Средства по уходу

Эволюция от камня до современной шариковой ручки. История ручки для письма. Эволюция от камня до современной шариковой ручки Эпоха шариковой ручки

История создания ручки для письма уходит своими за пределы 6000 лет. За этот продолжительный период развития человечества произошла и существенная модернизация пишущих приспособлений.

Пишущие инструменты разных веков

В далеком прошлом для рисования на скалах человек пользовался . В дальнейшем для изображения символов камни были заменены на кости или деревянные палочки. Приблизительно в 3000 г. до н. э. с появлением письменности и папируса в качестве пишущих приспособлений стали использоваться тонкие тростниковые кисти.

В последующем продолжительном периоде с 1300 г. до н. э. и до 600 г. нашей эры распространенным пишущим инструментом был стилус . Изготавливался стилус из металла и использовался для письма по воску. Несмотря на изобретенный чуть позднее англосаксами пергамент, люди еще какое-то время использовали костяной или металлический стилус и письмо на восковых дощечках.

В те времена пергамент больше использовался для рукописных книг. Однако, с каждым столетием распространение его увеличивалось. Появилась потребность в пишущем по нему недорогом и доступном инструменте. Таким инструментом стало перо. Европейцы научились затачивать перья таким образом, что при письме на пергаменте изменялся стиль написания. Так 14 веков назад появились прописные буквы.

Перо как инструмент для письма просуществовало рекордно длительный период - почти до окончания 18 века. Использовались в основном гусиные перья, но встречалось применение перьев воронов и павлинов. Подготовка пера к письму начиналась с очищения его в раскаленном песке. Затем перо обрезалось под определенным углом и затачивалось, причем этим этапам уделялось особое внимание, так как от них зависело качество написания. Именитые писатели тех времен лично обрезали и затачивали перья, а хорошие экземпляры часто могли быть дорогими подарками.

Возникновение производства пишущих инструментов началось с 18 века. Сначала в 1790 году был изобретен грифель для карандаша . А к 1884 году удалось создать небольшую практичную ручку с капиллярными протоками, которая стала прообразом нынешних авторучек. Изобретателем этой первой ручки стал американец Льюис Ватерман, который использовал для ее создания принцип капилляра. Заключался он в заполнении резервуара ручки воздухом, который подавался по очень узким каналам. Каналы были столь узки, что чернила в них не просачивались, а воздух без труда втягивался.

В дальнейшем совершенствовал авторучку известный Джордж Паркер, сельский учитель из штата Висконсин . Его изобретение было запатентовано в 1889 году и отличалось высоким качеством за счет точной подгонки деталей. Изделиями Паркера иногда творилась мировая история - их использовали для подписания договоров между различными странами.

Перо считается сердцем ручки, ее главной действующей частью. В современных авторучках перья изготавливаются из сплавов металлов и имеют несколько степеней толщины пера. Подача чернил может осуществляться различными системами, устроенными по принципу картриджа или конвертора. Картриджи являются аналогами обычных стержней, после использования они выбрасываются. Конверторами снабжаются более престижные модели, в них чернила закачиваются поршневой или насосной системой.

Эпоха шариковой ручки

Первым изобретателем шариковой ручки был неизвестный американец Джон Лауд. Еще в 1888 году он получил патент на ручку с вращающимся наконечником в виде шарика. Однако тогда ручка для письма так и не стала товаром. Чернила были основным препятствием. Жидкие чернила постоянно оставляли кляксы, а густые застывали на наконечнике. С окончания Первой мировой войны до 1950 года популярность шариковых ручек носила волнообразный характер, многие пытались усовершенствовать изобретение и выпустить в продажу. Среди них были и венгерские братья Биро, конструкция ручки которых была не слишком удачна. Именно эта конструкция в 1950 году была серьезно усовершенствована французским фабрикантом перьевых ручек Марселем Бишем. Стальные шарики диаметром 1 мм изготавливались с точностью до сотых миллиметра. Марселю Бишу удалось добиться того, что чернила не просачивались через пишущий узел, грязных пятен на бумаге уже не было. С 1953 года началось серийное производство ручек во Франции, а в 1958 году Биш основал компанию BiC и вышел на рынок Америки. Компания начала массовый выпуск дешевых одноразовых ручек из легчайшей пластмассы. Постепенно другие пишущие инструменты были вытеснены с рынка, а известные всему миру ручки BiC активно используются и в наши дни.

