надежно закрепить за устойчивые конструкции.

151. Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам или проводам, снабжаются специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от напора ветра или случайных толчков.

У подвесных лестниц, применяемых для работы на конструкциях или проводах, должны быть приспособления, обеспечивающие прочное закрепление лестниц за конструкции или провода.

152. Устанавливать и закреплять лестницы и площадки на монтируемые конструкции следует до их подъема. Длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.

153. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 м надлежит применять страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице (при условии закрепления лестницы к строительной или другой конструкции).

154. Приставные лестницы без рабочих площадок допускается применять только для перехода работников между отдельными ярусами здания или для выполнения работ, не требующих от работника упора в строительные конструкции здания.

155. При использовании приставной лестницы или стремянок не допускается:

а) работать с двух верхних ступенек стремянок, не имеющих перил или упоров;

б) находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;

в) поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент.

156. Не допускается работать на переносных лестницах и стремянках:

а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;

б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;

в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;

г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.

157. Не допускается установка лестниц на ступенях маршей лестничных клеток. Для выполнения работ в этих условиях следует применять подмости.

158. При работе с приставной лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения ее падения от случайных толчков (независимо от наличия на концах лестницы наконечников) место ее установки следует ограждать или охранять. В случаях, когда невозможно закрепить лестницу при установке ее на гладком полу, у ее основания должен стоять работник в каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.

159. При перемещении лестницы двумя работниками ее необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об опасности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.

160. Лестницы и стремянки перед применением осматриваются ответственным исполнителем работ (без записи в журнале приема и осмотра лесов и подмостей).

161. Лестницы должны храниться в сухих помещениях, в условиях, исключающих их случайные механические повреждения.

162. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше здания с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, устраивают трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы закрепляются.

163. Сообщение между ярусами лесов осуществляется по жестко закрепленным лестницам.

Требования по охране труда при применении когтей и лазов монтерских

164. Монтерские когти должны соответствовать установленным требованиям и предназначаются для работы на деревянных и деревянных с железобетонными пасынками опорах линий электропередачи и связи, на железобетонных опорах воздушных линий электропередачи (ВЛ), а также на цилиндрических железобетонных опорах диаметром 250 мм ВЛ.

165. Монтерские лазы предназначены для подъема на железобетонные опоры прямоугольного сечения ВЛ, универсальные лазы - для подъема на унифицированные железобетонные цилиндрические и конические опоры ВЛ.

166. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.

167. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) установлен в документации производителя, но не более 5 лет.

168. На подножке когтя, лаза должны быть нанесены:

а) товарный знак изготовителя;

в) дата изготовления.

169. Когти и лазы подлежат обязательному осмотру до и после использования.

170. Обслуживание и периодические проверки когтей и лазов проводятся на основании эксплуатационной документации изготовителя.

171. Запрещается использовать когти и лазы для подъема на обледенелые опоры, при наличии гололедно-изморозевых отложений на проводах и конструкциях опор линий, создающих нерасчетную нагрузку на опоры, а также при температуре воздуха ниже допустимой, указанной в инструкции по эксплуатации изготовителя когтей или лаз.

Требования по охране труда к оборудованию, механизмам, ручному инструменту, применяемым при работе на высоте

172. Требования безопасной эксплуатации оборудования, механизмов, средств малой механизации, ручного инструмента при работе на высоте должны содержаться в инструкциях по охране труда.

173. Оборудование, механизмы, ручной механизированный и другой инструмент, инвентарь, приспособления и материалы, используемые при выполнении работы на высоте, должны применяться с обеспечением мер безопасности, исключающих их падение (размещение в сумках и подсумках, крепление, строповка, размещение на достаточном удалении от границы перепада высот или закрепление к страховочной привязи работника).

Инструменты, инвентарь, приспособления и материалы весом более 10 кг должны быть подвешены на отдельном канате с независимым анкерным устройством.

174. После окончания работы на высоте оборудование, механизмы, средства малой механизации, ручной инструмент должны быть сняты с высоты.

Требования по охране труда при работах на высоте с применением грузоподъемных механизмов и устройств, средств малой механизации

175. Все грузоподъемные машины, механизмы и устройства, в том числе лебедки, полиспасты, блоки, тали, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара, строительные подъемники (вышки), фасадные подъемники в установленном порядке регистрируются, вводятся в эксплуатацию, подвергаются периодическим осмотрам и техническим обследованиям, обеспечиваются техническим обслуживанием, за их техническим состоянием и условиями эксплуатации устанавливается соответствующий надзор и контроль.

