Тело

При каких условиях рычаг находится в равновесии. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. IV. Этап усвоения новых знаний

Знаете ли вы, что такое блок? Это такая круглая штуковина с крюком, при помощи которой на стройках поднимают грузы на высоту.

Похоже на рычаг? Едва ли. Однако, блок тоже является простым механизмом. Более того, можно говорить о применимости закона равновесия рычага к блоку. Как это возможно? Давайте разберемся.

Приложение закона равновесия

Блок представляет собой устройство, которое состоит из колеса с желобом, по которому пропускают, трос, веревку или цепь, а также прикрепленной к оси колеса обоймы с крюком. Блок может быть неподвижным и подвижным. У неподвижного блока ось закреплена, и она не двигается при подъеме или опускании груза. Неподвижный блок помогает изменить направление действия силы. Перекинув через такой блок, подвешенный вверху, веревку, мы можем, поднимать груз вверх, сами при этом находясь внизу. Однако выигрыша в силе применение неподвижного блока нам не дает. Мы можем представить блок в виде рычага, вращающегося вокруг неподвижной опоры - оси блока. Тогда радиус блока будет равен плечам, приложенных с двух сторон сил, - силы тяги нашей веревки с грузом с одной стороны и силы тяжести груза с другой. Плечи будут равны, соответственно, выигрыша в силе нет.

Иначе обстоит дело с подвижным блоком. Подвижный блок перемещается вместе с грузом, он как бы лежит на веревке. В таком случае точка опоры в каждый момент времени будет находиться в месте соприкосновения блока с веревкой с одной стороны, воздействие груза будет приложено к центру блока, где он и крепится на оси, а сила тяги будет приложена в месте соприкосновения с веревкой с другой стороны блока. То есть плечом веса тела будет радиус блока, а плечом силы нашей тяги - диаметр. Диаметр, как известно, в два раза больше радиуса, соответственно, плечи различаются по длине в два раза, и выигрыш в силе, получаемый с помощью подвижного блока, равен двум. На практике применяют комбинацию неподвижного блока с подвижным. Закрепленный вверху неподвижный блок не дает выигрыша в силе, однако помогает поднимать груз, стоя внизу. А подвижный блок, перемещаясь вместе с грузом, увеличивает прикладываемую силу вдвое, помогая поднимать большие грузы на высоту.

Золотое правило механики

Возникает вопрос: а дают ли применяемые устройства выигрыш в работе? Работа есть произведение пройденного пути на приложенную силу. Рассмотрим рычаг с плечами, различающимися в два раза по длине плеча. Этот рычаг даст нам выигрыш в силе в два раза, однако, в два раза большее плечо при этом пройдет в два раза больший путь. То есть, несмотря на выигрыш в силе, совершенная работа будет одинакова. В этом и заключается равенство работ при использовании простых механизмов: во сколько раз мы имеем выигрыш в силе, во столько раз, мы проигрываем в расстоянии. Это правило называется золотым правилом механики , и оно применимо абсолютно ко всем простым механизмам. Поэтому простые механизмы облегчают труд человека, но не уменьшают совершаемую им работу. Они просто помогают переводить одни виды усилий в другие, более удобные в конкретной ситуации.

Еще до Нашей Эры люди начали применять рычаги в строительном деле. Например, на рисунке вы видите использование рычага при постройке пирамид в Египте. Рычагом называют твердое тело, которое может вращаться вокруг некоторой оси. Рычаг — это необязательно длинный и тонкий предмет. Например, колесо — тоже рычаг, так как это твердое тело, вращающееся вокруг оси.

Введем еще два определения. Линией действия силы назовем прямую, проходящую через вектор силы. Кратчайшее расстояние от оси рычага до линии действия силы назовем плечом силы. Из курса геометрии вы знаете, что кратчайшее расстояние от точки до прямой — это расстояние по перпендикуляру к этой прямой.