История появления ручки - это многовековая эволюция письменности, происходившая, порой независимо в разных странах и на разных континентах.

Нельзя достоверно сказать, что есть кто-то, кто вот взял и изобрел ручку. Как правило, каждый человек что-то добавлял или улучшал в уже существующем изделии.

Предыстория 1

Тростниковые ручки Напомним, что суть письма - это отражение знаков и символов в любой форме на любой произвольной поверхности с целью последующего многократного их считывания.

Соответственно, вы можете эти знаки выдавить, выцарапать, выжечь или конечно-же просто нарисовать. Например, при помощи любой жидкой субстанции такой, как краска или чернила.

С незапамятных времен, около 4000-3000 лет до н.э., люди пользовались бронзовыми, каменными или железными палочками, при помощи которых выцарапывали или выдавливали первые письмена на глиняных табличках, древесной коре (прообраз современной бумаги) или, как в Риме, деревянных дощечках покрытых воском.

Чернила и перья


Перо и чернила Когда в обиход вошли чернила и пергамент, подход к написанию существенно изменился. Однако, использование чернил долгое время оставалось далеко не тривиальным занятием. Существует даже такое слово - чистописание , означающее аккуратное писание без клякс и помарок.


Подготовка пера Очевидно, что многое зависит не только от сноровки и навыка, но и от того, какой инструмент мы при этом используем. Например, если предмет, при помощи которого осуществляется запись или рисование, заострить, то линии получаются более тонкие и аккуратные.

Так на протяжении рекордно длительного периода в 12 веков, начиная с VI века н.э., самым подходящим материалом для изготовления предметов для письма стали перья крупных пернатых . С одной стороны перья, всегда были под рукой, с другой стороны легко затачивались и практически ничего не стоили.

В XVIII веке, Россия поставляла в Англию по несколько миллионов гусиных перьев для письма ежегодно.

Проблемы перьев

Перьевая ручка Самая главная проблема перьев для письма заключалась в том, что перья достаточно быстро затуплялись и их необходимо было постоянно подтачивать. В связи с этим, даже самые дорогие и красивые перья-ручки были весьма недолговечны.

Другая сложность заключалась в том, что лишь 3-5 самых крайних пера птицы, подходили для использования для письма. Более того значение имело правое это крыло птицы или левое, так для правшей подходили только перья из правого пера птицы.

Одно из самых не только очевидных но и эффективных решений было найдено в разделении пера на две составляющие - перо-наконечник (выкидывалось после того как приходило в негодность) и перо-держатель (красивая, дорогая и вместе с тем долговечная часть).

Примечателен тот факт, что в русском языке, ручки, которые использовали в качестве пишущего элемента перо, получили название - перьевые ручки . В то время, как аналог перьевой ручки в английском языке называется - fountain (ink) pen, что можно перевести, как - чернильная ручка .

Перочинный ножик - небольшой складной нож, используемый для заточки (почину) перьев для письма.

Этимология слов

Разделения пера на две части - перо-наконечник и перо-держатель, и трансформация последнего в просто держатель (т.е. держателем могло быть что угодно, не обязательно перо), привело к тому, что перо-наконечник стал называться просто пером , а держатель стал называться ручкой для пера (т.е. частью за которую мы держим предмет рукой, так же, как ручка саквояжа или ручка двери).

Но с появлением шариковых ручек, необходимость в пере полностью исчезает. А ручка для пера естественно (пера то ведь больше нет) превращается в просто ручку - слово, которое с тех пор, станет самостоятельным и которое мы в настоящий момент используем (даже не задумываясь) обозначая целиком пишущую ручку.

В английском языке, все произошло несколько по-другому. Так слово pen (по-английски - ручка), которое произошло от латинского слова penna (по-латински - перо), сохранило свое первоначальное значение.

В русском языке слово перо трансформировалось в слово ручка , в английском же языке, это всё одно слово - pen .

Машина Брама

Джозеф Брама В 1809 году, известный английский изобретатель, Джозеф Брама 2 (Joseph Bramah) изобрел и запатентовал машину для резки перьев, которая позволяла в некоторой степени автоматизировать процесс заточки перьевых наконечников.

При этом машина Брама позволяла не только разрезать ствол пера на отдельные усики путем деления на три или даже четыре части (тем самым оптимально подготавливая наконечник для письма), но и собственно отрезать наконечник пера в поперечном направлении на 4 или 5 частей, практически заготавливая несколько наконечников про запас.

