Тело

Страстная пятница

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная




Это последняя пятница Великого поста перед Пасхой и день накануне Великой Субботы. То есть в текущем году Великая Пятница 26 апреля. На этот день имеются свои церковные и народные приметы.

Этот день является днем великой скорби и во всем христианском календаре нет другого дня, который бы по количеству скорби сравнился со Страстной пятницей. Все потому, что он напрямую связан с важным и трагическим событием – распятие Иисуса Христа в Иерусалиме.

В наш современный век многие народные традиции теряются, а церковный устав для мирян не столь строгий, чтобы требовать точного его исполнения. В итоге получается, что не каждый верующий христианин знает о том, чему именно посвящена Страстная пятница перед Пасхой. Между тем, для праздника предстоящего, который будет в воскресенье, именно события пятницы имеют предопределяющее значение.

  • История Страстной пятницы
  • О приметах Великой пятницы

История Страстной пятницы

Предлагаем углубиться в изучение церковных писаний, чтобы вспомнить, какие именно события произошли в этот день. Иисус был арестован, потому что один из его апостолов, Иуда, предал его и лжесвидетельствовал против него. Затем состоялся несправедливый суд, на котором Иисуса Христа приговорили к распятию на кресте. В праздник Страстной пятницы – день скорбный и грустный, верующие вспоминают именно о мучительной гибели Сына Божьего на кресте во имя искупления грехов человеческих.




По миру в тот день, как пишут церковные книги, прокатилась волна горя и до сих пор в Страстную пятницу об этом вспоминают. О том, как Иисуса пытали, как его распинали. Несмотря на это, Иисус уже знал, что все эти муки не напрасны – он воскреснет из мертвых, смертью смерть поправ. В строгий и скорбный день многие стараются держать строгий пост до момента, пока вечером в храме на службе не будет вынесена плащаница. По церковному уставу, впрочем, его обязательно исполнять только священнослужителям, в день Великой пятницы нужно воздерживаться от еды и воды именно до обозначенного момента.

Важно! В Страстную пятницу нельзя красить яйца, печь куличи и заниматься другой пасхальной подготовкой. Также с этого дня и уже до самой Красной горки нельзя заниматься уборкой и стиркой.
Несмотря на то, что рассматриваемый день связан со скорбью, он также имеет прямое отношение к чуду. Люди ждут чуда, которое произойдет уже в воскресенье, когда Иисус Христос воскреснет. Именно это событие в день Пасхи и отмечают христиане по всему миру.

В текущем году Cтрастная пятница приходится на число 26 апреля, потому что, Пасха выпадает по православному календарю на 28 апреля. В итоге, Страстная неделя начинается 22 апреля, а заканчивается 27 апреля в Великую субботу. С наступлением пятницы и уже до самой Пасхи многие отказываются от приема пищи, соблюдая максимально строгий пост.

Если рассматривать приметы и поверья на Страстную пятницу, то из сути этого дня становится понятным, что многие связаны именно со смертью Христа в муках. Допустим, поляки считают, что если три года подряд строго поститься в день Великой пятницы, то можно будет заранее узнать о своей кончине.




Запреты на Страстную пятницу, которая будет 26 апреля

Всю работу по дому в этот день нужно остановить. Это касается не только уборки и стирки, но также приготовления продуктов и даже огородных работ. В этот день держать нож в руках – это уже большой грех.
Люди в деревнях верят, что, если в этот день вывесить на улицу белье сушиться, то на нем появятся кровавые разводы.
Любые земельные работы в день Великой пятницы также под запретом. Считалось, что потревожить землю в этот день – накликать на себя беду. Деревья и кусты не дадут плодов.
Нельзя в этот день также готовиться к предстоящей Пасхе. Не стоит красить яйца, заниматься выпеканием куличей. Все это нужно было сделать в четыре дня до Страстной пятницы или успеть закончить в .
Следует воздерживаться от пищи, придерживаться строго поста и не мыться в течение дня. Все эти запреты существуют для того, чтобы человек мог освободить максимально времени в течение дня и это свободное время посвятить молитвам, духовному очищению накануне Пасхи.
Строго-настрого в день Страстной пятницы запрещено развлекаться, смотреть телевизор. Зачатые в этот день дети могут в будущем родиться больными, стать зависимыми от алкоголя. Даже прослушивание музыки в этот день является большим грехом: в церквях не проводятся службы с пением молитв.
Не стоит проводить в день Великой пятницы никаких магических ритуалов, гаданий или заговоров – все это считается большим грехом.