Проиллюстрируем эти определения примером. На рисунке слева рычагом является педаль. Ось ее вращения проходит через точку О. К педали приложены две силы: F1 — сила, с которой нога давит на педаль и F2 — сила упругости натянутого троса, прикрепленного к педали. Проведя через вектор F1 линию действия силы (изображена голубым цветом), и, опустив на нее перпендикуляр из т. О, мы получим отрезок ОА — плечо силы F1.

С силой F2 дело обстоит еще проще: линию ее действия можно не проводить, так как вектор этой силы расположен более удачно. Опустив из т. О перпендикуляр на линию действия силы F2, получим отрезок ОВ — плечо этой силы.

При помощи рычага можно маленькой силой уравновесить большую силу. Рассмотрим, например, подъем ведра из колодца. Рычагом является колодезный ворот — бревно с прикрепленной к нему изогнутой ручкой. Ось вращения ворота проходит сквозь бревно. Меньшей силой служит сила руки человека, а большей силой — сила, с которой ведро и свисающая часть цепи тянет вниз.

На чертеже слева показана схема ворота. Вы видите, что плечом большей силы является отрезок OB, а плечом меньшей силы — отрезок OA. Ясно видно, что OA > OB. Другими словами, плечо меньшей силы больше плеча большей силы. Такая закономерность справедлива не только для ворота, но и для любого другого рычага. В более общем виде она звучит так:

При равновесии рычага плечо меньшей силы во столько раз больше плеча большей силы, во сколько раз большая сила больше меньшей.

Проиллюстрируем это правило при помощи школьного рычага с грузиками. Взгляните на рисунок. У первого рычага плечо левой силы в 2 раза больше плеча правой силы, следовательно, и правая сила в два раза больше левой силы. У второго рычага плечо правой силы в 1.5 раза больше плеча левой силы, то есть во столько же раз, во сколько левая сила больше правой силы.

Итак, при равновесии на рычаге двух сил бо’льшая из них всегда имеет меньшее плечо и наоборот.

Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту такой науки, как механика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа

Ярцевского района Смоленской области

Урок по теме

«Простые механизмы.

Применение закона равновесия

рычага к блоку»

7 класс

Составил и провел

учитель физики высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

2017г.

Цели урока (планируемые результаты обучения):

Личностные:

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью;

Формирование интереса к физике при анализе физических явлений;

Формирование мотивации постановкой познавательных задач;

Формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

Развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

Осознание учащимися своих знаний;

Метапредметные:

Развитие умения генерировать идеи;

Развивать умение определять цели и задачи деятельности;

Проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

На основании результатов эксперимента формулировать вывод;

Развивать коммуникативные навыки при организации работы;

Самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов;

Использовать различные источники для получения информации.

Предметные:

Формирование представления о простых механизмах;

Формирование умения распознавать рычаги, блоки, наклонные плоскости, вороты, клины;

Дают ли простые механизмы выигрыш в силе;

Формирование умения планировать и проводить эксперимент, на основании результатов эксперимента формулировать вывод.

Ход урока

№ п. п

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

Организационный этап

Подготовка к уроку

Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

Работа с картинками, работа в парах – устный рассказ

По плану, взаимопроверка знаний

Этап актуализации знаний, целеполагания

Введение понятия «простые механизмы», по

Организационно-деятельностный этап: помощь и контроль над работой учащихся

Работа с учебником, составление схемы

Самооценка

Физминутка

Физические упражнения

Организационно-деятельностный этап: практическая работа, актуализация и целеполагание

Сбор установки

Введение понятия «рычаг», постановка целей

Введение понятия «плечо силы»

Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага

Самооценка

Этап практического закрепления полученных знаний: решение задач

Решают задачи

Взаимопроверка

Этап закрепления пройденного материала

Отвечают на вопросы

Учитель:

Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту такой науки, как механика.

На экране несколько картинок:

Египтяне строят пирамиду (рычаг);

Человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду;

Люди катят бочку на корабль (наклонная плоскость);

Человек поднимает груз (блок).