Разделение пера на две составляющие, а так же использование машины Брама и подобных ей устройств, позволили в некоторой степени решить сложности с использование первых перьевых ручек.

Джозеф Брама также известен такими изобретениями, как гидравлический пресс (1785) и слив для туалета (1775).

Металлические перья

Металлические перья В 1803 году был получен патент на металлическое перо изобретенное за 10 лет до этого. При этом настоящий успех на рынке пишущих принадлежностей, оно получило лишь 30 лет спустя, когда в английском городе Бирмингем 3 началось их массовое производство.

В 1822 году два брата Джон и Вильям Митчеллы , впервые в истории, создали массовое производство ручек с металлическим пером (в Бирмингеме).

Джозеф Гильот При этом технологии производства постоянно улучшались, так в 1828 году, Джошуа Мейсон еще улучшил перо ручки, адаптировав его к авторучке, а вскоре Джозеф Гильот (William Joseph Gillott), Вильям Митчел (William Mitchell), и Джеймс Пери (James Stephen Perry) представили миру новую машину для производства металлических перьев, которая обладала высокой эффективностью и позволила существенно снизить себестоимость производства.

К середине 1850 годов половина всех в мире металлических ручек и металлических перьев производилась на мануфактурах Бирмингема, которых насчитывалось около сотни и на которых трудилось около 8000 рабочих (70% из которых были женщины).

По утверждению историков в XIX веке - 75% всего того, что писало, было произведено именно в Бирмингеме .

Ручка с резервуаром для чернил

Даниель Швентер Попытки создание ручки, которая содержала бы чернила внутри себя, и тем самым являлась бы автономной, продолжались на протяжении всего времени использования перьев и перьевых ручек.

Так, например, еще в 1636, немецкий изобретатель Даниель Швентер 4 (Daniel Schwenter) написал труд под заголовком - Занимательная физико-математика 5 (Delicia Physic-Mathematicae), в котором он описал ручку, содержащую резервуар с чернилами.

Труд Швентера
(1636)
Основная идея Даниеля заключалась в том, что одно перо находилось внутри другого и служило резервуаром для чернил. При этом чернила, находящиеся внутри резервуара, были локализованы при помощи простой пробки и выдавливались через небольшое отверстие на другом его конце.

В 1809 году, в Англии, Бартоломей Фолч (Bartholomew Folsch) получил первый патент на ручку с резервуаром для чернил. Конечно, в практическом плане, ручка с резервуаром была малопригодна для постоянного использования и в то время не получила широкого распространения.

Миф о первом изобретателе

Льюис Уотермен Широко распространено мнение о том, что изобретатель первой перьевой авторучки является простой американский страховой агент - Льюис Эдсон Уотермен (Lewis Edson Waterman). Очередная американская "история успеха" лихо вошедшая в сознание обывателей, сдобренная байкой о том, как Льюс хотел подписать важный контракт и якобы его ручка оказалась писать и вот он огорченный и расстроенный, взял, да и изобрел самую настоящую первую автоматическую ручку.

Патент Уотермена
(1884)
Безусловно, Льюис улучшил одну из моделей авторучки, которой он уже давно пользовался и которую изобрели задолго до его первого патента 1884 года 7 . Тем не менее, компания Waterman , стала в последствии лидером по производству перьевых авторучек в Америке и оставалась таковым до середины 1920 годов, получив таким образом наибольшую выгоду (по крайней мере в Америке) от изобретения, которое существовало еще задолго до того, как они выпустили свою первую авторучку.

Ни Льюс Уотермен, ни его компания не изобрели первую автоматическую перьевую ручку, как это принято считать.

Петраше Пойнару На протяжении 18-19 веков в разных странах были получены десятки патентов на изобретения и улучшения разных моделей перьевых автоматических ручек.

Однако, одним из самых первых патентов на перьевую автоматическую ручку является патент, выданный французским правительством 25 мая 1827 года румынскому изобретателю Петраше Пойнару 6 (Petrache Poenaru).

Патент Пойнару (1827) Еще будучи студентом в Париже, Петраше, изобрел ручку, которую он запатентовал ни как иначе, как - Нескончаемое портативное перо, c автоматической подачей чернил 8 (Plume portable sans fin, qui s’alimente elle-meme avec de l’ancre).