176. Каждый грузоподъемный механизм и устройство должен иметь документацию, предусмотренную соответствующим техническим регламентом, стандартом или техническими условиями на изготовление.

177. Каждый грузоподъемный механизм и грузоподъемное устройство должен иметь четкую маркировку на видном месте с указанием максимальной безопасной рабочей нагрузки.

Грузоподъемность блоков и полиспастов указывается изготовителем в паспорте на них, на клейме крюка, на обойме блока или на металлической табличке, прикрепляемой к наружной щеке блочной обоймы.

178. Выполнение работ с люлек строительных подъемников (вышки) и фасадных подъемников в соответствии с осмотром рабочего места осуществляется с использованием удерживающих систем или страховочных систем.

179. Рабочие места грузоподъемных механизмов, расположенные выше 5 м, должны обеспечиваться средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения), предусмотренными приложением № 12 к Правилам.

180. Места установки грузоподъемных механизмов и режимы их работы должны соответствовать ППР на высоте или технологической карте.

181. Не допускается подъем груза или иное (кроме испытаний) нагружение механизма подъема сверх установленной рабочей нагрузки или массы груза, а также эксплуатация грузоподъемных механизмов и устройств без соответствующих сигнальных систем.

182. Подъемники, предназначенные для подъема людей, оборудуются клетью, которая должна быть устроена таким образом, чтобы предотвращалось падение людей или попадание их между клетью и неподвижной конструкцией подъемника при закрытой двери клети, а также травмирование противовесами или падающими сверху предметами.

183. Ворота в ограждении шахты подъемника оснащаются устройством, обеспечивающим их открытие только при нахождении клети на площадке погрузки (выгрузки) груза, посадки (выхода) людей и блокирующим движение клети с площадки при открытых воротах.

184. На платформе грузового подъемника на видном месте и на механизме подъема должна быть нанесена четко различимая надпись с информацией о грузоподъемности в килограммах, на подходе к подъемнику и на платформе подъемника - надпись, запрещающая использовать подъемник для подъема людей.

185. На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.

186. Груз (каждая часть груза) в процессе подъема, перемещения, опускания должен иметь надежную строповку или опору, исключающую возможность падения груза (части груза).

187. Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.

188. Нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности.

189. Для грузов, у которых имеются петли, цапфы, рымы, разрабатываются схемы их строповки. Для грузов, не имеющих таких устройств, разрабатываются способы строповки, которые должны быть указаны в ППР на высоте. Схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов вывешиваются на рабочих местах.

190. Строповка поднимаемого груза за выступы, штурвалы, штуцера и другие устройства, не рассчитанные для его подъема, не допускается.

191. Длинномерные грузы (балки, колонны) при подъеме и спуске должны направляться с использованием канатных, тросовых оттяжек.

192. При приеме или отправлении груза с лестничных и других площадок работы организуются так и площадки оборудуются таким образом, чтобы исключалась необходимость работникам наклоняться наружу за ограждения площадок.

193. При подъеме грузов в местах с регулярным движением транспортных средств устанавливаются ограждения и оборудуется объездной путь или принимаются меры для остановки движения транспортных средств при подъеме единичных грузов.

194. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к производимым работам.

195. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности.

196. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки.

197. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительной проверки прочности несущих конструкций не допускается.

198. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами:

а) оставлять груз в подвешенном состоянии;

б) поднимать, опускать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;

в) производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;

г) подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;

д) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, поднимать примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;

е) оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;

ж) освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;

з) работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы.

199. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты "Опасная зона", "Проход закрыт".

200. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормоза, и только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту. Для исправления строповки груз должен быть опущен.

201. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания за окружающие предметы, не допуская закручивания стропов.

202. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:

а) находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;

б) применять удлиненный (против штатного) рычаг;

в) переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.

203. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.

204. Эксплуатация рычажных лебедок не допускается:

а) при проскальзывании каната во время изменения направления движения рукоятки прямого хода;

б) при недостаточном протягивании каната за один ход;

в) при свободном проходе каната в сжимах тягового механизма;

г) при резке предохранительных штифтов или фиксаторов.

205. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР на высоте.

206. Место установки лебедки необходимо выбирать исходя из следующих требований:

а) лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению груза;

б) место установки лебедки должно обеспечивать обзор зоны работы и визуальное наблюдение за поднимаемым (перемещаемым) грузом;

в) должно быть обеспечено надежное закрепление лебедки, крепление и правильное направление намотки каната на барабан лебедки;

г) канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.

При установке лебедки в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия и другие элементы стены стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей каната должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление должно производиться за раму лебедки, приваривать раму не допускается.

При установке лебедки на земле ее необходимо крепить за якорь или через упор с противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.

Лебедки, устанавливаемые на земле и применяемые для перемещения подъемных подмостей, загружаются балластом весом, превышающим тяговое усилие лебедки не менее чем в два раза. Балласт закрепляется на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.

Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам для обслуживания оборудования, крепить их к трубопроводам и их подвескам не допускается.

Для уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат должен подходить к барабану снизу, а его набегающая ветвь должна быть по возможности близка к горизонтальному положению и не более чем на 2° отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана и равноотстоящей от его реборд, что может обеспечиваться применением отводных блоков.

207. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.

Не допускается работа лебедок:

а) при ненадежном закреплении лебедки на рабочем месте;

б) при неисправности тормозов;

в) при неисправности привода;

г) при отсутствии ограждения привода;

д) при ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке на барабан.

208. Не допускаются ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.

209. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.

210. Количество работников, обслуживающих лебедки с ручным приводом, рассчитывается исходя из конкретных условий работы и расчетного усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки (из расчета усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки одним работником в 120 Н (12кгс) и до 200 Н (20 кгс) при кратковременном приложении).

211. Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, оснащаются колодочным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.

212. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, не допускается.

213. Тали должны соответствовать установленным требованиям.

214. Корпус кнопочного аппарата управления тали, управляемой с пола, выполняется из изоляционного материала либо должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован трос, на котором подвешен кнопочный аппарат.

Пусковые аппараты ручного управления талями должны подвешиваться на стальном тросе такой длины, чтобы можно было управлять механизмом, находясь на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. При расположении аппарата управления ниже 0,5 м от пола его следует подвешивать на крючок, укрепленный на тросе на высоте 1-1,5 м от пола.

215. Механизм подъема ручных талей должен быть снабжен тормозом, обеспечивающим плавное опускание груза под действием силы тяжести и остановку груза в любой момент подъема или опускания.

216. Концевые выключатели электрической тали должны обеспечивать остановку механизма подъема груза так, чтобы зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 50 мм.

217. При подъеме груза доводить грузозахватный орган (обойму крюка) до концевого выключателя и пользоваться им для автоматической остановки механизма подъема не допускается.

218. Электрические тали оборудуются ограничителем грузоподъемности и ограничителем нижнего положения крюковой подвески.

219. Техническое освидетельствование талей проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации.

220. Состояние талей проверяется перед каждым их применением.

221. Подтаскивание груза крючком или оттяжка поднимаемого груза электрическими талями не допускается. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме груза допускается не более чем на 5°.

222. При сборке полиспастов и при подъеме груза необходимо следить за тем, чтобы подвижные и неподвижные обоймы были параллельны друг другу. Косое положение одного блока относительно другого может привести к соскальзыванию каната с блока.

224. Тяговый (сбегающий) конец каната должен быть направлен к лебедке так, чтобы он не вызывал перекоса блока полиспаста.

225. Отводные блоки рекомендуется применять разъемной конструкции, позволяющей запасовывать канат в блок в любом месте по его длине. Располагать отводные блоки необходимо так, чтобы проходящий через них тяговый конец каната не имел косого набегания на блок полиспаста.

226. Применять при оснастке полиспастов блоки разной грузоподъемности не допускается.

227. При подборе блока по грузоподъемности необходимо проверять соответствие размеров ручья ролика диаметру каната. Диаметр ручья ролика должен быть больше диаметра каната на 1-3 мм.

228. При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов необходимо избегать бокового опирания обоймы верхнего блока на ригель или балку. Перекос роликов верхнего блока по отношению к канату не допускается.

229. При оснастке полиспастов должны соблюдаться следующие требования:

а) при четном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к неподвижному блоку;

б) при нечетном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к подвижному блоку.

