Уход

Сроки слияния фтс и фнс. Слияние таможни и налоговой: «Бизнес будет только аплодировать» . Обмен данными по рискам

Решение о создании единого фискального органа путем объединения налоговой и таможенной служб будет принято до мая 2018 года, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тогда же власти определят параметры налоговой реформы

Игорь Шувалов (Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»)

К маю 2018 года, «началу нового политического цикла», может быть создан единый фискальный орган путем объединения ФНС и ФТС, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС во вторник, 21 ноября, передал корреспондент РБК. «Каким образом будет построен налоговый администратор, как он будет взаимодействовать с гражданами и юридическими лицами — это в целом будет зависеть от того, как будет чувствовать себя система в целом», — заявил чиновник. Появление единого фискального органа позволит государству получить «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы», пояснил вице-премьер.

Решение должно быть принято именно к маю, поскольку тогда «появится новое правительство». «Когда появляется новое правительство, президент всегда принимает решение о системе органов исполнительной власти», — напомнил первый вице-премьер. Шувалов признал, что вопрос о создании единого фискального органа — «непростой и болезненный». Он отметил, что возможен вариант «сохранения налогового администратора в том виде, в котором он существует сегодня».

Шувалов также рассказал, что к маю 2018 года должны быть окончательно определены параметры налоговой реформы. Решения «по налоговой системе, по налоговым ставкам» должны быть приняты «в начале политического цикла, чтобы все жили спокойно шесть лет», оценивали налоговую нагрузку и планировали бизнес, объяснил Шувалов.

Замминистра финансов Илья Трунин после выступления вице-премьера пояснил журналистам, что в настоящий момент «идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС». «Мы сейчас работаем как министерство не над тем, как дальше будет функционировать фискальная система, а над тем, как оптимизировать процесс, сделать единый механизм администрирования», — заявил Трунин. Глава ФНС Михаил Мишустин отказался комментировать слова Шувалова об объединении, в ФТС не ответили на запрос РБК.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК ) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).

Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

У Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы появится общая автоматизированная система данных. Ее создание ведомства намерены завершить летом 2016 года

В план деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2016 год включено создание объединенной информационной базы с Федеральной таможенной службой (ФТС). Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволит ведомствам совместить потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование. В Правительстве РФ приняли решение о создании единой автоматизированной системы, которая объединит данные от налоговой службы и таможенной службы еще осенью 2015 года. Целью создания такой единой информационной системы является единое администрирование двух служб и контроль за транзакциями предприятий. Ведь, по сути, обе службы пересекаются в вопросах налогообложения и государственной пошлины. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право.

Однако, часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют еще несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растаможивается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако она не позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даст возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем должно сократится, как считают эксперты.

Хотя в январе 2016 года ФТС была передана Президентом России Владимиром Путиным под управление Министерства финансов, обе службы до сих пор имеют проблемы из-за отсутствия тесного взаимодействия. Так, недобросовестные бизнесмены, пользуются возможностью бесконтрольного трансфертного ценообразования. В ФТС организации предоставляют одни сведения по ценам, в ФНС - другие, в результате имеют необоснованную налоговую выгоду на НДС. Ведь даже до сих пор налоговики не получают от таможенников полной информации по счетам-фактурам. Однако большинство специалистов в области таможенного и налогового права, а также представителей реального бизнеса, уверены, что полностью совмещать эти две службы все же не стоит. По их мнению, достаточно будет только усовершенствовать администрирование в таможенной службе. Причем, не только в вопросах налогообложения экспортных и импортных товаров, но и в вопросах прохождения разного рода контроля и служб непосредственно на границе. В частности, предприниматели будут рады упрощению санитарного и ветеринарного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В этом смысле предлагаемое объединение информационных систем также может стать "первой ласточкой" в упрощении соответствующих контрольных и надзорных процедур.

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств - Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД - мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.

Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся. Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».

В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.

− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства - это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку. Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска. Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля. При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом, может быть снята едва ли не главная проблема выпуска - корректировка таможенной стоимости. Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к. это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.

Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала - по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета - итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.

− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия - рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт. Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, - пост-контроль и взыскание. Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.

Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:

− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды. Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ. Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.

В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:

− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза. Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения. Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.

Для участников рынка данное нововведение может позитивно отразиться в том случае, если введут один личный кабинет на портале «объединенной службы». Поэтому считаю, что такое упрощение не существенно для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей. С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем. А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.

ИИ «ПРОВЭД»