Важные правила Страстной пятницы

В этот день нужно обязательно сходить на службу, по возможности, утром, днем и вечером. Там будут читаться повествования о жизни и смерти Христа. Литургию в этот день в храмах не служат.

Также нужно постараться придерживаться в Страстную пятницу строгого поста в том плане, что это значит именно для вас. Священнослужители с утра ничего не кушают и не пьют. В Великую пятницу по окончании службы вечером в центр храма выносится Плащаницы. К ней должны приложиться каждый верующий в знак благодарности Христу за то, что он взял на себя грехи человеческие и спас каждого из нас.

О приметах Великой пятницы

После службы нужно пойти домой с зажженной свечкой и поставить ее перед иконами, чтобы она там догорела. Так можно уберечь свой дом от недоброго глаза.
Ни один напиток в течение года не принесет человеку вреда, если он сможет вытерпеть жажду в течение всей Страстной пятницы.
Если освятить кольца в Страстную пятницу, то они станут сильным амулетом, защищающим от сглаза и болезней. Как приготовить .
Помните о важных церковных запретах, которые напрямую связаны с глубоким смыслом этого важного для каждого верующего человека дня.

Страстная неделя, последняя перед Пасхой неделя Великого поста. С четверга до субботы повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова на время праздника и др.

Поминовение предков

Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы. Поэтому у болгар и сербов на Страстной неделе принято было посещать кладбище и поминать покойников. Женщины раздавали на кладбище обрядовые хлебы (просфорки, лепешки, часто в нечетном количестве и из пресного теста) и устраивали поминальный обед дома; оставляли на могилах коливо и крашеные яйца; пускали специально приготовленные хлебы по воде; жгли на могилах свечи, украшали цветами кресты и памятники. В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия.

В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании (переливании) проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы.

Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.

Очистительные обычаи. Страстной четверг

Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели (в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу). Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников - для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней (главным образом - кожных) и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари (например квашню); приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др), оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др.

Другие обычаи Страстного четверга

Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, - нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду. Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе.

Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т. п. Повсеместно известно и приготовление особой «четверговой» соли: ее специально пережигали в печи, завернув в тряпочку, освящали в церкви или выносили на улицу «под звезды», полагая, что от этого соль, оскверненная некогда Иудой во время Тайной вечери, «очистится» и приобретет целительные свойства.

В этот день совершались действия, связанные с домашними животными. В открытую печную трубу хозяева созывали по кличкам всю скотину, чтобы летом, во время выпаса, скот не разбредался и возвращался с пастбища домой. Женщины на огороде вешали на колки забора перевернутые горшки, с тем чтобы коршуны и ястребы не таскали цыплят.

Считалось также, что все, совершенное в Страстной четверг, в итоге обернется удачей и прибылью. Так, соседка стучала в окно своей приятельницы и спрашивала у нее: «Дома ли овечки?», на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Такой диалог продолжается до тех пор, пока они не переберут по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры и весь хозяйственный инвентарь - в надежде на их сохранность и умножение в будущем году. В Страстной четверг также трясли деньгами, будучи уверены в том, что они не будут переводиться в карманах весь год.

День скорби

Страстная пятница повсеместно считалась днем скорби по поводу смерти Иисуса Христа, что отразилось прежде всего в многочисленных запретах, накладываемых на человека и его бытовое и хозяйственное поведение. Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы.