230. Технические освидетельствования блоков и полиспастов проводятся нагрузками, указанными в документации производителя.

231. Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:

а) канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;

б) при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;

в) крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;

г) применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;

д) сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;

е) петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.

232. Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.

233. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

234. Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.

235. Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

236. Требования безопасности к цепям:

а) пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;

б) коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 - при ручном;

в) коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;

г) сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.

Требования по охране труда при монтаже и демонтаже на высоте стальных и сборных несущих конструкций

237. Монтаж сборно-монолитных, крупнопанельных и многоэтажных конструкций производится по ППР на высоте, в котором дополнительно к содержанию ППР на высоте, предусмотренному приложением № 6 к Правилам, должны быть отражены:

а) специфика монтируемых конструкций;

б) технические способы их безопасной установки, способы подъема и установки монтируемых несущих конструкций, исключающих их дисбаланс, неустойчивость или перекашивание в процессе этих операций;

в) указание позиции и расположения арматуры в элементах конструкции;

г) допустимые нагрузки на элементы и конструкцию в целом;

д) требуемое применение лестниц, настилов, подмостей, платформ, подъемных клетей, монтажных люлек и других аналогичных средств, ограждений, мобильных рабочих платформ.

238. Подъем несущих конструкций и их частей должен производиться способами, согласно ППР на высоте, исключающими их случайное вращение.

Требования по охране труда при установке и монтаже на высоте деревянных конструкций

239. При выполнении плотницких работ на высоте дополнительными опасными и вредными производственными факторами являются:

а) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

б) движущиеся машины и механизмы;

в) вибрация.

240. Укладка балок междуэтажных и чердачных перекрытий, подбивка потолков, а также укладка накатов с приставных лестниц запрещаются. Указанные работы необходимо выполнять с подмостей.

241. Щиты или доски временных настилов, уложенные на балки междуэтажных или чердачных перекрытий, необходимо соединять впритык, а место их стыкования располагать по осям балок.

242. Элементы конструкций следует подавать на место сборки в готовом виде. При установке деревянных конструкций не допускается:

а) рубить, тесать, производить иную обработку деталей и пиломатериалов или изготовление деталей конструкций на подмостях и возведенных конструкциях (за исключением пригонки деталей по месту);

б) подклинивать стойки лесов и подмостей обрезками досок, кирпичами и другими нештатными приспособлениями и материалами;

в) ставить подмости, приставные лестницы, стремянки на накаты или на подшивку потолка;

г) ходить и стоять на накатах и потолочной подшивке. Для прохода работников в указанных местах необходимо укладывать на балки временные настилы шириной не менее 0,7 м;

д) разбирать леса, подмости и настилы способом обрушения и валки;

е) накапливать на подмостях пиломатериалы, бревна, обрабатываемые детали.

Требования по охране труда при выполнении кровельных и других работ на крышах зданий

243. При выполнении кровельных работ должны быть предусмотрены мероприятия, предупреждающие воздействие на работников дополнительных вредных производственных факторов, к которым относятся:

а) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

б) высокая температура битумных мастик;

в) пожаро- и взрывоопасность применяемых рулонных и мастичных материалов, разбавителей, растворителей;

г) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

д) недостаточная освещенность рабочей зоны;

е) опасность поражения электрическим током;

ж) шум и вибрация.

244. Дополнительные мероприятия по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов при производстве кровельных и гидроизоляционных работ должны включаться в ППР на высоте, в технологические карты и наряды-допуски.

245. Допуск работников к выполнению кровельных и других работ на крышах зданий производится в соответствии с нарядом-допуском после осмотра ответственным исполнителем работ или мастером совместно с бригадиром несущих конструкций крыши и ограждений и определения их состояния и мер безопасности.

246. Перед началом выполнения работ необходимо:

а) оградить электросеть и электрооборудование, находящиеся на расстоянии 2,5 м и ближе к месту ведения работ;

б) проверить прочность стропил;

в) определить места установки анкерных устройств, определить трассировку соединительной подсистемы;

г) выполнить установку анкерных устройств и убедиться в их надежности;

д) подготовить переносные стремянки и площадки для передвижения и приема материалов на крыше;

е) обеспечить работников средствами защиты от падения с высоты, специальной одеждой и обувью, защитными касками.

247. Работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, производятся с применением удерживающих, позиционирующих, страховочных систем и/или систем канатного доступа в соответствии с ППР на высоте или нарядом-допуском.

248. Подниматься на кровлю и спускаться с нее следует только по лестничным маршам и оборудованным для подъема на крышу лестницам. Использовать в этих целях пожарные лестницы запрещается.

249. Элементы и детали кровель, в том числе компенсаторы в швах, защитные фартуки, звенья водосточных труб, сливы, свесы, следует подавать на рабочие места в заготовленном виде, в контейнерах.

Заготовка элементов и деталей кровель непосредственно на крыше не допускается.

250. Размещать на крыше материалы допускается только в местах, предусмотренных ППР на высоте, с принятием мер против их падения, в том числе от воздействия ветровой нагрузки. Во время перерывов в работе технические приспособления, инструмент и материалы должны быть закреплены или убраны с крыши.

251. Выполнение работ по установке (подвеске) готовых водосточных желобов, воронок и труб, а также колпаков и зонтов на дымовых и вентиляционных трубах, по покрытию парапетов, отделке свесов следует производить со специальных подмостей, выпускных лесов, с самоподъемных люлек или автомобильных подъемников, а также с использованием систем канатного доступа.

Не допускается использование приставной лестницы при устройстве зонтов на дымовых и вентиляционных трубах.

252. Места производства кровельных работ обеспечиваются не менее чем двумя эвакуационными выходами (лестницами), телефонной или другой связью, а также первичными средствами пожаротушения по установленным нормам.

253. При выполнении кровельных работ несколькими звеньями расстояние между ними должно быть не менее 10 м, а нанесение горячей мастики на основание не должно опережать приклейку рубероида более чем на 1 м. Работа одного звена над другим по вертикали не допускается.

254. Нанесение мастики, разбавителей, растворителей на поверхности производится в направлении, совпадающем с направлением движения воздуха.

Требования по охране труда при выполнении работ на дымовых трубах

255. При выполнении работ на дымовых трубах дополнительными опасными и вредными производственными факторами являются:

а) опасность травмирования работников падающими предметами, в том числе конструктивными элементами трубы;

б) наличие газов, аэрозолей, в том числе дыма от действующих дымовых труб;

в) высокие ветровые нагрузки;

г) потеря прочности стационарно установленных лестниц или наружных трапов металлических скоб, вмонтированных в стену дымовой трубы.

256. При подъеме на дымовую трубу запрещается браться за верхнюю последнюю скобу и становиться на нее.

257. Площадка верхнего яруса лесов должна быть ниже не менее 0,65 м от верха дымовой трубы.

258. Площадки лесов, расположенных ниже, следует использовать как улавливающие площадки, которые необходимо сооружать над входом в дымоход и над проходами и рабочими местами, где имеется опасность травмирования работников падающими предметами.

Вертикальная ж есткая анкерная линия VERTIKAL обеспечивает непревзойденный уровень безопасности при подъеме/спуске по любым типам стационарных лестниц.

Анкерная линия может быть установлена как в помещении, так и , в том числе в суровых климатических или эксплуатационных условиях (районы Крайнего Севера, морские буровые платформы, ).

Благодаря специальной конструкции захват (перемещаемое средство защиты ползункового типа) беспрепятственно перемещается по всей длине жесткой анкерной линии без помощи рук, обеспечивая тем самым непрерывную защиту пользователя на всей протяженности участка подъема/спуска.

Преимущества жесткой анкерной линии:

  • Состав вертикальной жесткой анкерной линии:


    Перемещаемое средство защиты ползункового типа (захват) (арт. RVL101)

    Обеспечивает сободное перемещение по вертикальной лестнице при подъёме/спуске. Автоматически блокируется на анкерной линии при падении.

    В комплект входит 2 захвата.

    Материал: нержавеющая сталь.

Анкерная линия — компонент системы обеспечения безопасности на высоте, включающий в себя закрепляемый на опоре синтетический канат, стальной трос или жесткую металлоконструкцию, к которым могут присоединяться другие компоненты соединительно-амортизационной подсистемы для обеспечения безопасного перемещения работника и выполнения высотных работ.

Помимо несущей части — каната, троса или металлоконструкции — анкерная линия может включать в себя и другие составляющие: средства для натяжения линии, амортизирующие устройства, мобильные анкерные точки.