С тех пор было множество улучшений, ключевые из которых - изобретение иридиевого наконечника, открытие эбонита, улучшение системы подачи чернил. И только после всех этих открытий, перьевые авторучки завоевали широкую популярность и с 1880-х годов началась эра их массового производства и использования.

Изобретение первой авторучки складывалось веками, в течении которых были получены сотни патентов.

Предыстория протяженностью 6000 лет. Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем - на скале. Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка, либо кость. Около 3000 до н.э. египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов.

Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов (Археологический музей, Каир). Около 1300 до н.э. римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время дано название пишущему инструменту - стилус (stylus). Стилус изготавливался из метала. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.


В это время в Китае использовали стилусы, изготовленные из бронзы. Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков пока англосаксы не изобрели пергамент. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей и макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом. В период 600...1800 нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Европейцы (в первую очередь испанцы) обнаружили, что при использовании определенным образом заточенного гусиного пера для письма по пергаменту, можно изменить и стиль письма - сделать его прописным и наклонным. Так 14 веков тому были придуманы прописные буквы. До этого при письме использовали только заглавные буквы.

Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время - до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.

В конце 9 - начале 10 веков появились первые славянские азбуки: кириллица и глаголица. Кириллица была создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Глаголица от кириллицы отличается формой букв. Глаголица была распространена в 10...11вв. в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца 18-го века. Кириллица - у южных, восточных и, вероятно, западных славян.

В 1708 году в России гражданский шрифт (гражданская азбука) русского алфавита введен в изданиях гражданской печати после реформы печатного кирилловского устава, произведенной Петром I. Гражданский шрифт положен в основу современного русского шрифта.

Многие специалисты, в том числе и зарубежные, признали кириллицу лучшей из когда-либо изобретенных азбук. В ней нет так называемых диакритических (над- и подстрочных) значков, комбинаций букв для передачи одного звука, типичных для латиницы в разных ее вариантах. Выгодно отличается кириллица и от других систем, особенно иероглифических. «Это настоящий шедевр! Как далеко до него алфавитам англосаксов и ирландцев!» - восторгался видный французский лингвист Ж.Вандриес.

Из 200 наиболее распространенных языков кириллицу сегодня используют примерно 60 стран, латиницу - около 70, арабскую графику - примерно 10, иероглифику - 3.

Весной 1736 года русские войска выступили в поход на Крымское ханство и взяли крепость Перекоп. Первым на вал крепости вскарабкался не воин, закаленный в боях, а безусый мальчишка-солдат по имени Василий. За это он получил офицерский чин. Да вот незадача: оказался он из старинного рода князей Долгоруких — личных врагов царствовавшей тогда императрицы Анны Иоанновны, а отроков из этой фамилии было велено в чины офицерские под страхом смерти не выводить. Офицерский чин у «сосунка» императрица отобрать постеснялась, а вот учить грамоте строго запретила. Во многих боях участвовал Василий Михайлович Долгорукий, стал генералом, потом генерал-губернатором Москвы, но писать так и не научился. Стыдясь своей безграмотности, он всегда ссылался на плохие перья: «Плохо очинили — не могу писать, пусть адъютант пишет».


Гусиное перо. Гравюра начала XVII в. (1605 г.).

А писали в то время, как известно, перьями настоящими, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но встречались и перья воронов, павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскаленном песке, затем обрезали под определенным углом и затачивали. Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого «важного» дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Тогда и возникла индустрия пишущих инструментов.

Владычество гусиных перьев кончилось в XVIII веке. Удача пришла в 1884 году к страховому маклеру из Нью-Йорка Льюису Ватерману. Ему удалось создать компактную и надежную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек. Подтолкнуло его к решению этой проблемы жизненная неудача.

Однажды Льюис Ватерман должен был подписать один важный контракт, клиент уже ожидал его в своем офисе. Готовясь к этому важному делу, Льюис купил новую перьевую ручку. Когда контракт уже лежал на столе и клиент с новенькой ручкой готов был подставить свою подпись, но, увы, перьевая ручка отказалась писать. Пока Ватерман искал новую ручку, клиент подписал контракт с другим брокером. Льюис

Ватерман решил взять реванш, но не простым способом, а изобрести такую авторучку, которая бы всегда оставалась надежным инструментом письма.