В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась (по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников). Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок.

Страстная неделя и события христианской истории

Значительная часть ритуалов и обычаев Страстной недели - своеобразное обыгрывание событий христианской истории, связанных прежде всего с бичеванием Христа, а также землетрясением, последовавшим за Его смертью. В момент смерти Христа словенцы со страшным треском валили на землю несколько предварительно подпиленных деревьев, а в течение всех трех дней - со среды до пятницы - с грохотом разбивали и топтали собранные со всего села старые доски, посуду, бочки и другие деревянные предметы, называя это «пугать Бога». В пятницу - в ознаменование смерти Христа и землетрясения, а в ночь с субботы на воскресенье - в знак Его Воскресения - у церквей и костелов принято было стрелять. Поляки Поморья в память об этом землетрясении били в барабан в пасхальную ночь, и при звуках этих ударов люди спешили на службу в костел.

К этому добавлялись обряды, посвященные «изгнанию Иуды» или «Великого поста». «Иудой» могли называть куклу (соломенную, обычно в рост человека, одетую в старую одежду), которую волокли по улице на обозрение всем, били камнями и палками, а после жгли, топили, закапывали, вешали на дереве, сбрасывали с колокольни и т. п. У чехов «Иудой» мог быть и человек: после службы в Страстную среду парень, который бегал лучше других, первым выскакивал из костела и с криком «Я - Иуда» убегал, а остальные преследовали его.

С четверга до субботы Страстной недели по обыкновению замолкали колокола, звон которых заменялся грохотом трещоток и колотушек. За этим занятием молодежь проводила три последних дня Великого поста, оглашая окрестности неимоверным шумом. Таким образом она «творила память» Иисусу Христу. У хорватов в среду, четверг и в пятницу совершался так называемый «барабан», когда по окончании службы парни сильно били длинными прутьями по скамьям в церкви и гремели трещотками.

Великая Суббота

В Великую субботу Христос лежал во гробе. Этот день считался самым строгим днем поста. В Субботу в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли и яровых хлебов.

В Великую субботу верующие готовятся к празднованию Пасхи, несут в церковь освещать праздничные куличи, яйца для разговения в день Пасхи. В Великую Субботу в церкви совершается литургия Василия Великого, священники меняют свои темные одежды на светлые.

В Великую субботу предписывалось воздержание от еды.

Верующие старались к вечеру закончить все свои хлопоты и прийти на службу, чтобы встретить великий праздник Пасхи.

Последняя неделя Великого поста - Страстная неделя, Страстная Седмица. Начиная с понедельника, каждый день имел свои назначения. Среди них особенно определялась Черная среда, Чистый или питательный, четверг, Пасхальная пятница и Страстная, или Пасхи, суббота.

В понедельник, особенно для женщин день начинался рано. Еще до восхода солнца иметь будила дочерей, напоминая, «недалеко красное яичко», а потому нужно «помыть дом». Умывшись, господарници начали белить стены и потолок, смазывать желтой глиной пол, а рыжей обводить устои в доме и завалинку на дворе. Затем мыли скамью, стол, полка, двери и подоконники. После обеда шли работать в поле, чтобы до Чистого четверга посеять все семена.

На следующий день во Вторник женщина стирала и гладила белье. Следовало также вынести из дома и пополоскать все белье, подготовить к празднику праздничную одежду. .Мужчины тем временем работали в поле и заготавливали лучшие дрова для выпекания куличей.

Среда была своеобразным завершителем последних работ: в среду под вечер уже следовало возиться с огородом, навести порядок в доме, убрать снаружи. Вечером начинали совершать тесто для куличей и других обрядовых изделий.

Наступал Чистый четверг. С этим днем связано немало обрядов и действ. В Чистый четверг обязательно следовало готовить бабы — куличи.