Работник может присоединяться к анкерной линии при помощи страховочного или удерживающего стропа, страховочного устройства, СИЗ втягивающего типа. Выбор способа присоединения зависит от типа системы обеспечения безопасности и вида анкерной линии.

Анкерные линии можно разделить на две большие группы: жесткие и гибкие.

Основной компонент жесткой анкерной линии — рельс или проволочный трос, прикрепленный к сооружению таким образом, что боковые смещения линии ограничены. Жесткие анкерные линии, как правило, устанавливаются на длительный срок и предназначены для периодического выполнения работ. Они обычно требуют больше времени и трудозатрат на установку по сравнению с мобильными гибкими линиями, но при этом долговечны, надежны и просты в эксплуатации.

Гибкая анкерная линия включает в себя канат из синтетических волокон или проволочного троса, соединенный с одним или несколькими анкерными устройствами. Как правило, гибкие анкерные линии могут использоваться с различными анкерными устройствами, что позволяет применять их в различных условиях. Гибкие анкерные линии необходимо защищать от контакта с острыми кромками, способными нанести им повреждения. Одним из примеров гибкой анкерной линии является Petzl GRILLON .


Жесткая анкерная линия


Гибкая анкерная линия


Анкерная линия Camp Temporary Lifeline с устройством для натяжения и анкерными петлями

Анкерные линии могут располагаться в пространстве горизонтально, вертикально или под углом к поверхности.

Горизонтальные анкерные линии находят широкое применение в удерживающих и страховочных системах. Горизонтальные линии с синтетическим канатом или тросом обычно включают в себя устройство для натяжения линии. При этом нельзя создавать силу натяжения больше, чем допускает производитель, так как при этом значительно возрастает нагрузка на анкерные устройства и опоры. При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м. Горизонтальная анкерная линия идеально подходит для выполнения работ по обслуживанию крыш и скатов.

Для передвижения вдоль вертикальных или наклонных плоскостей применяются вертикальные и наклонные анкерные линии . При этом для присоединения работника должно использоваться страховочное устройство ползункового типа, автоматически фиксирующееся в случае падения. Используемое страховочное устройство должно быть совместимо с анкерной линией. В качестве таких устройств можно использовать Petzl ASAP или Camp Goblin .

В системах канатного доступа применяются две отдельные независимые вертикальные гибкие анкерные линии из специального синтетического каната (реже троса), обладающего определёнными прочностными и динамическими характеристиками, что должно быть подтверждено соответствием государственному стандарту.


Гибкая вертикальная анкерная линия


Гибкая наклонная анкерная линия

Для присоединения к анкерной линии могут использоваться мобильные анкерные точки — специальные приспособления, зачастую предназначенные для использования только с конкретным видом анкерной линии и функционирующие согласно инструкции производителя. Мобильные анкерные точки могут иметь вид каретки или скобы. Мобильная анкерная точка может иметь конструкцию, позволяющую преодолевать промежуточные опоры на анкерной линии без отсоединения от линии.



Мобильная анкерная точка

Анкерные линии могут содержать встроенные амортизаторы, служащие для снижения возникающей при падении работника нагрузки до приемлемой величины, не приводящей к разрушению линии.

По длительности использования анкерные линии можно разделить на временные и постоянные.

Временные анкерные линии демонтируются после завершения работы. Постоянные анкерные линии применяются для периодического выполнения работ. К примеру, постоянная анкерная линия на крыше здания или сооружения может использоваться для периодической очистки кровли от снега и наледи, очистки водостоков, ремонта кровли.

Использование постоянных анкерных линий имеет значительное преимущество: отпадает необходимость каждый раз осуществлять выбор точек опоры, установку анкерных устройств, закрепление анкерных линий и т.д. Это увеличивает скорость выполнения работ, а также безопасность, так как снижается количество действий, требующих высокого уровня компетенции и в которых может быть допущена ошибка. Анкерные линии, установленные на длительный срок, необходимо обслуживать: проводить периодический осмотр, выбраковку и замену поврежденных частей. Для периодического выполнения работ наиболее подходят жесткие анкерные линии, либо гибкие анкерные линии со стальным тросом ввиду их прочности и устойчивости к внешним воздействиям.

Комбинирование анкерных линий между собой и с другими средствами индивидуальной защиты от падения с высоты позволяет расширить область безопасного перемещения работника.