Учитель: Что выполняют эти люди? (механическую работу)

Составьте по плану рассказ:

1. Какие условия необходимы для совершения механической работы?

2. Механическая работа – это …………….

3. Условное обозначение механической работы

4. Формула работы …

5. Что принято за единицу измерения работы?

6. Как и в честь какого ученого она названа?

7. В каких случаях работа положительная, отрицательная или равна нулю?

Учитель:

А теперь посмотрим на эти картинки ещё раз и обратим внимание, как эти люди выполняют работу?

(люди используют длинную палку, ворот, устройство наклонной плоскости, блок)

Учитель: Как можно назвать одним словом данные приспособления?

Учащиеся: Простые механизмы

Учитель: Правильно! Простые механизмы. Как вы думаете по какой теме на уроке мы будем с Вами сегодня говорить?

Учащиеся: О простых механизмах.

Учитель: Правильно. Темой нашего урока будут простые механизмы (запись темы урока в тетради, слайд с темой урока)

Поставим перед собой цели урока:

Вместе с детьми:

Изучить, что такое простые механизмы;

Рассмотреть, виды простых механизмов;

Условие равновесия рычага.

Учитель: Ребята, а как вы думаете для чего применяют простые механизмы?

Учащиеся: Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования.

Учитель: Простые механизмы имеются и в быту, и во всех сложных заводских машинах и т.д. Ребята, в каких бытовых приборах и устройствах имеются простые механизмы.

Учащиеся: В есы рычажные, ножницы, мясорубка, нож, топор, пила, и т.д.

Учитель: Какой простой механизм есть у подъемного крана.

Учащиеся: Рычаг (стрела), блоки.

Учитель: Сегодня мы более подробнее остановимся на одном из видов простых механизмов. Он находится на столе. Что это за механизм?

Учащиеся: Это рычаг.

Подвесим грузики на одно из плеч рычага и, используя другие грузики, уравновесим рычаг.

Посмотрим, что получилось. Мы видим, что плечи у грузиков отличаются друг от друга. Давайте качнем одно из плеч рычага. Что мы видим?

Учащиеся: Покачавшись, рычаг возвращается в положение равновесия.

Учитель: Что называется рычагом?

Учащиеся: Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси.

Учитель: Когда рычаг находится в равновесии?

Учащиеся:

1 вариант: одинаковое количество грузов на одинаковом расстоянии от оси вращения;

2 вариант: больше груз – меньше расстояние от оси вращения.

Учитель: Как называется такая зависимость в математике?

Учащиеся: Обратно пропорциональная.

Учитель: С какой силой грузы действуют на рычаг?

Учащиеся: Весом тела вследствие притяжения Земли. P = F тяж = F

Учитель: Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.

Задача: При помощи лома рабочий поднимает ящик массой 120кг. Какую силу он прикладывает к большему плечу рычага, если длина этого плеча 1,2 м, а меньшего плеса 0,3 м. Какой будет выигрыш в силе? (Ответ: Выигрыш в силе равен 4)

Решение задач (самостоятельно с последующей взаимопроверкой).

1. Первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)

2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большей силы, если плечо меньшей силы 100 см? (Ответ: 50 см)

Подведение итогов.

Какие механизмы называются простыми?

Какие виды простых механизмов вы знаете?

Что такое рычаг?

Что такое плечо силы?

Каково правило равновесия рычага?

Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?

2. Перечислите простые механизмы, которые обнаружите дома и те, которые человек использует в повседневной жизни, записав их в таблицу:

Простой механизм в быту, в технике

Вид простого механизма

3. Дополнительно. Подготовить сообщение об одном простом механизме, применяемом в быту, технике.

Рефлексия.

Закончи предложения:

теперь я знаю, …………………………………………………………..

я понял, что………………………………………………………………

я умею…………………………………………………………………….

я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.) …………………….

я самостоятельно правильно выполнил ………………………………...

я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации ………….

мне понравился (не понравился) урок …………………………………


С незапамятных времен человечество использует разные механизмы, которые призваны облегчить физический труд. Одним из них является рычаг. Что он собой предс...

Условие равновесия рычага. Правило моментов. Простые механизмы. Задачи и решения

От Masterweb

06.10.2018 05:00

С незапамятных времен человечество использует разные механизмы, которые призваны облегчить физический труд. Одним из них является рычаг. Что он собой представляет, в чем заключается идея его использования, а также каково условие равновесия рычага, рассмотрению всех этих вопросов посвящена данная статья.

Когда человечество стало применять принцип рычага?

Точно ответить на этот вопрос трудно, поскольку простые механизмы уже были известны древним египтянам и жителям Месопотамии еще в трехтысячном году до нашей эры.

Одним из таких механизмов является так называемый рычаг-журавль. Представлял он собой длинный шест, который располагался на опоре. Последняя устанавливалась ближе к одному концу шеста. К концу, который дальше находился от опорной точки, привязывали сосуд, на другой клали некоторый противовес, например, камень. Система настраивалась таким образом, чтобы наполненный наполовину сосуд приводил к горизонтальному положению шеста.

Рычаг-журавль служил для подъема воды из колодца, реки или другого углубления до уровня, где находился человек. Прикладывая небольшую силу к сосуду, человек опускал его к источнику воды, сосуд наполнялся жидкостью, а затем, прилагая небольшое усилие к другому концу шеста с противовесом, можно было поднять указанный сосуд.

Легенда об Архимеде и корабле

Всем известен древнегреческий философ из города Сиракузы, Архимед, который в своих трудах не только описал принцип действия простых механизмов (рычаг, наклонная доска), но и привел соответствующие математические формулы. До настоящего времени остается знаменитой его фраза:

Дайте мне точку опоры, и я сдвину этот мир!

Как известно, такой опоры никто ему не предоставил, и Земля осталась на своем месте. Однако, что действительно смог сдвинуть Архимед, так это корабль. Одна из легенд Плутарха (работа "Параллельные жизни") говорит следующее: Архимед в письме своему другу, царю Гиерону Сиракузскому, говорил, что смог бы в одиночку переместить сколь угодно большой вес, при определенных условиях. Гиерон был удивлен таким заявлением философа и попросил, чтобы он продемонстрировал то, о чем говорит. Архимед согласился. В один из дней корабль Гиерона, находящийся в доке, был загружен людьми и наполненными водой бочками. Философ, расположившись на некотором расстоянии от корабля, смог его поднять над водой, потянув за веревки, прикладывая при этом небольшое усилие.

Составные части рычага


Несмотря на то, что речь идет о достаточно простом механизме, он все же имеет определенное устройство. Физически он состоит из двух основных частей: шест или балка и опора. При рассмотрении же задач шест рассматривают как объект, состоящий из двух (или одного) плеча. Плечо - это часть шеста, которая находится относительно опоры с одной стороны. Большую роль в принципе работы рассматриваемого механизма играет именно длина плеча.

Когда рассматривают рычаг в работе, то возникает еще два дополнительных элемента: прилагаемая сила и сила противодействия ей. Первая стремится привести в движение объект, создающий силу противодействия.

Условие равновесия рычага в физике

Познакомившись с устройством этого механизма, приведем математическую формулу, используя которую, можно сказать, какое из плеч рычага и в каком направлении будет двигаться или, наоборот, все устройство будет находиться в состоянии покоя. Формула имеет вид:

где F1 и F2 - силы действия и противодействия, соответственно, l1 и l2 - длины плеч, к которым приложены эти силы.

Это выражение позволяет исследовать условия равновесия рычага, имеющего ось вращения. Так, если плечо l1 больше, чем l2, тогда для уравновешивания силы F2 понадобится меньшее значение F1. Наоборот, если l2 > l1, то для противодействия силе F2 потребуется приложить большую F1. Эти выводы можно получить, если переписать выражение выше в следующей форме:

Как видно, участвующие в процессе формирования равновесия силы находятся в обратной зависимости от длины плеч рычага.