Ватерман очень быстро сориентировался, что загвоздка состоит в том, что система подачи чернил должна не только давать чернильному составу подходить к перу, но и контролировать заполнением воздуха резервуара, по мере траты в нем чернил. Не имея технического образования, Льюис Ватерман догадался использовать принцип капилляра.
Хитроумный американец применил для подачи воздуха в ручку очень узкие каналы, узкие настолько, что под действием капиллярного притяжения, чернила в эти каналы не просачивались, позволяя в тоже время воздушной среде спокойно втягивается по ним в внутрь под действием пониженного давления.

Дальнейшее усовершенствование авторучки связано с именем Джорджа Паркера, сельского учителя из американского штата Висконсин. Свое изобретение Паркер запатентовал в 1889 году. Созданные им чернильные авторучки получили название "Вечное перо" и благодаря своему высокому качеству, обрели признание во всем мире.

В 1890 году в США насчитывалось 58 фирм выпускавших авторучки, но Джордж Паркер решил открыть собственное предприятие и не прогадал. Качество его изделий, за счет точности подгонки деталей, было вне конкуренции. Самая знаменитая модель из серии паркеровских ручек - "Паркер Дуэфолд", она была выпущена на рынок в 1921 году. Эта эффектная авторучка была не только самая привлекательная на рынке, но и одна из самых дорогих, 7 долларов за ручку, и это была цена намного выше, чем у ручек конкурентов. Однако такая цена не испугала покупателей и в последствии ручка "Паркер Дуэфолд" (Parker Duofold) стала одной из наиболее используемых ручек 20-х годов прошлого столетия.

В 1933 году была выпущена ручка "Паркер Вейкметик" (PARKER VACUMATIC), ставшая еще одним инженерным шедевром. У Этой ручки был совершенно эксклюзивный заправочный механизм, который мог удерживать в двое больше чернил, по сравнению с "Паркер Дуэфолд". Эта ручка стала лидером уже 30 годов.

Каких только перьев не понапридумано за прошедшее столетие!

Были они и в форме Эйфелевой башни, и с портретами Наполеона или английской королевы. А знатные люди даже украшали именные перья своими гербами. Только к началу нашего века стальное перо перекочевало в школьный портфель.

Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом по прописям:

«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.

В том же, 1933 году известный Нью-йоркский художник Джозеф Плат разработал торговый знак ручек Паркер - изящный зажим стрелку.

Паркеровские ручки вошли в большую историю. Хотя для подписания договоров между странами ручки изготавливаются по особому заказу, изделия Паркера не один раз становились орудиями мировой политики. В 1945 году ручкой "Паркер Дуэфолд" Американский генерал Дуглас Макартур подписал капитуляцию Японии на борту линкора "Миссури". В 1991 году исторический договор "О сокращении вооружений" был подписан Джорджем бушем и Михаилом Горбачевым пером "Паркер-75" в корпусе из титана баллистической ракеты, украшенным красной сапфировой звездой.

Перо — не только сердце ручки, но и ее лицо, причем главное действующее. Перья современных авторучек изготавливаются из металлов. Но чистые металлы из-за своих механических свойств для производства непригодны, поэтому в большинстве случаев используются сплавы на основе латуни, стали, никеля, серебра и золота. Если перья изготовлены из неблагородных металлов, таких как нержавеющая сталь или латунь, то гальваническое покрытие из золота или серебра помогает повысить их устойчивость к коррозии и улучшить внешний вид.

Если мы говорим о пишущих инструментах представительского класса, то, как правило, их перья изготавливаются из серебра или золота. «Перо выполняет одну из главных имиджевых функций подарочной перьевой ручки, — считает Алексей Левицкий, — поэтому иногда перья делают преднамеренно более крупными, на них наносится художественная гравировка и позолота. Золотое или серебряное перо особенно повышает престиж изделия».

Впрочем, по мнению ряда специалистов, выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера, его форма и конструкция, тщательность шлифовки, обработка острия. Если перо сделано не из золота, а из нержавеющей стали, то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое. Поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливают из более дорогого и твердого металла, как правило, платиновой группы — иридия или родия.


В сплавах серебра обычно используется стерлинговое серебро 925 пробы и упрочняющие элементы — медь, никель либо цинк. В чистом виде серебро используется лишь для посеребрения. Мягкость чистого золота делает этот металл совершенно непригодным для изготовления перьев, поэтому, чтобы придать ему твердость, в сплав также добавляют медь, никель, серебро или цинк. Изменения концентрации отдельных металлов в сплаве влияют на внешний вид и характеристики золота. Например, цвет золота 18 карат колеблется от светло-желтого до розового и красного в зависимости от добавок. Все сплавы золота обладают чрезвычайно высокой стойкостью к атмосферной и водной коррозии, отчего почти не тускнеют.

