Заболевания

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

СТОЛИЧНЫЙ МОЦИОН

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Экскурсии проводит московский журналист Александр Шундрин

СПЕШИТЕ ПОСЕТИТЬ!

БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ТАЙНАМ СТОЛИЧНОГО МАСОНСТВА

«ОСКОЛКИ РАЗБИТОГО ВДРЕБЕЗГИ". МОСКВА СТО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД.

10 апреля, среда. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. 1Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…


От Благородного собрания, мимо Оперы Зимина и дома Анны Карениной – до Страстного бульвара. .

«Вечерний Аквариум». К 125-летию знаменитого сада.

Когда «Чикаго» стал «Аквариумом», Шарль Омон - Федором Томасом, а Лина Кавальери… - Иваном Поддубным? Герои Булгакова и курящая Аросева, а также ножки Орловой, «бабочка» Завадского и вечная Фуфа – Раневская.

Начало в 19.30. Продолжительность – один час.

11 апреля, четверг. «Патриаршии пруды, Патриаршии, Патрики…». Патриаршии пруды вечером и их окрестности. Торопитесь, Аннушка уже разлила подсолнечное масло



Начало в 14.00. Продолжительность – полтора часа.


Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. Армения» и Ламанова и Римский-Корсаков, Таиров и Деллос, «

Начало в 17.30. Продолжительность – один час

ПРЕМЬЕРА НЕДЕЛИ!!! «Страстной бульвар и его славные ньюсмейкеры».
От Бенкендорфа и Крылова, через Сухово-Кобылина и Рахманинова, и до самого «мистера нет» - Андрея Андреевича Громыко.
Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «Каретный ряд – не только про кареты«

12 апреля, пятница. «От Немецкой слободы до Лефортова». Большое путешествие по Кукую в компании Петра Великого и его подружки Анны Монс, Алексашки Меншикова и Франца Лефорта, сурового англичанина Гордона и доброго дядьки Зотова.

Места детства Василия Блаженного и последний приют Якова Брюса. Первая общедоступная аптека (сами понимаете, немецкая) и старообрядчество Немецкой слободы. Гороховое поле и Елизаветинский институт. Дом Анны Монс и дворец Петра Второго.

Бауманская ул. – ул. Радио – Токмаков переулок - Старая Басманная ул. – 2-я Басманная ул.- Разгуляй - Спартаковская ул. – БакунинскаЯ ул.

Начало в 12.00. Продолжительность – два часа.

«Страшное место». История кровавой России

Поганые пруды, в которых утопили болярина Кучку и лобное место 500-летней давности. Как мучил Шешковский, а как Салтычиха. Дома злодеев и пытки Малюты. И что общего у Преображенского сыскного приказа и ФСБ.

Чистые пруды - Большая Лубянка – Лубянская площадь - Никольский сквер – Лубянский проезд.

Начало в 15. 00. Продолжительность – полтора часа

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!! ТОЛЬКО ОДИН РАЗ! «По дороге в космос!» Программа уточняется. К Дню космонавтики.

13 апреля, суббота. ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «ПРИЗРАК БЕРИИ». У ворот дома кровавого наркома. К 130-летию сталинского сатрапа.

Где, как и с кем жил убийца и создатель «шарашек» Лаврентий Палыч Берия. Любимые маршруты кровавого наркома и объекты его внимания. Потомки Берии и его дела.

Начало в 12.00. Продолжительность – один час.

. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Аптекарские огороды и Девичье поле. Келья царевны Софьи и игуменья Серафима. Могилы и памятники славных людей нашего Отечества.

Начало в 14.00. Продолжительность - два часа.

«Здесь лежит цвет московского дворянства». Донской монастырь и его некрополь. К 425-летию обители.

Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…

Начало в 17.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА НЕДЕЛИ!!! «Бульвары, Трубная, "Оливье"!»

От Страстного бульвара – через бульвар Петровский – до Трубной площади. Ресторан «Оливье», а также »Ад» и «Преисподняя».

Начало в 19.00. Продолжительность – полтора часа.

14 апреля, воскресенье. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Начало в 16.00. Продолжительность – полтора часа.


Малоизвестные страницы русской истории с весьма интересными подробностями из жизни тех, кто ее творил.

А также о том, кто такие русские и откуда они взялись, зачем понадобился варяг Рюрик, и кому целовал руки Иван Грозный, где любил ночевать Петр Первыйи куда ушел (и откуда уже не вернулся) его потомок Александр Павлович, а также о том, почему на Руси веселие есть пити (и кто оному веселию отдал в Отечестве особенно щедрую дань) и как правильно с колен вставати, чтобы прямо в рай попадати.

Кирилл и Мефодий и Китайгородская стена. По посаду городскому и древнему Зарядью. Собор Василия Блаженного и тайны Красной площади. Старый Царский Двор и двор Аглицкий. Казанский собор и Печатный двор Ивана Федорова. Церковь великомученицы Варвары и всевидящее око. Биржа и могила Лихудов. Верхние торговые ряды и «Славянский базар». Дворец князя Хованского и расстрельный дом. Лубянка и часовня в честь героев Плевны.

Славянская площадь – Варварка – Васильевский спуск – Красная площадь - Ильинка – Никольская улица – Лубянка – Ильинский сквер

Начало в 19.00. Продолжительность – два часа.

16 апреля, вторник. «Патриаршие пруды, Патриаршие, Патрики…». Патриаршии пруды вечером и их окрестности. Торопитесь, Аннушка уже разлила подсолнечное масло

От Козьего болота до Патриарших прудов. Палачи и патриархи. Крылов и Булгаков. Воланд и чума-Аннушка. Спиридоновка и Шехтель.

Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!! «Сплошной КПСС! И не только…». Всегда шикарная Спиридоновка.

От Саввы Морозова и Павла Рябушинского, мимо Александра Блока и Максима Горького, и до Екатерины Фурцевой с Клавдией Шульженко.

Начало в 14.00. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Тверской бульвар – улица звезд и знаменитостей»
Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. Армения» и Ламанова и Римский-Корсаков, Таиров и Деллос.
Начало в 15.30. Продолжительность – полтора часа.

«От Страстной до Пушки». История Страстной площади, ставшей Пушкинской, и ее окрестностей.

Страстной монастырь и Дом актера. Путешествие памятника Пушкину и путешествие от «Лиры» к «Макдональдсу». Дом Фамусова и дом Орловой. «Армения» и « Пушкин».

Начало в 17.30. Продолжительность – один час

ПРЕМЬЕРА НЕДЕЛИ!!! «Страстной бульвар и его славные ньюсмейкеры».
От Бенкендорфа и Крылова, через Сухово-Кобылина и Рахманинова, и до самого «мистера нет» - Андрея Андреевича Громыко.
Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «Каретный ряд – не только про кареты«
От Аглицкого клоба до дома Адоскина, мимо дома Станиславского и Петровки 38. Тайны знаменитого сада и столичного МУРа.
Начало в 19.30. Продолжительность – один час.

17 апреля, среда. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Аптекарские огороды и Девичье поле. Келья царевны Софьи и игуменья Серафима. Могилы и памятники славных людей нашего Отечества.

Начало в 12.00. Продолжительность - два часа.

«Здесь лежит цвет московского дворянства». Донской монастырь и его некрополь. К 425-летию обители.
Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. 1Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…

Начало в 15.00. Продолжительность – один час.

»А все Кузнецкий мост, и вечные французы…» Улица, которую Фамусов не любил.

При чем тут мост, и куда он делся. Почему именно французы, и кто им пришел на смену. От Суворова до Юсупова и от Салтычихи до доктора Гааза.

Начало в 16.30. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Большая Дмитровка – от слободы ремесленников до роскошной улицы». К 25-летиею возвращения исторического имени.
От Благородного собрания, мимо Оперы Зимина и дома Анны Карениной – до Страстного бульвара.
Начало в 17.30. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА НЕДЕЛИ!!! «Страстной бульвар и его славные ньюсмейкеры».
От Бенкендорфа и Крылова, через Сухово-Кобылина и Рахманинова, и до самого «мистера нет» - Андрея Андреевича Громыко.
Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

«Вечерний Аквариум». К 125-летию знаменитого сада
Когда «Чикаго» стал «Аквариумом», Шарль Омон - Федором Томасом, а Лина Кавальери… - Иваном Поддубным? Герои Булгакова и курящая Аросева, а также ножки Орловой, «бабочка» Завадского и вечная Фуфа – Раневская.
Начало в 19.30. Продолжительность – один час.

18 апреля, четверг. «Парижские тайны первопрестольной столицы». Москва трущоб и притонов.
Вера Марецкая и Анель Судакевич. Чем Грачевка от Драчихи отличалась, а «Оливье» от «Преисподней». Брюсов, цирк и Поль де Кок.
Рождественский бульвар - Сретенка – Сретенские переулки - Трубная улица – Трубная площадь – Цветной бульвар
Начало в 12.00. Продолжительность – два часа

«Над Неглинкой». Вдоль по улице над рекой.

Сандуны и Вертинский. Пушкин и «Яр». «Щепка» и «Мюр». Полина Гебль и декабрист Анненков.

Начало в 14.00. Продолжительность – один час.

«Вокруг Косьмы и Дамиана, тех, что в Шубине». Храм Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке и его окрестности.

«Арагви» и «Англия». Генерал Скобелев и московские генерал-губернаторы. Борис Пастернак и отец Александр Мень..

Тверская площадь - Столешников переулок - Большая Дмитровка.

Начало в 15.00. Продолжительность – один час.

«Тайны московской Мельпомены». Московский театр, его таланты и поклонники.

Театральная площадь - Большая Дмитровка - Камергерский переулок -Тверская - Брюсов переулок – Большая Никитская

Начало в 16.00. Продолжительность – три часа

ПРЕМЬЕРА! «Вечерняя Тверская в стародавние времена ». (Из цикла «Осколки разбитого вдребезги»). Как жила главная улица Москвы при императорах и большевиках.

Где жуировали купцы с дворянами, а где товариши с комиссарами. Пешков-стрит и улица Горького. Старинные синематографы и первые небоскребы. Модные магазины и столичные модники.

Клуб «Алатырь» и звезды синематографа. Елисеевский гастроном и дом Нирнзее. Исчезнувшие храмы и дома. Типажи и типы.

Начало в 19.00. Продолжительность – один час.

19 апреля, пятница. ПРЕМЬЕРА! «Легенды и тени Брюсова переулка». Из цикла «От храма к храму» С бонусом: по Вознесенскому переулку.
Храм Воскресения словущего и церковь Малого Вознесения. По местам патриарха Филарета и царя Михаила Романова. От чернокнижника Брюса до маршала Маннергейма. К кому ходил в гости митрополит Питирим, а к кому - Рудольф Нуреев. Салон мадам Максаковой и кто в переулке живет на…крыше
Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа.

«Поварская. От кухарей до миллионеров».
Дочь генералиссимуса и любовница обер-прокурора Святейшего Синода. Где жили Риббентроп и Дюма. Масон Безухов и вдова Чавчавадзе. От Буна до Бердяева 500 метров.
Начало в 14.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «ПРИЗРАК БЕРИИ». У ворот дома кровавого наркома. К 130-летию сталинского сатрапа.
Где, как и с кем жил убийца и создатель «шарашек» Лаврентий Палыч Берия. Любимые маршруты кровавого наркома и объекты его внимания. Потомки Берии и его дела.
Начало в 16.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!! «Сплошной КПСС! И не только…». Всегда шикарная Спиридоновка.
От Саввы Морозова и Павла Рябушинского, мимо Александра Блока и Максима Горького, и до Екатерины Фурцевой с Клавдией Шульженко.
Начало в 17.00. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Тверской бульвар – улица звезд и знаменитостей»

Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. Армения» и Ламанова и Римский-Корсаков, Таиров и Деллос, «
Начало в 18.30. Продолжительность – полтора часа.

20 апреля, суббота. ГАЛА-ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!! «Москва масонская».
Пьер Безухов и Великий архитектор. Яков Брюс и Михаил Херасков. Дом литераторов и Храм Соломона. Михаил Булгаков и Дэн Браун. От Аглицкого клоба до Красной площади – от масонский ложи до шестиконечной звезды.
Начало в 12.00.Подолжительнсоть - три часа.

«Китай-город – от языческого капища до купеческо-финансовой столицы России».
Кирилл и Мефодий и Китайгородская стена. По посаду городскому и древнему Зарядью. Собор Василия Блаженного и тайны Красной площади. Старый Царский Двор и двор Аглицкий. Казанский собор и Печатный двор Ивана Федорова. Церковь великомученицы Варвары и всевидящее око. Биржа и могила Лихудов. Верхние торговые ряды и «Славянский базар». Дворец князя Хованского и расстрельный дом. Лубянка и часовня в честь героев Плевны. Славянская площадь – Варварка – Васильевский спуск – Красная площадь - Ильинка – Никольская улица – Лубянка – Ильинский сквер.
Начало в 15.00. Продолжительность – два часа.

«Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Языческая Москва и ее балтийская родословная. От древнейшей подкопаевской культуры до Царских садов. Хитровка и Кулишки. Местами гетмана Мазепы и сыщика Фандорина. Тайна княжны Таракановой и в гостях у Мандельштама. Аллея правителей и Ивановский монастырь. Церковь св. Владимира в Старых Садех и синагога. Морозовский сквер и главная лютеранская церковь России.

Улица Забелина – Солянка - Подколокольный переулок – Хитровская площадь – Подкопаевский переулок – Колпачный переулок – Старосадский переулок – Петроверигский переулок. церковь св. Владимира в Старых Садех - – синагога.

Начало в 17.00. Продолжительность – полтора часа.

«От Рюрика до Ельцина». Прогулка по Аллее правителей России. Эксклюзивное, невероятно увлекательное, а - самое главное – пронзительно правдивое путешествие длиной в 1150 лет.
История Отечества от языческой Руси через православное Московское царство, государство Великия и Малыя и Белыя Руси, Российскую империю и коммунистическую тиранию до…земли скреп, фетв и сугубого сколенвставания.
Малоизвестные страницы русской истории с весьма интересными подробностями из жизни тех, кто ее творил.
А также о том, кто такие русские и откуда они взялись, зачем понадобился варяг Рюрик, и кому целовал руки Иван Грозный, где любил ночевать Петр Первыйи куда ушел (и откуда уже не вернулся) его потомок Александр Павлович, а также о том, почему на Руси веселие есть пити (и кто оному веселию отдал в Отечестве особенно щедрую дань) и как правильно с колен вставати, чтобы прямо в рай попадати.
Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

21 апреля, воскресенье. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Откуда пошла Рогожка и куда пришла. Ямшики и староверы. Где жили-были купцы Рябушинские, и где они есть сейчас. Последний приют «фарфорового короля» Кузнецова и тайна Саввы Морозова.

Прикоснуться к древним традициям и обычаям народа русского, в неприкосновенности чудесным образом сохраненных, медку (по старинному рецепту сваренного) отведать да сарафан примерить. Лавки всякие торговые уважить, в которых чего только нет, зато все, чего ни пожелаешь - есть!

Рогожский поселок - наяву, как встарь. Святые врата, да беседка-иордань. Покровский собор да Рогожское кладбище.

Начало в 13.00. Продолжительность – три часа.

ГАЛА-ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!! «Осколки разбитого вдребезги». Москва сто лет тому назад. Вдоль по Питерской. По навсегда исчезнувшей Тверской.

Какой была главная улица Москвы в стародавние времена. Навсегда исчезнувшие дома и их обитатели. «Лоскутная» и «Англия». Булочная Филиппова и памятник Скобелеву. Страстной монастырь и церковь Димитрия Солунского. Аглицкий клоб и палаты Кантакузенов. Московские денди и столичные франтихи. Городские сумасшедшие и синематографические дивы.

Начало в 17.00. Продолжительность – два часа.

Бульварное кольцо - Тверская улица

Начало в 12.00. Продолжительность - три часа

«Москва имперская». От Ивана Грозного до Николая Второго

Воздвиженка - Моховая – Охотный ряд – Тверская.

Начало в 15.00. Продолжительность - два часа.

«Московские святые». От Даниила Московского до Луки Войно-Ясенецкого.

Воздвиженка - Моховая – Охотный ряд – Красная площадь – Тверская – Большая Никитская.

Начало в 17.00. Продолжительность - два часа.

Кремль - Красная площадь – Никольская – Тверская.

Начало в 12.00. Продолжительность - 4 часа

Стоимость каждой прогулки для дам и сопровождающих их господ - 300 руб., для дам элегантного возраста и их спутников - 200 руб., для барышень и их кавалеров до 14 лет - 100 руб.

Просьба ко всей почтенной публике, что окажет нам честь и соизволит принять участие в прогулках, непременно подтвердить свое желание не позднее чем до 24.00 накануне дня прогулки. Телефонным звонком на номер 8 915 235 96 06 или СМС. А кому удобно - сообщением на почту:[email protected]Александр.

Ждем Вас с…надеждой. И вдвойне - с нетерпением

Мой любимый храм в Москве - Космы и Дамиана около памятника Долгорукому на Тверской. Для меня это оплот разумности и адекватности, демократии и пример того, каким действительно должен быть храм и настоятель (Александр Борисов - преемник и когда-то друг Александра Меня). В прошлую Пасху на ночной службе кого мы только не видели - и мотороллеров в кожанках и с татуировками, и хиппи с дредами и фенечками, и девушек, одетых в национальные льняные платья до пят с вышитыми узорами. И все стояли до четырех утра, потому что вера - она не про внешние атрибуты, она про внутреннее.

В общем, для меня это такой маячок. Интересно, что проповеди Александра Борисова со служб аккуратно выкладывают на сайте в формате ютуб, а сейчас там появился еще один чудесный священник из Израиля - Иоанн Гуайта. Он говорит с акцентом, но в нем чувствуется энергия и заряд и очень образован, читает лекции . Я стала слушать про Символ Веры , например, и очень понравилась (надо теперь придумать, как скачать на телефон и слушать в дороге). В апреле я попала на службу, куда пришло много людей с детьми (они так и пишут в расписании: приглашаются прихожане с детьми). Гомон, щебет, и классно, что на эту литургию выкатили экран, на котором шли субтитры всей службы - что говорит священник, что поет хор. Гуайта объяснял, что хор - он как бы только направляет, а смысл в том, чтоб петь всем вместе, и народ, действительно, глядя на экран, стал петь, и это, действительно, совсем другое ощущение общности и действа.

Но кроме того, что они говорят, мне очень нравится, что они делают. Это первое место, где я увидела призывы писать заключенным, и тогда это казалось чем-то непонятным, экзотикой. Теперь уже так не кажется. На майских, открыв их сайт, обнаружила прям-таки блог-рассказ Борисова о его впечатлениях от посещения колонии ИК-18 в пос. Харп Салехардской епархии (ИК-18 – это Исправительная Колония с романтическим названием «Полярная сова»). Это так трогательно!


"За эти дни удалось исповедовать и причастить 49 осужденных к пожизненному лишению свободы, из них трое приняли Крещение в один из этих дней. Все эти люди очень разные и в отношении уровня и горячности своей веры, и в отношении усердия в чтении Св. Писания и молитвенного правила. Последнее никак не коррелирует с уровнем образованности или начитанности. Все они переживают свое обращение к христианской вере уже в условиях тюрьмы как огромное счастье в их жизни и относятся ко всему, что связано с верой и таинствами в высшей степени серьезно. Все они осознают свое преступление, как величайшую ошибку в своей жизни. Хотя нельзя не сказать, что двое из 49 человек не признают себя виновными, и считают, что они стали жертвами неправильного судебного разбирательства, когда следствию надо было на кого-то «повесить» совершенные преступления. Конечно, мне об этом судить трудно, но, безусловно, эти люди заслуживают особенной молитвы о них (Роман, Илья). Однако надо сказать, что и они стали людьми глубокой и горячей веры и также, как и все остальные, были очень рады возможности исповедоваться и причаститься Св. Христовых Таин.

Вообще на примере общения с этими осужденными видно, как вера, Св. Писание и молитва по настоящему наполняет жизнь людей, в настоящее время лишенных в сущности всего. Почти у всех у них за плечами 2-3 судимости. Совершенные убийства (а приговоры к пожизненному лишению свободы выносятся за убийство двух и более лиц), как правило, совершенно нелепые, по пьянке, в крайнем гневе и т.п. Слушая их признания, становится совершенно ясно, что в момент преступления люди превращаются в орудие сатаны и совершают поступки совершенно противоестественные для самих себя. Это, по-видимому, не относится к серийным убийцам, маньякам, где власть сатаны постоянно довлеет над их сознанием. Но с такими людьми мне встречаться пока не доводилось.

Одно из великих благословений нашего времени состоит в том, что в настоящее время нет абсолютно никаких препятствий для верующих обращаться с сочувствием и проповедью ко всем этим людям, преступившим закон, а нередко и ставшими жертвами судебной ошибки или трагического стечения обстоятельств. Не забудем, что всего лишь 25 лет назад все это было абсолютно запрещено. Общение письмами с этими людьми, книжные бандероли, небольшая поддержка посылками или небольшими денежными переводами (для зека и 500 рублей в месяц – огромная поддержка), - все это может совершенно изменить сердца и судьбу этих людей. А ведь те, которые осуждены не пожизненно (а это большинство), вернутся в свои дома, к своим родным и знакомым другими людьми, верующими, созидателями, а не разрушителями жизни. Я не знаю, как обстоит дело с осужденными в других странах, но у нас, в России практически все осужденные с радостью готовы переписываться с верующими православными христианами. Можем ли мы, верующие христиане упускать эту данную нам уникальную возможность проповеди своему народу, причем самой неблагополучной его части?! Думаю, что практически каждый из прихожан за редким исключением (многодетные матери и тяжелобольные люди) могут переписываться с одним, максимум двумя (не больше) осужденными. Обратный адрес, разумеется – адрес нашего храма .

Город Москва Конфессия Русская православная церковь Епархия Московская городская епархия Благочиние Сретенское благочиние Строительство - годы Храм Косьмы и Дамиана в Шубине на Викискладе

Координаты : 55°45′42.15″ с. ш. 37°36′41.95″ в. д.  /  55.761708° с. ш. 37.611653° в. д. (G) (O) (Я) 55.761708 , 37.611653

Храм свв. бессребр. и чудотворцев Косьмы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине - православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви . Находится по адресу Столешников переулок , дом 2.

История храма

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине находится в самом начале Столешникова пер. недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому .

«Шубниками» предположительно называли местность, населенную скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии в этом месте в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского . В XVIII веке часть совр. Столешникова пер. от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, а с конца XVIII века до 1922 года носила название Космодамиановский пер. по наименованию церкви.

Первое упоминание о церкви есть в Софийском временнике под 1368 годом , где значится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

В архивных документах упоминание о храме впервые встречается встречается в 1625 году . В это время храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа.

Святыни храма

  • Икона свв. бесср. Космы и Дамиана.
  • Страстная икона Божьей Матери.
  • Икона блж. Матроны Московской с частицей мощей.

Патриарх Алексий II о приходе

Девять лет тому назад начались богослужения в этом храме. Как и множество храмов Москвы и России, храм был разорён, опустошён, но за девять лет ему возвращено прежнее благолепие, и сейчас здесь живой приход, который собирается на общую соборную молитву в своём храме - храме, который восстанавливался под руководством отца настоятеля руками всего прихода. Прихожане особенно остро чувствуют свою сопричастность к возрождению храма, к преодолению того разорения, которое было здесь, потому что радость воссоздания былого благолепия в порушенном храме объединяет людей и создаёт начало приходской общине. (ноябрь 2001).

Помимо богослужений в приходе собираются группы по изучению Священного Писания, церковному и христианскому пению, иконописанию, проводятся огласительные встречи (катехизация), благотворительная работа. Приход опекает две больницы - Республиканскую детскую клиническую больницу и Институт протезирования, несколько детских домов. Три раза в неделю в храме кормят около 300 бездомных. Каждый день разносят бесплатные обеды престарелым и инвалидам, живущим в окрестных домах. Работает группа милосердия, оказывается помощь беженцам, многодетным, пенсионерам. Прихожане работают с заключёнными (пишут письма, посылают книги, бельё, предметы первой необходимости). С самого первого дня в храме открыта воскресная школа, ведётся работа с молодёжью и подростками. Для взрослых прихожан устраиваются беседы по подготовке к крещению (причём крещение совершается бесплатно).

Путеводитель по архитектурным стилям

Название она получила по располагавшемуся здесь в XIV веке двору воеводы Иакинфия Шубы. Но есть версия, что в этих местах жили шубники или скорняки.

Историки полагают, что храм святых бессребреников Космы и Дамиана не мог уцелеть в пожаре 1812 года. Документы говорят об обратном: хотя у его стен наполеоновские солдаты расстреляли обвиненных в поджогах москвичей, саму святыню они не тронули. Но после войны барочную церковь все равно перестроили в стиле классицизм.

В 1910–1920-х годах регентом храма был композитор духовной музыки Павел Чесноков. Видимо, он отпевал 21 марта 1916 года живописца В.И. Сурикова, скончавшегося в соседнем здании гостиницы «Дрезден».

В 1920-х годах храм закрыли, а в 1933 разрушили колокольню до первого яруса.

Что есть что в церкви

В здании церкви в Шубине устроили хранилище Библиотеки иностранной литературы. Это спасло храм, хотя на его месте хотели построить жилой дом.

Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине частично отреставрировали в 1970-е годы. Тогда стало известно, что в интерьере сохранились фрагменты живописи XVIII-XIX столетий. В 1991 году в храме возобновились богослужения, а в 2003 восстановили колокольню. Восемь ее колоколов, которые отлили на средства почетных жителей города, утрачены, но на заводе ЗИЛ изготовили новые.

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.