Заболевания

Характеристика, структура и виды медицинских лабораторий. Лабораторный анализ: виды, проведение, цели. Медицинская лаборатория Оборудование микробиологических лабораторий

Виды лабораторий, их назначение. Клинико-диагностическая - определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов. Биохимическая - определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты. Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии) - выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз. Иммунологическая - Проведение исследований по маркерам к некоторым инфекционным агентам, а также к естественным антителам к широко известным бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ, гепатиты В, С и др.).

Слайд 5 из презентации «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента.pptx» можно в zip-архиве размером 2619 КБ.

Скачать презентацию

Лабораторные по физике

«Лабораторные по физике» - Модули – лабораторные работы. Составьте план эксперимента. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. Проведя эксперимент, определите площадь кюветы. Введение. Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Интерактивные лабораторные работы в курсе физики 7-11 классов.

«Лабораторная работа» - Цифровая коллекция лабораторных работ по физике Цифровая коллекция лабораторных работ по биологии и экологии* Цифровая коллекция лабораторных работ по химии* ______________________________________ * В разработке. Добавление фронтальных заданий для всего класса. Как методическое пособие для учителя по выполнению широкого спектра экспериментов с цифровым датчиками как лабораторный практикум для выполнения работ учащимися как рабочую тетрадь – рабочие бланки учащихся как редактируемую открытую коллекцию ресурсов, для подготовки к урокам и планирования занятий, позволяющую осуществлять экспорт и импорт учебных материалов как удобную оболочку, позволяющую организовать контроль знаний учащихся (тренинги, зачеты, экзамены).

«Демонстрация опытов» - Почему так происходит? Зажмем в тисках металлическую линейку. Вынужденные колебания. Объяснить принцип действия данного прибора. Демонстрация проводится в следующем порядке:1. Сделать приборы вызывающие большой интерес у учащихся. Просунув в кольцо линейку, ударьте ею по кольцу. Конус будет передвигаться вверх, пока своими концами не попадет в вырезы.

«Опыты по физике» - Спектры магнитных полей. Измерение КПД. Индукционный ток. Время определяется при помощи секундомера. Как зависит период и частота свободных колебаний. Зависимость индукционного тока. Соотношение между моментами сил. Чем больше длина, тем меньше частота. Действия тока могут быть разными. Показания приборов.

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстратов ). Биоматериалы - кровьи ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотныежидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии .

Цель лабораторных исследований:

  • установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;
  • назначение лечения;
  • контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. В преданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

  • готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;
  • проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;
  • транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии)

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз, мазок из зева и носа при подозрении на дифтерию и менингококковую инфекцию, серологические исследования крови и др.). Для забора материала необходимо получить стерильную лабораторную посуду. Материал следует собирать до начала антибиотикотерапии.

Лабораторная диагностика - это одно из самых важных направлений медицины, без которого невозможно представить работу врачей. Получаемые данные после проведения обследований позволяют достоверно поставить диагноз, а также оценить общее состояние пациента и увидеть эффективность подобранного лечения. Анализы проводят специалисты - врачи лабораторной диагностики.

Виды анализов

Для уточнения диагноза врач должен иметь полную клиническую картину. В нее входит не только сбор жалоб, первичный осмотр и сбор анамнеза, но и назначение лабораторных и инструментальных видов обследований. К последним относят:

  1. Общеклинические анализы. Это огромная группа, в которую входят анализ крови, мочи, кала. Лабораторная диагностика - это получение данных о состоянии пациента в течение нескольких минут. Самый быстрый способ узнать, какие изменения в организме происходят - сделать базовое обследование. Этого будет достаточно для того, чтобы определить наличие кровопотери, воспаления, инфекции и других возможных нарушений. Примерно через час врач получает данные о состоянии пациента.
  2. Коагулограмма. Эта лабораторная диагностика, при которой анализируется степень свертываемости крови. В обычную систему анализов входят оценка патологической свертываемости крови. Этот вид диагностики проводят во время беременности, при варикозной болезни, перед хирургическим вмешательством и после него. Лабораторная диагностика - это достаточно информативный метод, позволяющий контролировать лечение непрямым антикоагулянтом и не только.
  3. Биохимия крови. Эта группа исследований проводится по нескольким параметрам, среди которых определения креатинина, глюкозы, мочевой кислоты, холестерина и других веществ.
  4. Онкомаркеры. Для лечения рака важно вовремя поставить диагноз, определив тип недуга и его стадию. Одним из методов обследования является клиническая лабораторная диагностика в виде проведения онкомаркеров. Их использование позволяет определить раннюю стадию недуга, а также контролировать лечение.
  5. Гормональное обследование. Эти методы лабораторной диагностики позволяют определить репродуктивность самых разных желез, в том числе надпочечников, щитовидной железы, поджелудочной и т. д.
  6. Инфекционные обследования. В эту группу входят анализы на самые разные инфекционные заболевания, в числе которых гепатиты, ВИЧ, герпес, краснуха и не только. Каждое обследование имеет большое значение для медицины.

Особые виды лабораторных обследований

Сюда стоит отнести все исследования, которые не относятся к общим или инфекционным, а имеют особые техники выполнения. Это:

  • Аллергологические пробы. При частых респираторных и инфекционных патологиях, ослабленном иммунитете, наличии хронического заболевания проводят иммунологические пробы. Если же у пациента частая аллергия, то необходимо провести аллергические пробы. Они позволят определить, на какие вещества возникает патологическая реакция.
  • Токсические. В эту группу входят анализы на содержание алкоголя, наркотических веществ, токсинов.
  • Цитология. Эта лабораторная диагностика позволяет определить состояние клеток, а именно оценить их строение, состав, наличие жидкости в организме для определения отклонений от нормы, а также с целью профилактики.

Специфические анализы

Еще один специфический метод диагностики - это бактериологические посевы. Их проводят с целью обнаружения возбудители инфекции в моче, мазках, на частичках тканей.

Деятельность специалиста лабораторий

Врач клинической лаборатории проводит самые разные анализы. Медработники используют знания основ лабораторного дела, применяют на практике самые современные технологии исследования полученного материала. Также в лабораториях готовятся растворы, реагенты для выполнения проб и качественного исследования материала.

Врач клинической лабораторной диагностики обязан знать и уметь проводить различные виды анализов, тестов, проб, оценивать их результаты.

Преимущества лабораторного обследования

Каждый вид диагностики имеет множество достоинств. Среди самых информативных стоит выделить именно лабораторное обследование. Оно позволяет достоверно поставить диагноз, получив максимум информации. Анализы могут выполняться очень быстро, что особенно важно в экстренных случаях, когда необходимо точно определить причину недуга.

Проведение лабораторной диагностики имеет достаточно широкий спектр исследований, позволяющих при любом виде недугов выявить, что именно стало причиной патологии, и какие изменения в организме она вызвала. Также данные анализов помогают определиться с методом лечения.

Заключение

Значение лабораторных методов обследования сложно недооценить. Они помогают определить тактику лечения, во многом оказывают влияние на его результаты. Используя различные способы проведения анализов, врачи способны точно выявить истинную причину развития недуга и спрогнозировать исход болезни, а также определить, можно ли вылечить полностью пациента или же есть возможность добиться стойкой ремиссии.

Ежегодно разрабатываются новые методы обследований, с помощью которых ускоряется процесс оценки состояния больного и качества проведенного лечения. Многие виды недугов определяются за считанные минуты. В лабораторных центрах постоянно ведутся работы по улучшению рабочих мест, внедряются новые аппараты, тесты для работы лаборантов. Все это ускоряет и упрощает работу профессионалов, а точность результатов повышается.

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстратов ). Биоматериалы - кровьи ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотныежидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии .

Цель лабораторных исследований:

  • установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;
  • назначение лечения;
  • контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. В преданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

  • готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;
  • проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;
  • транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии)

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз, мазок из зева и носа при подозрении на дифтерию и менингококковую инфекцию, серологические исследования крови и др.). Для забора материала необходимо получить стерильную лабораторную посуду. Материал следует собирать до начала антибиотикотерапии.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение химии как одной из фундаментальных естественных наук необходимо для формирования мировоззрения человека. Зна­ния по технике и технологии лабораторных работ позволяют на научной основе заниматься экспериментальной и исследователь­ской работой в любой области химии и химической технологии.

Возросла роль химии в развитии электротехники, электрони­ки, космической техники. Важную роль играет химия и в практи­ческой жизни.

Сохранение окружающей среды, проведение экологической экс­пертизы, мониторинга биосферы, создание безотходных технологи­ческих процессов, утилизация отходов, использование вторично­го сырья - важные экологические задачи современного общества.

Глобальная проблема XXI в. - охрана природы и окружающей среды. Химические предприятия являются источниками выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу. Контроль содержаний вред­ных веществ, их предельно допустимых концентраций (ПДК) воз­ложен на экологические лаборатории.

Чистые атмосфера и космос, природные воды, леса, поля, кра­сота и сохранность природы - это здоровье и жизнь на Земле.

Специалисты, работающие в химической отрасли, должны об­ладать суммой знаний и умений, основанных на изучении химии, физики и других наук.

Техника и технология лабораторных работ имеет большое при­кладное значение, основана на строгих научных принципах.

Конечно, нужные знания и навыки приобретаются со време­нем, но лучше усвоить их в начале работы, чтобы избежать отри­цательных результатов и травматизма.

России от СССР досталась развитая структура химической про­мышленности. Производство минеральных солей, кислот, этано­ла, синтетического каучука, резины, взрывчатых веществ, а также нефтепереработка налажены в необходимых объемах.

Однако производство пластмасс, синтетических волокон, ла­ков и красок, красителей, высокомолекулярных соединений от­стает от должного уровня и уступает развитым странам.

На основе рыночных отношений будут отрегулированы объемы производства необходимых химических продуктов. Анализом их качества займутся специалисты - химики-аналитики и экологи.

Глава 1

ХИМИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

И ИХ ОСНАЩЕНИЕ

1.1. ЛАБОРАТОРИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Химические лаборатории разной направленности имеют общие принципы организации, используют одинаковое оборудование и выполняют одинаковые операции.

Химические лаборатории могут быть учебными и исследова­тельскими. Их классифицируют также по специфике проводимых работ на лаборатории общей, аналитической, физической, орга­нической химии, специальные технологические, цеховые, завод­ские и т.д.

Помещение лаборатории должно быть просторным и светлым, что необходимо учитывать при проектировании. Нельзя размещать помещение лаборатории вблизи выхлопных труб, вибрирующих машин, так как это может привести к неточным результатам ана­лиза, порче приборов.

Основная рабочая площадь на одного сотрудника, работающе­го в лаборатории, должна составлять около 14 м 2 . Каждый сотруд­ник должен быть обеспечен лабораторным столом длиной не ме­нее 1,5 м.

Общие правила проведения лабораторных работ

Каждому работающему в лаборатории предоставляется место, которое необходимо содержать в порядке и чистоте. Запрещается загромождать рабочее место лишними предметами.

При выполнении лабораторных работ следует строго соблюдать определенные правила.

    Перед занятиями необходимо заранее ознакомиться с ходом работы по учебному пособию, уяснить цели и задачи, обдумать каждое действие. Приступать к выполнению работы можно только после сдачи предварительного отчета (краткого описания хода экс­перимента) и собеседования. О допуске к работе в лаборатории ведущий преподаватель делает отметку в рабочем журнале.

    Работающий должен знать основные свойства используемых и получаемых веществ, их действие на организм, правила работы

с ними и на основе этого принять все меры для безопасного про­ведения работ.

    Запрещено проводить эксперимент в грязной посуде, а также пользоваться веществами из склянок без этикеток или с неразбор­чивой надписью.

    Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку. Сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой.

    Нельзя путать пробки от разных склянок. Чтобы внутренняя сторона пробки оставалась чистой, пробку следует класть на стол внешней поверхностью.

    Нельзя уносить реактивы общего пользования на рабочее место.

    Выполнение лабораторной работы и каждого отдельного экс­перимента требует строгого соблюдения всех указаний, содержа­щихся в описании работы. Эксперимент следует проводить тща­тельно, аккуратно и без спешки.

    Запрещается без разрешения преподавателя проводить какие-либо опыты, не относящиеся к данной работе, или изменять их последовательность.

    Если работа не может быть закончена за одно занятие, то необходимо заранее обсудить с преподавателем, на каком этапе работа должна быть прервана и когда можно будет ее закончить.

Правила техники безопасности

При работе в химической лаборатории соблюдают основные правила техники безопасности.

    В лаборатории категорически запрещается работать одному, так как даже небольшая незамеченная неисправность оборудова­ния или ошибка в выполнении эксперимента может привести к тяжелым последствиям.

    Необходимо избегать лишних движений и разговоров в лабо­ратории, непосредственных контактов кожи, глаз и дыхательных путей с реактивами. На занятиях следует постоянно носить лабора­торный халат.

    Все работы с ядовитыми и сильнопахнущими веществами, с концентрированными растворами кислот, щелочей, а также упа­ривание их растворов следует проводить только в вытяжном шка-фу. Створки шкафа во время работы должны быть опущены до 18 - 20 см от его рабочей поверхности.

    Измельчение твердых веществ, дающих едкую пыль (извести, иода и др.), разбавление концентрированных кислот и щелочей, приготовление хромовой смеси нужно проводить в фарфоровой посуде в вытяжном шкафу, защитив глаза очками, а руки перчат-

ками. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду, но не наоборот.

    С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вбли­зи нагревательных приборов. Запрещается нагревать летучие легко­воспламеняющиеся вещества на открытом пламени. Для этого не­обходимо использовать водяную или масляную баню.

    Пробирки при нагревании закрепляют либо в штативной лап­ке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие про­бирки необходимо направлять от себя и окружающих во избежа­ние поражения при выбросе веществ из пробирки.

    Отбирать в пипетку любые вещества следует, пользуясь толь­ко сифоном или резиновой грушей.

    Особенно внимательно нужно проводить сборку установок из стекла. Нельзя зажимать стеклянные изделия в лапки штативов без соответствующей мягкой подкладки. Особенно осторожно сле­дует обращаться с тонкостенной посудой, термометрами, холо­дильниками.

    В лаборатории запрещается принимать пишу, курить.

    Нельзя класть на лабораторные столы посторонние предме­ты, а также находиться в лаборатории в верхней одежде.

    О любом происшествии в лаборатории, даже самом незна­чительном, необходимо сообщить преподавателю или лаборанту.

Правила противопожарной безопасности

Работая в химической лаборатории любого профиля, необхо­димо соблюдать правила противопожарной безопасности.

    Обращаться с нагревательными приборами следует осторож­но. Запрещается работать с неисправным оборудованием и прибо­рами. Категорически запрещается использовать для подключения электроприборы с оголенными проводами или поврежденной изо­ляцией. При перегорании спирали электроплитки отключите плитку от электросети.

    Проводя работы, при которых может произойти самовозго­рание, необходимо иметь наготове асбестовое одеяло, песок, со­вок и т.д.

    В случае воспламенения горючих веществ следует быстро по­гасить горелку, выключить вентиляцию вытяжного шкафа, обес­точить электронагревательные приборы, убрать сосуды с огнеопас­ными веществами.

Горящие жидкости следует накрыть асбестовым одеялом, а за­тем, если необходимо, засыпать песком; ни в коем случае не сле­дует заливать водой. Небольшие локальные пожары тушат при по­мощи углекислотного огнетушителя. При большом задымлении следует надеть противогаз.

Оказание первой помощи при несчастных случаях

В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной меди­цинской помощи, - порезы рук стеклом, ожоги горячими пред­метами, кислотами, щелочами. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. В серьезных случаях необходимо по­страдавшего сопроводить к врачу.

Основные правила первой помощи:

    при мелких порезах стеклом удалить осколки из раны, про­дезинфицировать ее раствором иода и перевязать бинтом;

    при ожоге рук или лица реактивом смыть реактив большим количеством воды, затем в случае ожога щелочью - 1%-м раство­ром уксусной кислоты, в случае ожога кислотой - 3%-м раство­ром гидрокарбоната натрия, а затем опять водой; одежду, сопри­касавшуюся с реактивом, следует снять;

    при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обож­женное место промыть проточной холодной водой 5-10 мин;

    при попадании химического вещества в глаза промыть их (используя глазную промывалку) 10-15 мин струей холодной воды так, чтобы она стекала от носа к виску; в любом случае пострадав­шего незамедлительно доставить к врачу;

    при попадании ядовитого вещества внутрь необходимо вы­звать рвоту - промыть желудок большим количеством теплого рас­твора поваренной соли (3 - 4 чайные ложки на стакан воды); если пострадавший потерял сознание или если отравление вызвано проглатыванием растворителя, кислоты или щелочи, то рвоту вы­зывать нельзя; пострадавшего следует перенести на свежий воздух и оставить в спокойном положении в тепле; немедленно вызвать бригаду неотложной помощи;

    при поражении электрическим током быстро отключить элек­троэнергию общим рубильником; вынести пострадавшего на све­жий воздух и при необходимости сделать ему искусственное дыха­ние и массаж сердца.

1.2. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИЙ

Каждая химическая лаборатория должна быть оснащена при-точно-вытяжной вентиляцией, санитарно-техническими панелями с подводом воды, газа, вакуума, электротехническими панелями столов и вытяжных шкафов с подводкой переменного и постоян­ного (в случае необходимости) тока и контурами заземления.

Непременный атрибут любой химической лаборатории - вы­тяжной шкаф, в котором работают с токсичными веществами,

а также сжигают и прокаливают органические и неорганические вещества.

Около рабочих столов и водопроводных раковин должны быть емкости объемом 10-15 л для слива растворов, реактивов, рас­творителей, а также корзины-сборники сухого мусора.

Химическая лаборатория должна быть оборудована установкой для получения дистиллированной или деминерализованной воды. Для получения дистиллированной воды используют дистилляторы. Дистиллированную воду собирают в стеклянные бутыли с плотно закрывающимися крышками. Она необходима для приготовления растворов, промывки химической посуды в аналитических, эко­логических и других лабораториях. Для получения дистиллирован­ной воды рекомендуется иметь две установки: работающую и ре­зервную. Дистиллированную воду следует расходовать экономно, длительное ее хранение не допускается.

Для получения чистой деминерализованной воды применяют ионитовые (ионообменные) фильтры. Воду пропускают через кати-онит, который связывает только катионы. В результате получается вода, имеющая кислую реакцию. Затем эту воду пропускают через анионит, связывающий только анионы. Вода, пропущенная через оба ионитовых фильтра, деминерализована, имеет низкую удель­ную электропроводность (х < 1 мкСм/см) и используется при про­ведении работ, требующих отсутствия неорганических примесей.