Существуют три основных типа промышленных сплавов золота, используемых при изготовлении авторучек:

Золото 9К (375 частей чистого золота на 1000 частей сплава). Самый твердый и самый дешевый сплав золота.

Золото 14К (585 частей чистого золота на 1000). Средний по стоимости сплав, из которого изготавливается большинство золотых перьев.

Золото 18К (750 частей на 1000). Более мягкий, чем предыдущие сплавы, но достаточно твердый, чтобы использоваться при изготовлении перьев.

Белое золото — сплав золота с серебром и палладием. Белое золото обычно изготавливается в варианте 18К, однако применяется в промышленности весьма экономно.

Также для производства перьев используются металлы группы, в которую входят платина, родий, иридий, осмий и палладий, обладающие одинаковыми физическими, механическими и химическими свойствами. Все они белого цвета и чрезвычайно устойчивы к коррозии. Платина — мягкий металл, но с добавлением незначительного количества других металлов быстро твердеет, и для производства изделий она используется в виде сплава с содержанием 950 частей на 1000. Осмий и палладий используют в основном для изготовления кончиков пера, прочность этих металлов делает перья исключительно прочными и долговечными.

Сколь древним пишущим инструментом не была бы перьевая ручка, на сегодняшний день она остается очень высокотехнологичным изделием. Многие операции при изготовлении ручек по-прежнему выполняются вручную. Так, производство только пера может включать до тридцати последовательных операций.

Известно, что металлы, используемые в производстве перьев, со временем «подсаживаются» под руку владельца, раз и навсегда запоминая особенности его почерка и наклона. Впрочем, это отнюдь не значит, что перо нельзя выбрать в соответствии со своей манерой письма. Производители, как правило, предлагают несколько степеней толщины пера, которые обозначаются латинским буквами F, M, B, их сочетания с U и E определяют промежуточные толщины.

Традиционно приняты следующие обозначения:

UF — ультратонкое перо, предназначенное для художественной работы, но не для письма;

EF — экстратонкое — для письма тонкими линиями со слабым нажимом;

F — тонкое — идеально для обычного письма тонкими линиями со средним нажимом;

M — среднее — для среднего нажима и средней толщины линии, универсальное перо;

B — широкое — с массивным закругленным острием для толстых линий;

EB — экстраширокое — с большим закругленным наконечником для толстых линий и выразительных подписей;

EEB — экстра экстраширокое — для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно.

Перья первой и последней степеней на массовом рынке встречаются крайне редко. Также перья выпускаются для наклонной тонкой (OF) и толстой (OB), прямой и наклонной курсивных манер письма. Эффект курсива и каллиграфического почерка достигается за счет размещения на кончике пера специально приплюснутого маленького шарика из износостойкого иридия, который изменяет толщину линии при движении в разных направлениях. Кроме того, некоторые производители делают для левшей специальные наклонные перья с измененным углом.

Компании, выпускающие престижные пишущие инструменты, часто не только дают пожизненную гарантию на свои изделия, но и по желанию покупателя могут заменить перо. «Для классических ручек Pelikan перо, как правило, изготавливается из желтого золота и декорируется родием, — рассказывает Марина Борисова, директор компании Avantre. — Перо всегда изготавливается с особой тщательностью и для каждого вида почерка можно подобрать свое, ведь перо необходимо выбирать по руке. Если перо в приобретенной ручке чем-то не подходит владельцу, компания Pelikan заменит его на другое. Маркировка на пере всегда означает толщину пера, пробу золота и логотип компании-производителя».

В современных перьевых ручках существует несколько систем подачи чернил. Эти системы могут быть устроены по принципу конвертора или картриджа. В конвертор чернила закачиваются с помощью насосной или поршневой системы, тогда как картриджи представляют собой аналоги обычных стержней, которые нельзя заправлять, ими, как правило, снабжаются менее престижные модели. После использования картриджи выбрасываются.

Современная система подачи чернил в перьевых ручках достаточно сложна. Интенсивность, с которой чернила поступают на перо, зависит от нескольких факторов: температуры воздуха, атмосферного давления, а также от усилия, с которым перо прижимается к бумаге. Вот почему система подачи чернил в современных ручках помимо капилляров, выравнивающих внутреннее и внешнее давление и не позволяющих чернилам выливаться, дополнена коллектором и специальной камерой контроля нажатия пера. Все это сделано для того, чтобы обеспечить перо именно таким количеством чернил, которое требуется в настоящий момент.