Девушки выбирали яйца для пасхальных яиц и писанок и готовили воск, писала, природные красители. К Пасхе следовало сделать столько писанок чтобы можно было подарить ребятам крестникам, даже случайным людям которые придут гостях. Ребята же убирали двор, уже прокльовувалось буйной зеленью, составляли дрова, освобождали двор от хвороста и тому подобное.

В Пасхальную пятницу семейная жизнь приобретала особое настроение. Люди старались вести беседу в умеренных тонах — не кричать, не ругаться, не встрягаты в споры. В этот день, кроме детей никто не ел, не не звонили в колокола бы делали «в клепала» — деревянную или жестяную доску. Вечером почти все шли в церковь на Плащаницу. С суровыми и присумленимы лицами молча слушали «Плач Богородицы» и приглушенный чтения Евангилии, ведь веселиться не приходилось, «Христос на распятии …».Вернувшись из службы, несколько пидкиплювались и снова брались за работу; не годилось только шить, стирать, прясть и строгать, «ибо великий грех».

Наконец поступала Большая суббота, которая собственно и завершала Чистая неделю.В обязанности хозяина входило наделать свечей и зладнаты корзина для посвящения. Женщины же красили яйца в шелухе лука. Скорлупу и яиц, треснутые или разбились относили к реке и пускали на воду, «чтобы доплыла до Рохманов (умерших душ) и сообщила, что за завтра Пасха».
Хотя яйца красили в разные цвета но предпочтение отдавали красному. Люди верили, что в святой яйце находит 40 подаяний, и там пребывает Дух Святой, а потому шелухи хранили и подкуривали ним людей и скот от лихорадки. В субботний день больше трудится печь — греется вода, готовится жареное и вареное снедь, пекутся черные пояса, то есть хлеба, запекают писанки. Кроме того, если в четверг не удались желтые пояса. Так их повторно производили в субботу. По разным заботами незаметно проходит день. Как только в доме сплошь сумерки на углу зажигают колокольню, которая будет гореть всю ночь. Возле храма, в центре села, на холмах молодежь разжигает костры, которое должно гореть, пока не споют «Христос Воскрес».Все — и взрослые и подростки старались не спать всю ночь. Говорили: «если проспит всенощную хозяин, то поляжет пшеница, а когда хозяйка, — лен»; детей также поощряли к этому разными обещаниями. Итак, в субботу люди жили предчувствием великой радости, «что недалеко красное яичко» - приход к долгожданному Пасхи.

Страстной вторник в народе еще ​​называют серым. Православные христиане продолжают готовиться к Светлого Воскресения Христова. Все богослужения Страстной недели последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа.

Так, в Великий Вторник верующие вспоминают, как Христос учил народ в храме Иерусалимском. Кроме того, в этот день в церквях вспоминают обличение Иисусом фарисеев и книжников. Последние хотели обвинить Христа в богохульстве, но на свой ​​вопрос они получили ответ, достойный пророка.

Страстной вторник в народе еще ​​называют серым. Название происходит от наряда священников, в этот день церковная литургия проходит в траурных мрачных тонах.

Страстная седмица — неделя строгого поста. Нельзя употреблять скоромного, петь и танцевать. Во вторник и четверг Страстной недели разрешается есть горячую

Страстная среда

По церковному писанию, ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона. Его он излечил от проказы. А во время трапезы грешница Мария-Магдалена омыла слезами и помазала драгоценным миром ноги и волосы Христа.Владыка Иоанн, архиепископ Черкасский и Чигиринский: «В этот день, в среду, мы вспоминаем эту женщину в молитвословиях. А также вспоминаем, что в этот день собрались старейшины, первосвященники, князья иудейские на совет, если погубить Христа ».
Иуда пошел к первосвященникам и сказал, что готов выдать Христа за 30 сребреников. В этот день христиане завершают все хозяйственные работы. А также заготавливают яйца для писанок.

От пророков, в так называемой третьей песне Слуги Божьего, услышим пророчество о страданиях Иисуса Христа. Он послушен, отдает свое тело тем, кто Его бьет с покорностью принимает презрения. Источником силы является для Него доверие к Отцу.

Евангелие — Благая Весть, сегодня наполнит на грустью, потому, что скажет об измене. Предательство Иуды, одного из выбранных, осознает нам как мы всегда близко к греху. Никто не застрахован от соблазна реализовать свои интересы, отбросив Божьи планы на нашу жизнь. (Оремус).

Неделю, предшествующую Пасхе, именуют Страстной и она считается самой строгой во всем посте. У каждого дня свое значение, не исключением является и Страстная пятница, что это такое можно узнать не только из Священного Писания.

День этот имеет особое значение, так как православные вспоминают последние моменты жизни Христа на земле, молятся о своем спасении и стараются осознать ту жертву, что он принес во благо жизни человеческой.

В ночь с четверга на пятницу Иуда Искариот предал Христа за ничтожную сумму и тот был заключен под стражу. А в пятницу фарисеи вынесли ему приговор и он был распят. Подобный способ казни был выбран не зря. Считалось, что она не только наиболее тяжелая и унизительная, но и влекущая проклятие на того, кто будет умерщвлен подобным способом.

Также читайте интересные материалы по теме:

Вместе с Христом на Голгофе были распяты двое разбойников, один из которых, глядя на кротость Христа, признал в нем Бога и покаялся. В ответ на это Христос сообщил тому, что он будет с ним в раю. Этим сын Божий подтвердил, что шанс попасть в рай есть у всех, независимо от образа жизни. Важно лишь искренне раскаяться и в этом смысл понимания Страстной пятницы что это такое подробно описано в Евангелиях.

Интересно! Подобный тип казни рассчитан на длительное время и повышенные мучения для приговоренных, но так как следом за Страстной пятницей наступал праздник Песах, значимый для всех иудеев, священники уговорили Пилата разрешить сломать ноги осужденным, дабы смерть наступила быстрее. Однако Христос умер на кресте, не дожидаясь умерщвления. В ходе последнего приговоренных к казни обычно закалывали копьем, что и было сделано с разбойниками.

Чудеса на Страстную пятницу

События этого дня были слишком давно для того чтобы можно было бы гарантировать их достоверность, но в Писании указано, что все то время, пока Христос в Великую пятницу был на кресте, тьма спустилась на землю. И свет появился лишь после его смерти.

Одновременно с этим моментом в Иерусалимском храме сама собой разорвалась пополам завеса, отделявшая место проведения служб от того места, где раз в году первосвященником приносились жертвы Богу. Считается, что таким образом Христос разрушил завесу между людьми и Богом.


Снят с креста Спаситель и помещен в пещеру, в которой и свершилось чудо воскрешения, был близкими учениками. Но эти события произошли уже после окончания Страстной пятницы. К одним из чудес этого дня относится сохранившаяся с тех времен Плащаница, в которую жены-мироносицы обернули тело Христа. На фрагменте ткани сохранился контур его тела. Плащаница хранится в Иерусалиме и выставляется на всеобщее обозрение ежегодно именно в Страстную пятницу.

Посещение служб

Они считаются обязательными для любого верующего человека. Именно в пятницу выносится Плащаница, коснуться которой необходимо для того чтобы прочувствовать всю тяжесть жертвы Христовой.

Всего за день посещаются три службы, т.е. почти весь день человек проводит в церкви. Важность посещений связана с тем, что на службах читаются разные части Евангелий, потому именно за весь день раскрывается вся суть Страстной пятницы и последние часы жизни Спасителя.

Традиции Страстной пятницы

  • В Великую пятницу православные молились о спасении души, посещая специальную службу. Из храма приносились 12 свечей, догореть которые были должны в доме. Считалось, что таким образом помещение очищается, а на его жильцов сходит благодать.
  • Проверяли этими свечами то, насколько чист дом духовно. Если свечи сильно коптили, а дым был черным, это значило, что на дом наведена порча.
  • Из-за запрета на работу существовало суеверие, что не в коем случае нельзя стирать. На таком белье ожидали появление пятен крови
  • Пятничную золу из печей старались запасти, считалось, что она лечит практически от всех заболеваний, а также защищает от сглаза.

На Страстную пятницу: что нельзя делать

Главный запрет дня заключается на любой вид деятельности. Считалось, что все приготовления к Пасхе надо было закончить в Чистый четверг. В этот день убирали дом, справлялись со всей домашней работой, а также пекли куличи и окрашивали яйца. Предполагалось, что в пятницу ничто не должно отвлекать от молитв и скорби по распятому Спасителю. После Пасхи идет .

Запрет распространялся на все виды работ, не важно, требовались и они в доме на огороде. Единственным исключением была кормежка домашнего скота, хотя пчел в ульи пересаживать, почему то, тоже было нельзя. Верили, что если осуществлять посадку в этот день, то вырасти из такого урожая ничего не вырастет.


Строжайший пост на Страстную пятницу

По этой же причине не разрешалось плевать на землю. Это могло привести к потере всего урожая. Взаимосвязь между отсутствием воспитания, Страстной пятницей и религией в целом просматривается с трудом, однако верили во все это люди не столь давно и старались соблюдать самими же придуманные ритуалы.

Недопустимы любые развлечения или плотские утехи. Даже смех и тот был под запретом. Считалось, что если засмеяться в этот трагический день, то весь следующий год будут ожидать неудачи.

Важно! Глубоко верующие стараются в этот день не умываться и не принимать душ, а также ничего не есть, дабы ничего не отвлекало от духовной пищи. Хотя в ритме современной жизни представить себе такую организацию процесса несколько затруднительно, так как от решения бытовых вопросов никуда не деться, равно как и от посещения работы.

Приметы на Страстную пятницу

Выясняя о Страстной пятнице, что это такое одним словом охарактеризовать нелегко, следует упомянуть о приметах. В православии тесно сплетаются религия и языческие пережитки, благодаря которым характерные предсказания будущего искали во многих вещах. Для того чтобы узнать, что готовить грядущий год, надо было встать утром, и ни с кем не разговаривая подойти к окну.

В зависимости от того, что было видно за окном, ожидали:

  • новых знакомств, если на ветке сидела птица;
  • неприятных известий при взгляде на пробегающую собаку;
  • материального благополучия, если мимо дома проходила кошка;
  • здоровья, когда по улице шел молодой человек;
  • болезни или смерти при взгляде на инвалида или калеку.

Наиболее интересной идеей была мысль о том, что если в течение трех лет ничего не есть в Страстную пятницу, что это такое видео инсценировку можно найти во многих программах и даже художественных фильмах, то на человека сойдет откровение. И после этого он, якобы, должен увидеть момент своей смерти.

И это еще один пример того, насколько тесно может переплетаться религия и предрассудки. Хотя большинство данных примет и традиций все-таки остались в прошлом, упоминают их и сейчас, однако, информацию о них можно найти противоречивую.

К примеру, в большинстве источников написано, что все приготовления к Пасхе заканчивают именно в четверг, также именуемый Чистым, но в то же время иногда можно увидеть, что единственным исключением из правил о запрете работы касается как раз приготовления куличей. Но если учесть, что занятие это долгое и хлопотное, предполагается, что оно оторвет хозяйку от посещения служб, а это не правильно. Потому большинство запретов имеют вполне логичное объяснение.

Потому для верующего человека Страстная пятница - это все-таки не традиции или приметы, равно как и не запреты. Содержание последних и так очевидно, так как заканчивается Страстная неделя. В первую очередь пятница - это покаяние, молитвы и ожидание торжества веры, которое происходит в тот момент, когда в главном храме Иерусалима сходит благодатный огонь и становится очевидным, что человечеству в очередной раз простили все грехи и жизнь продолжается.

Обсуждение (1)