В чем состоит выигрыш и проигрыш при использовании рычага?

Из приведенных выше формул следует важный вывод: с помощью длинного плеча и малого усилия можно перемещать объекты с огромной массой. Это действительно так, и многие могут подумать, что применение рычага приводит к выигрышу в работе. Но это не так. Работа - это энергетическая величина, которая не может быть создана из ничего.

Проанализируем работу простого рычага, имеющего два леча l1 и l2. Пусть на конце плеча l2 помещен груз весом P (F2 = P). На конец другого плеча человек прилагает силу F1 и поднимает этот груз на высоту h. Теперь, вычислим работу каждой силы и приравняем полученные результаты. Получим:

Сила F2 действовала вдоль вертикальной траектории длиной h, в свою очередь F1 действовала также вдоль вертикали, но уже была приложена к другому плечу, конец которого переместился на неизвестную величину x. Чтобы ее найти, необходимо подставить в последнее выражение формулу связи между силами и плечами рычага. Выражая x, имеем:

x = F2 * h / F1 = l1 * h / l2.

Это равенство показывает, если l1 > l2, тогда F2 > F1 и x > h, то есть, прикладывая небольшую силу, можно поднять груз с большим весом, но при этом придется переместить соответствующее плечо рычага (l1) на большее расстояние. Наоборот, если l1

Таким образом, рычаг не дает выигрыш в работе, он позволяет лишь перераспределить ее либо в пользу меньшей прилагаемой силы, либо в пользу большей амплитуды перемещения объекта. В обсуждаемой теме физики работает общий философский принцип: всякий выигрыш компенсируется некоторым проигрышем.


Виды рычагов

В зависимости от точек приложения силы и от положения опоры различают следующие виды этого механизма:

  • Первого рода: точка опоры находится между двумя силами F1 и F2, поэтому от длины плеч будет зависеть то, в чем дает выигрыш такой рычаг. Примером являются обычные ножницы.
  • Второго рода. Здесь сила, против которой совершается работа, расположена между опорой и прилагаемым усилием. Такой тип конструкции означает, что он всегда будет давать выигрыш в силе и проигрыш в пути и скорости. Его примером является садовая тачка.
  • Третьего рода. Последний вариант, который остается реализовать в этой простой конструкции, это положение прилагаемого усилия между опорой и силой противодействия. В этом случае получается выигрыш в пути, но проигрыш в силе. Примером может служить пинцет.

Понятие о моменте силы

Рассмотрение любых проблем в механике, которые включают понятия оси или точки вращения, осуществляется с помощью правила моментов сил. Поскольку опора рычага - это тоже ось (точка), вокруг которой поворачивается система, то для оценки равновесия этого механизма также используется момент силы. Под ним понимается величина в физике, равная произведению плеча на действующую силу, то есть:

Учитывая это определение, условие равновесия рычага можно переписать в следующем виде:

M1 = M2, где M1 = l1 * F1 и M2 = l2 * F2.

Момент M обладает аддитивностью, это означает, что общий момент силы для рассматриваемой системы можно получить путем обычного сложения всех действующих на нее моментов Mi. Однако при этом следует учитывать их знак (сила, вызывающая вращение системы против часовой стрелки, создает положительный момент +M, и наоборот). С учетом сказанного, правило моментов для рычага, находящегося в равновесии, будет выглядеть так:

Рычаг теряет свое равновесие, когда M1 ≠ M2.

Где используется принцип рычага?

Выше уже были приведены некоторые примеры использования этого простого и известного с древних времен механизма. Здесь лишь перечислим несколько дополнительных примеров:

  • Плоскогубцы: рычаг 1-го рода, который позволяет создавать огромные усилия за счет небольшой длины плеч l2, где находятся зубья инструмента.
  • Открывалка крышек банок и бутылок: это рычаг 2-го рода, поэтому он всегда дает выигрыш в прилагаемом усилии.
  • Удочка: рычаг 3-го рода, который позволяет перемещать конец удочки с поплавком, грузилом и крючком на большие амплитуды. Проигрыш при этом в силе ощущается, когда рыбаку оказывается трудно вытащить рыбу из воды, даже если ее масса не превышает 0,5 кг.

Сам человек с его суставами, мышцами, костями и сухожилиями - это яркий пример системы с множеством разных рычагов.

Решение задачи

Условие равновесия рычага, рассмотренное в статье, используем для решения простой задачи. Необходимо вычислить приблизительную длину плеча рычага, прилагая усилие к концу которого, Архимед смог поднять корабль, как это описывает Плутарх.


Для решения введем следующие предположения: во внимание примем греческую трирему в 90 тонн водоизмещением и положим, что опора рычага находилась в 1 метре от ее центра массы. Поскольку Архимед, согласно легенде, легко смог поднять корабль, то будем считать, что для этого он приложил силу, равную половине своего веса, то есть около 400 Н (для массы 82 кг). Тогда, применяя условие равновесия рычага, получаем:

F1 * l1 = F2 * l2 => l1 = F2 * l2 / F1 = m * g * l2 / F1 = 90000 * 9,81 * 1/400 ≈ 2,2 км.

Даже если увеличить прилагаемую силу до значения веса самого Архимеда и приблизить опору еще в два раза, то получится значение длины плеча около 500 метров, что также является большой величиной. Скорее всего, легенда Плутарха - это преувеличение с целью продемонстрировать эффективность рычага, и Архимед в действительности не поднимал корабль над водой.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

С самых давних пор человек применяет различные вспомогательные приспособления для облегчения своего труда. Как часто, когда нам надо сдвинуть с места очень тяжелый предмет, мы берем себе в помощники палку или шест. Это пример простого механизма - рычага.

Применение простых механизмов

Видов простых механизмов очень много. Это и рычаг, и блок, и клин, и многие другие. Простыми механизмами в физике называют приспособления, служащие для преобразования силы. Наклонная плоскость, которая помогает вкатывать или втаскивать тяжелые предметы наверх - это тоже простой механизм. Применение простых механизмов очень распространено как в производстве, так и в быту. Чаще всего простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить в несколько раз силу, действующую на тело.

Рычаг в физике - простой механизм

Один из самых простых и распространенных механизмов, который изучают в физике еще в седьмом классе - рычаг. Рычагом в физике называют твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

Различают два вида рычагов. У рычага первого рода точка опоры находится между линиями действия приложенных сил. У рычага второго рода точка опоры расположена по одну сторону от них. То есть, если мы пытаемся при помощи лома сдвинуть с места тяжелый предмет, то рычаг первого рода - это ситуация, когда мы подкладываем брусок под лом, надавливая на свободный конец лома вниз. Неподвижной опорой у нас в данном случае будет являться брусок, а приложенные силы располагаются по обе стороны от него. А рычаг второго рода - это когда мы, подсунув край лома под тяжесть, тянем лом вверх, пытаясь таким образом перевернуть предмет. Здесь точка опоры находится в месте упора лома о землю, а приложенные силы расположены по одну сторону от точки опоры.

Закон равновесия сил на рычаге

Используя рычаг, мы можем получить выигрыш в силе и поднять неподъемный голыми руками груз. Расстояние от точки опоры до точки приложения силы называют плечом силы. Причем, можно рассчитать равновесие сил на рычаге по следующей формуле:

F1 / F2 = l2 / l1 ,

где F1 и F2 - силы, действующие на рычаг,
а l2 и l1 - плечи этих сил.

Это и есть закон равновесия рычага , который гласит: рычаг находится в равновесии тогда, когда действующие на него силы обратно пропорциональны плечам этих сил. Этот закон был установлен Архимедом еще в третьем веке до нашей эры. Из него следует, что меньшей силой можно уравновесить большую. Для этого необходимо, чтобы плечо меньшей силы было больше плеча большей силы. А выигрыш в силе, получаемый с помощью рычага, определяется отношением плеч приложенных сил.