Коллектор отвечает за порционную подачу чернил на перо. Если используется широкое перо или ручкой пишут очень быстро, коллектор увеличивает количество подаваемых чернил на перо, и наоборот. Камера контроля предназначена для компенсации как повышенного атмосферного давления, так и непропорционально сильного нажатия пера. Она играет роль своеобразного компенсатора давления, чтобы при сильном нажатии чернила не выливались.

Картриджи удобны и просты в использовании, однако требуют от поставщика достаточно аккуратного обращения. «Главная сложность состоит в транспортировке картриджей, — говорит Мария Волкова, менеджер по маркетингу компании „Петропен Плюс“. При низкой температуре чернила могут замерзнуть, а картридж — лопнуть. Поэтому картриджи и ручки приходится упаковывать раздельно, кроме того, с сентября по март отгрузки картриджей в регионы ограничиваются».


В 60-е годы в Японии (Tokyo Stationery Company) были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow - стекать). В США компания Papermate (ручка "Flair"), наладившая выпуск подобных ручек, держит пальму первенства и поныне. Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем «светящихся» маркерах.

В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик, менее вязкие чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

А самым дорогим в мире письменным прибором стала ручка «Mystery Masterpiece» - продукт совместного творчества «Mont blanc» и «Van Cleef & Arpel». Эта ручка по праву может считаться настоящим шедевром ювелирного искусства.

На каждой подобной ручке есть 840 алмазов и более 20 карат других драгоценных камней, которые закреплены по специальной, секретной технологии «Van Cleef & Arpel». Есть три вида подобных ручек - с сапфирами, рубинами или изумрудами. По три ручки каждого вида - итого 9. Работа по изготовлению одной такой ручки занимает год. Самое время огласить цену, она стала абсолютно рекордной - 730’000 долларов.

1990-е годы. Компьютерная эра. Болезни «белых воротничков»: синдром канала запястья, артрит (артритом болен каждый 7-ой американец). Рынок пишущих инструментов ищет решение в изменении формы. Резиновые муфты, ручки треугольного сечения, «раздутые» ручки - традиционный прием для совершенствования продуктов компаний, производящих пишущие инструменты. Наибольшее распространение получили резиновые муфты цилиндрического сечения и повторяющие форму пальцев.

В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Несколько лет исследований потребовалось GRANDEE Corporation для создания пишущего инструмента с новыми свойствами.

Правда, потребуется некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия - нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивается синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.

Всевозможных авторучек придумано бесчисленное множество: с календарем, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной. Эта ручка немного больше обычной, на зато она умеет выполнять четыре арифметических действия и вычислять проценты. У ручки есть маленькое табло, на котором высвечиваются исходные данные и конечный результат. Одна из проблем «общения» человека с ЭВМ — передача машине информации. Обычно это делается с помощью специальных перфокарт. Но их использование требует определенной подготовительной работы. Здесь поможет электронная авторучка, которая синхронно передает в компьютер записываемые на бумаге знаки.

«Умная» ручка придумана специально для строителей. С ее помощью можно в считанные минуты определить, сколько материалов потребуется для будущего дома. Ручкой проводят по линиям чертежа, и тем самым в память ЭВМ вводятся все необходимые данные. Если внести данные о масштабе, в котором выполнен чертеж, то компьютер по заложенной в нем программе подсчитает, сколько потребуется кирпича, стекла, бетона.

Но среди этих электронных чудо-ручек не затерялась и старая испытанная «вставочка». Из США пришла в Европу мода на старые деревянные ручки и чернильницы-непроливашки, которыми пользовались в свое время деды современных школьников. Элегантные дамы торжественно вынимают из сумочек эти переживающие второе рождение письменные принадлежности и заботливо погружают металлическое перышко в чернила...

Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке. В США принимается новый обязательный стандарт по организации рабочего места. Не все пишущие инструменты смогут ему удовлетворить. Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история.


источники
http://historyaboutall.blogspot.ru
http://www.brand-senator.ru
http://www.altair.by
http://www.medn.ru
http://www.shanson.org

----

Кто пропустил значительный и довольно интересный кусок истории, напоминаю: