Процедуры

Зейгарник нарушения мышления у психически больных. Расстройства мышления. III. Нарушения мотивационного компонента мышления

Несмотря на то, что нарушение мышления является наиболее часто встречающимся симптомом при нервно-психических заболеваниях, однако единой квалификации или единого принципа анализа этих нарушений нет. Потому что исследования базировались на различных психологических теориях и на различных философско-методологических положениях. Зейгарник, проанализировав все положения и теории, касающиеся нарушения мышления, пришла к выводу, что мышление является деятельностью, которая опирается на систему понятий, направленные на решение задач. Система подчинена цели, учитывая условия, в которых эта задача осуществляется. Поэтому для успешного выполнения задания необходимо удерживать эту цель, осуществлять программу операций и алгоритмом, а также сопоставлять ход выполнения заданий с ожидаемым результатом. На основе этого сравнения и происходит коррекция неправильных ходов. Зейгарник выделила следующие виды нарушения мышления:

2)Нарушение динамики мышления

3)Нарушение мотивационного компонента мышления

4)Нарушение критичности мышления

1)Нарушение операционной стороны мышления . Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщённых и отвлечённых формах (или в формах обобщения и исключения). При некоторых психических заболеваниях больные не могут использовать систему операций обобщения и исключения, а нарушение операционной стороны мышления сводятся к двум крайним вариантам:

· Снижение уровня обобщения . Состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания больные не в состоянии из множества признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Особенно ярко такой вид патологии мышления выявляется при выполнении больным методики «классификация предметов». Частные признаки предметов, например, живёт в лесу, в доме, больше определяют суждения больных, чем общий признак, например животные, растения. Иногда больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними. В некоторых случаях больные объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, но классификацию не производят. Такого рода решения обозначаются как конкретные ситуационные сочетания и наблюдаются у больных с эпилепсией, с органическими нарушениями головного мозга и у олигофренов. У этих больных такой психотической симптоматики как бреда, галлюцинации и расстройств сознания не наблюдается, но им трудно выполнить операции классификации, где лежит выделение обобщенного свойства предмета, а также отвлечения от множества других конкретных свойств и особенностей. Иногда больные подходят к изображённым предметам с точки зрения их жизненной пригодности и не понимают того теоретического действия или той условности, которая скрыта в задании. То есть в заключении можно сказать, что у таких больных нарушено умение абстрагироваться от конкретных деталей.



· Искажение процесса обобщения . Чаще всего наблюдается у больных простой вялотекущей и галлюцинаторно-параноидной формой шизофрении. Если при снижении процесса обобщения больные не выходят за пределы частных единичных связей, то у больных с искажением процесса обобщения суждения отражают лишь случайную сторону явления, а не существенные отношения. Это видно при выполнении больными экспериментальных заданий, где наблюдается актуализация случайных ассоциаций и конкретный опыт больного не используется в данном случае. Поэтому связи, которыми оперирует больной, не отражают ни содержание явлений, ни смысловых отношений между ними. Например, при выполнении ними методики «классификация предметов» больные объединяют вилку, стол, лопату по принципу твёрдости, а грибы, лошадь и карандаш по принципу связи органического и неорганического. При выполнении методики пиктограмм для запоминания словосочетания «тёплый ветер» рисует 2 треугольника, а вкусный ужин – «два кружочка», а на слово «сомнение» рисует рыбу сома. Еслидля больных со снижением уровня обобщения выполнение методики пиктограмм представляло трудности в силу того, что им сложно отвлечься от отдельных конкретных значений слова, то больные шизофренией выполняли перечисленные выше задания с большой лёгкостью, потому что они образовывали связи, не соотнося с поставленную перед ними задачу с содержанием. И поэтому рисунки у них не отражали ни реального содержания слова, ни словосочетания. Таким образом, мышление больных с шизофренией характеризуется искажением процесса обобщения.

2)Нарушение динамики мышления (мыслительной деятельности). Известно, что мышление – это процесс, состоящий из мыслей, которые имеют начало, течение и конец, то есть обладают динамикой. Одним из видов нарушения динамики мыслительной деятельности является непоследовательность суждений , характерной особенностью которого является неустойчивость способов выполнения задания. Так больные с органическим поражением головного мозга, последствием ЧМТ, атеросклероз, эти больные легко усваивают инструкцию (методика «классификация предметов»). Начинают раскладывать карточки по обобщённому признаку, но через короткий промежуток времени оставляет правильный путь выполнения задания и переходят на путь случайных сочетаний. Можно наблюдать чередование обобщённых и конкретно ситуационных сочетаний. При этом начинает образовываться большое количество разных групп. Если больному дать возможность отдохнуть и переключится на что-то другое, то через некоторое время больной снова начинает правильно выполнять задания. Это говорит об истощении корковой нейродинамики больных. Вторая характеристика этих больных – лабильность мышления . Это наблюдается у больных с ЧМТ, атеросклерозом, биполярное-аффективное расстройство (маниакально-депрессивных психоз) в маниакальной фазе. Лабильность мышления – нарушение динамики мышления, которое выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений. Ошибки больных при выполнении заданий состояли в том, что логические связи подменялись случайными ассоциациями, больные объединяли в одну группу предметы, потому что карточки оказались рядом. Иногда больные замечали ошибки, исправляли их. Такое чередование адекватных и неадекватных решений (нарушение динамики) не приводило к грубым нарушениям построение мышления, но нарушало умственную работоспособность в целом. Третья характеристика – инертность мышления (ригидность мышления). У больных с эпилепсией, последствиями ЧМТ, у олигофренов. В основе этого нарушения лежит инертность связи прошлого опыта, то есть это когда больным сложно менять избранный способ выполнения работы, а также изменять ход своих суждений, а также переключатся из одного вида деятельности на другой. Интеллектуальные процессы характеризуются у них тугоподвижностью, медлительностью и состояние таких больных в общем-то можно назвать декомпенсированным. Например, выполняя методику «классификация предметов», они могли правильно выделить основной признак предмета, но допускали ошибки из-за того, что нужно переключится на новый способ решения задания. Выполняя методику «пиктограммы», больные сразу рисовали рисунок, условное обозначение, если для опосредования можно было нарисовать человека. Но как только человека там нарисовать невозможно, они не могли условно отобразить слово или слова. Выполняя методику «классификация предметов», они не только не объединяли в одну группу диких и домашних животных, но и каждое и этих животных выступало у них как единичный экземпляр. В результате, само задание «классификация предметов» не выполняется даже на конкретном уровне. Потому что процесс классификации, сортировки, переключения для них затруднён. Сложности при выполнении методики «исключение лишнего». У этих больных конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в их мыслительной деятельности и поэтому определяют весь дальнейший ход суждений. У больных эпилепсией, которые стремятся всё уточнить, исчерпываются в результате все гипотезы связи между предметами и это является предпосылкой или основанием для возникновения эпилептического резонёрства, которое характеризуется обстоятельностью и излишней детализацией. Другими словами это называется вязкостью мышления. Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать или синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия. Это говорит о том, что в мышлении должна быть сохранена не только операционная сторона, но и его динамика.

3)Нарушение мотивационного компонента мышления. Известно, что мышление – это деятельность, которая характеризуется целью и поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхности и незавершённости суждений, но и к тому, что мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Действия человека подчинены потребностям и поэтому для того, чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным и личностно мотивированным. Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при различных формах психозов или душевных болезней. Это в основном те больные, у которых было замечено искажение процесса обобщения. Эти больные при выполнении «классификации предметов» показали, что у них нарушалась устойчивость объективного значения вещей, например: ложка и автомобиль объединялись по общему признаку движения. То единство, которое включало значение предметов и смысловые отношения к нему терялось из-за изменения в сфере мотивов и установок. А нарушение личностного компонента (или мотивационного) видно в таком феномене, расстройстве как разноплановость мышления – заключается в том, что суждения больных о каком-либо явлении протекает в разных плоскостях. То есть больной выделяет группы («классификация предметов») то на основании обобщённого признака (животные посуда мебель), то на основании материала, то цвета. Ни одному из этих признаков они не отдавали предпочтения. А некоторые больные руководствовались личными вкусам или обрывками воспоминаний. В результате различных подходов к выполнению задания, суждения определения и выводы больных не представляли собой планомерного и целенаправленного выполнения задания. А в мыслительной деятельности больных переплетались логические суждения и обрывки представлений, воспоминаний, желаний. Характерным для таких больных является и резонёрство – это склонность к бесплодному мудрствованию, которое ведёт к непродуктивным многоречевым рассуждениям. Резонёрство у этих больных не столько говорит об их нарушении интеллекта, сколько о повышенной аффективности, неадекватном отношении и стремлении подвести любое явление под какую-то концепцию. Главным является то, что попытка экспериментатора вмешаться, помочь больному правильно выполнить задание ни к чему не приводит и классификация остаётся незаверёшнность. И резонёрство, и разноплановость мышления больных находит своё отражение и в их речи, которая приобретает характер разорванности.

4)Нарушение критичности. Больные с шизофренией, органическими поражениями ГМ и прогрессирующим параличом. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможность ошибок и возможность осознавать ошибку является привилегией мысли. В психопатологии критичность мышления означает: критичное отношение к бреду, галлюцинациям и другим болезненным переживаниям (симптомам). Вышеперечисленные больные при выполнении методики классификации предметов чаще всего безразлично относятся к своим ошибкам и такое же отношение у них при выполнении других методик. Замечания экспериментатора по-разному отражаются на отношение к работе испытуемых. Если взять 2 группы испытуемых – здоровая (контрольная группа): внимательно относилась к выполнению задания, проверяли и исправляли ошибки в течении всего процесса выполнения заданий. Та же часть больных, у которых критичность в какой-то степени была сохранена, тоже исправляли ошибки, а некоторые так переусердствовали в исправлении ошибок, что это приводило к появлению новых ошибок. Из-за ригидности мышления. Анализируя выполнения задания разными группами испытуемых, можно сказать, о том, что у некоторых испытуемых нарушение критичности мышления выходят за пределы нарушений познавательной деятельности и характеризуется невозможностью осознать и оценить своё поведение в целом , также у больных наблюдается некритичность к своей личности. И всё это является следствием нарушения подконтрольности поведения в широком смысле этого слова.

На основании экспериментально-психологических исследований мышления обычно можно выделить три основных вида нарушений мышления (Б.В. Зейгарник, 1962): 1) нарушения операциональной стороны мышления; 2) нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления; 3) нарушения динамики мыслительной деятельности. Возможны также различные сочетания этих нарушений.

1. Нарушения операциональной стороны мышления заключаются в том, что у больных нарушается и теряется возможность пользоваться основными операциями мышления. Чаще всего это относится к операциям обобщения и отвлечения (абстрагирования). Обобщение как психический процесс мышления является формой отражения общих признаков и свойств предметов и явлений в сознании человека. Простейшее обобщение заключается в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более высокие его уровни требуют отвлечения от конкретных деталей и объединения объектов не по случайным признакам, а по определенным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где выделяются видовые и родовые признаки, а сам объект включается в систему понятий.

Нарушения операциональной стороны мышления обычно сводятся к двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

а) Снижение уровня обобщения - в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больные совсем не справляются с задачей на классификацию, т.е. они не могут объединить по общим признакам разные предметы или создают много мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними (например - ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка). Суждения больных о предмете не включают в себя всего того существенного, что действительно к нему относится. Затруднена также умственная операция объединения и противопоставления (исключение лишнего из 4 предъявленных предметов), недоступным становится толкование и понимание переносного смысла пословиц.

Все проявления мышления неизбежно сводятся к суждениям и умозаключениям, по которым мы судим и об интеллекте человека. Интеллект представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Для оценки интеллекта в норме и патологии принята схема, которая включает: предпосылки интеллекта (память, внимание, темп функционирования психики и др.), собственно интеллект (ум или способность к логическому мышлению) и "психический инвентарь" (совокупность знаний, приобретенных в процессе индивидуального опыта). Слабость собственно интеллекта, даже в тех случаях, когда она выражена не так резко, проявляется в том, что мышление конкретно-образное выступает на первый план, а отвлеченное (понятийно-абстрактное) мышление становится малодоступным для больного. Кроме снижения уровня обобщения при слабости интеллекта, очень характерно обеднение речи, т.е. уменьшение словарного запаса.

б) Искажение процесса обобщения - существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, - в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер. Например, при классификации больной объединяет вилку, стол и лопату в одну группу по признаку "твердости", а гриб, лошадь и карандаш объединяет в группу по признаку "связи органического с неорганическим". Подобного рода результаты выполнения задания Б.В. Зейгарник (1986) обозначает как выхолощенные, вычурные и бессодержательные. Все это создает основу для бесплодного мудрствования - резонерства. Описывая такие нарушения мышления у больных, Ф.В. Бассин употребляет для их обозначения образное выражение "смысловой опухоли". Наиболее характерны нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения для больных шизофренией.

2. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления - проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, его критичности с феноменами: 1) актуализации латентных свойств понятий, 2) "разноплановости" мышления и 3) "разорванности" мышления.

Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.

Для личности значимым и существенным всегда является то, что приобрело для нее личностный смысл. Явление, предмет или событие могут в разных жизненных ситуациях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются прежними. Конечно, сильные эмоции могут и у здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать для него в каком-то измененном значении. Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для человека, объекты понимаются однозначно - посуда всегда понимается как посуда, а мебель как мебель. При всех индивидуальных различиях (разнице образования, разнообразии мотивов и интересов) здоровый человек при необходимости классифицировать объекты не подходит к столовой ложке как к "движущемуся объекту". Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов. Эти "латентные" знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам (Зейгарник Б.В., 1986) или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта (Поляков Ю.Ф., 1969). Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что "электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что оставалось в человеке хорошего..." (цит. по БлейхерВ.М,1976).

Особенно ярко нарушения личностного компонента мышления проявляются в разноплановости мышления. Суждения о каком-либо явлении при этом протекают у больного как бы в разных плоскостях.

Он правильно усваивает инструкцию, и актуализируемые им явления и значения предметов могут быть вполне адекватными, но вместе с тем больной не выполняют задания в требуемом направлении. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих личных вкусов и установок. В этих случаях также происходит актуализация "латентных" свойств объектов, сосуществующих наряду с адекватными реакциями. По выражению Г.В. Биренбаум (1934), мышление у таких больных "течет как бы по различным руслам одновременно". Например, больной объединяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании частного признака - материала (железные, стеклянные), цвета (красные, синие), то на основании своих моральных или общетеоретических представлений - группа "выметающих все плохое из жизни", группа, "свидетельствующая о силе ума человека".

Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость мышления и резонерство (склонность к бесплодному мудрствованию) находят свое выражение в речи, которая приобретает у ряда больных "разорванный", непонятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз. Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла - части предложения логически между собой не связаны. Такая речь является клиническим выражением разорванности мышления. Нередко таким больным не нужен и собеседник (симптом монолога), т.е. речь для них утрачивает свою функцию общения.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности - проявляются в инертности (вязкости) или в лабильности мышления как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения.

При инертности мышления обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. При этом больным трудно менять избранный способ работы, изменять ход своих рассуждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Конкретные связи прежнего опыта доминируют, появляется наклонность к излишней детализации и обстоятельности. Наиболее часто инертность мышления встречается при эпилепсии.

При лабильности мышления имеют место обратные соотношения - мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой. Вследствие повышенной отвлекаемости они становятся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с конкретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями.

Тема 5. Нарушения мышления.

Программные положения.

Классификация нарушений мышления по Б.В. Зейгарник. Нарушения операционной стороны мышления; нарушения личностного компонента мышления; нарушения динамики мыслительных процессов. Специфичность искажения процесса обобщения и нарушений личностного (мотивационного) компонента мышления для больных шизофренией. Соотношение патологии мышления и речи. Клиническая классификация расстройств мышления. Патология ассоциативного процесса. Нарушения темпа мышления: ускорение, замедление, шперрунг. Нарушения подвижности мышления: детализация, обстоятельность, вязкость, инертность. Нарушения целенаправленности мышления: соскальзывание, резонерство, разноплановость и др. Нарушения критичности мышления. Патология суждений и умозаключений. Навязчивые идеи, сверхценные идеи - определение, виды. Бред, определение, основные признаки. Основные формы бреда по содержанию. Особенности нарушений мышления, характерные для больных разных нозологических групп. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

Конспект лекции.

Нарушения мышления являются одним из наиболее частых симптомов при психических заболеваниях. Единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет.

На основании экспериментально-психологических исследований мышления обычно можно выделить три основных вида нарушений мышления (Б.В. Зейгарник, 1962):


  1. нарушения операциональной стороны мышления;

  2. нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления;

  3. нарушения динамики мыслительной деятельности.
Возможны также различные сочетания этих нарушений.

1. Нарушения операциональной стороны мышления заключаются в том, что у больных нарушается и теряется возможность пользоваться основными операциями мышления. Чаще всего это относится к операциям обобщения и отвлечения (абстрагирования ).

Обобщение как психический процесс мышления является формой отражения общих признаков и свойств предметов и явлений в сознании человека.


  • Простейшее обобщение заключается в объединении, группировании объектов на основе случайного признака.

  • Более высокие его уровни требуют отвлечения от конкретных деталей и объединения объектов не по случайным признакам, а по определенным основаниям.

  • Наиболее сложно такое обобщение, где выделяются видовые и родовые признаки, а сам объект включается в систему понятий.
Нарушения операциональной стороны мышления обычно сводятся к двум крайним вариантам:

  • снижение уровня обобщения

  • искажение процесса обобщения.
а) Снижение уровня обобщения - в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны.

При ярко выраженном снижении уровня обобщения больные совсем не могут объединить по общим признакам разные предметы. Не справляются с задачей на классификацию или создают много мелких групп


  • выделяют группу на основании чрезвычайно конкретной предметной связи: например - ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка, ложка и тарелка, чайная ложка и чашка и т.п

  • либо по примитивному сюжету:
например ложка, яйцо, хлеб, швабра – «пришел с работы, взял хлеб, яйцо, ложку, покушал, потом надо в доме подмести» - конкретно-ситуативные решения.

Суждения больных о предмете не включают в себя всего того существенного, что действительно к нему относится. Затруднена также умственная операция объединения и противопоставления (исключение лишнего из 4 предъявленных предметов ), недоступным становится толкование и понимание переносного смысла пословиц.

б) Искажение процесса обобщения - существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, - в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер.

^ Например, при классификации больной объединяет


  • вилку, стол и лопату в одну группу по признаку "твердости",

  • гриб, лошадь и карандаш объединяет в группу по признаку "связи органического с неорганическим".

  • Предметы с названием на букву «С»

  • Нарисованные красным

Примеры с пословицами и описанием сюжетных картинок:


  • женщина колет дрова – «движение прогресса, огонь, прогресс, Прометей» и т.п.;

  • «не все золото…» - «устарелое, буржуазное, а где польза для человечества? - полезнее бывает металл» и т..

У таких больных произносимая речь не улучшает, а ухудшает выполнение задания. Иногда, выполнив правильно действие, необходимое в задании, больной при объяснении своего решения начинает рассуждать и далеко уходит от смысла задания, а затем, может и вообще изменить правильное решение (часто при соотнесении пословиц и фраз).

Подобного рода результаты выполнения задания Б.В. Зейгарник (1986) обозначает как выхолощенные, вычурные и бессодержательные, это создает основу для бесплодного мудрствования - резонерства.

Описывая такие нарушения мышления у больных, Ф.В. Бассин употребляет для их обозначения образное выражение "смысловой опухоли". Наиболее характерны нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения для больных шизофренией.

2. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления - проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, его критичности с феноменами:


  1. нарушение целенаправленности мышления:

    1. "разноплановость" мышления

    2. "разорванность" мышления.

  1. актуализации латентных свойств понятий,

  2. Нарушение критичности мышления

1)Нарушение целенаправленности мышления:

Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.

Для личности значимым и существенным всегда является то, что приобрело для нее личностный смысл. Явление, предмет или событие могут в разных жизненных ситуациях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются прежними. Конечно, сильные эмоции могут и у здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать для него в каком-то измененном значении. Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для человека, объекты понимаются однозначно - посуда всегда понимается как посуда, а мебель как мебель.

При всех индивидуальных различиях (разнице образования, разнообразии мотивов и интересов) здоровый человек при необходимости классифицировать объекты не подходит к столовой ложке как к "движущемуся объекту".

Особенно ярко нарушения личностного компонента мышления проявляются в разноплановости мышления. Суждения о каком-либо явлении при этом протекают у больного как бы в разных плоскостях. По выражению Г.В. Биренбаум (1934), мышление у таких больных "течет как бы по различным руслам одновременно".

Больной правильно усваивает инструкцию, и актуализируемые им явления и значения предметов могут быть вполне адекватными, но вместе с тем больной не выполняют задания в требуемом направлении. Либо, объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих личных вкусов и установок.

Например, больной объединяет группы


  • то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель),

  • то на основании частного признака - материала (железные, стеклянные),

  • цвета (красные, синие),

  • то на основании своих моральных или общетеоретических представлений - группа "выметающих все плохое из жизни", группа, "свидетельствующая о силе ума человека".

2)Актуализации латентных свойств понятий.

Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов.

Эти "латентные" знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам (Зейгарник Б.В., 1986) или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта (Поляков Ю.Ф., 1969).

Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что "электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что оставалось в человеке хорошего..."

(цит. по Блейхер В.М.,1976).


Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость мышления и резонерство (склонность к бесплодному мудрствованию) у больных шизофренией, находят свое выражение в речи, которая приобретает у ряда больных "разорванный", непонятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз.

Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла - части предложения логически между собой не связаны.

Такая речь является клиническим выражением разорванности мышления (см. далее в лекции) Нередко таким больным не нужен и собеседник (симптом монолога), т.е. речь для них утрачивает свою функцию общения.

3) Нарушение критичности мышления:


  • Безразличное отношение к результатам и ошибкам (пиктограммы – два кубик «девочка плачет» - два слова сказали)

  • Очень болезненное - но не к результатам а к оценке психолога

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности

Нарушения динамики мыслительной деятельности опирается на признание мышления, как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения, т.е. мысль имеет начало-течение-конец.

Проявляются в инертности (вязкости) и лабильности мышления

При инертности мышления обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. При этом больным трудно менять избранный способ работы, изменять ход своих рассуждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Конкретные связи прежнего опыта доминируют, появляется наклонность к излишней детализации и обстоятельности.

Наиболее часто инертность мышления встречается при эпилепсии.

При лабильности мышления имеют место обратные соотношения - мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой. Вследствие повышенной отвлекаемости они становятся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с конкретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями. Больные не задумываются над вопросами, не вникают в суть задания, они импульсивно приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Понимая смысл пословицы, больные не могут его объяснить, их мысль протекает в случайном направлении. Направляющая помощь экспериментатора может повысить продуктивность выполнения задания. Иногда у таких больных возникает повышенная откликаемость на любой раздражитель, к ним не адресованный. (Маниакально-депрессивный психоз в маниакальной фазе).

При сосудистых заболеваниях головного мозга и последствиях травм головного мозга, лабильность мышления проявляется следующим образом.

Неустойчивость способа выполнения задания. Неустойчивость адекватности суждений больных. Больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, но, спустя некоторое время, оставляют этот способ. Больные нередко сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний. Часто наблюдается чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний. Логические связи часто подменяются случайными сочетаниями, так при классификации больной может объединить карточки просто потому, что они оказались рядом. Также ошибочные решения больных проявляются в образовании одноименных групп, что объясняется нарушением умственной работоспособности больных.

^ Клиническая классификация расстройств мышления

Классификации нарушений мышления в патопсихологии дают возможность более глубоко понять психологическую структуру большинства клинических проявлений мышления, но не заменяют клинических классификаций.

Расстройства мышления у больных в психиатрии чаще всего условно подразделяют на две большие группы:


  1. количественные (патология ассоциативного процесса)

  2. качественные (патология суждений и умозаключений).
1. Патология ассоциативного процесса.

Большинство ассоциативных расстройств мышления встречаются не в изолированном, "чистом" виде, а в самых разнообразных сочетаниях.

Нарушения темпа мышления:


  1. ускоренное мышление - увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление сохраняет целенаправленность, но становится малопродуктивным, так как начинают преобладать простые ассоциации (по созвучию, сходству, смежности, контрасту), мысли становятся поверхностными и малодоказательными.
Высшей степенью ускорения мышления является симптом "скачки идей" - крайняя отвлекаемость с непрерывной сменой тематики высказываний в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения. Ускоренное мышление характерно для маниакальных состояний

  1. замедленное мышление - уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление при этом хотя и сохраняет свою целенаправленность, но также становится малопродуктивным - ассоциативный процесс обедняется и скудеет. Замедление ассоциативного процесса типично для депрессий.

Нарушения подвижности мышления:


  1. детализированное мышление - цель рассуждения достигается не по краткому пути, а через множество побочных, второстепенных ассоциаций, несущественных деталей и подробностей, что делает мышление неэкономичным;

  2. обстоятельное мышление - выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим длительным застреванием на побочных ассоциациях (обстоятельность), но все же при последующем возвращении к основной теме мысли - это "лабиринтное", малопродуктивное мышление;

  3. вязкое мышление - крайняя степень обстоятельности, при которой детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически непонятной, а мышление непродуктивным. Больной обычно сам не может удержать основную линию разговора, так как не может освободиться от побочных ассоциаций и застревает, "вязнет" в них.
В ряде случаев "застревание мысли" проявляется в том, что больной на любые вопросы дает один и тот же ответ или однообразно повторяет одну фразу. Например, больного спрашивают: "Как вас зовут?". Он отвечает: "Федор Степанович". Вопрос: "Где вы родились?". Отвечает: "Федор Степанович". Вопрос: "Сколько вам лет?". Ответ: "Федор Степанович". Такое нарушение мышления называют персеверацией.

Нарушения подвижности мышления характерны для эпилептического слабоумия, других органических заболеваний мозга.

Нарушения целенаправленности мышления:


  1. резонерское мышление - цель рассуждения ускользает от больного, что приводит к "рассуждательству" по несущественному поводу, пустословию, окружающим непонятно, "зачем" он это говорит. Содержание - банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения и т.п. Речь построена грамматически правильно, но многословна и перегружена причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Такое мышление непродуктивно, не является конкретным, т.к. не опирается на опыт и не относится к абстрактному ввиду отсутствия обобщения.
Витиеватость мышления - пространные рассуждения с употреблением метафор, сравнений, цитат, терминов, формул и т.п., что не обязательно и даже не нужно для доказательства данной мысли и затрудняет ее понимание, снижает продуктивность мышления. Речь внешне логична, но приобретает черты необычности и псевдонаучности, что сближает ее с резонерством;

  1. атаксически-ассоциативное ("разорванное") мышление - характерно полное отсутствие логической связи между ассоциациями: то, что должно быть объединено, разъединяется, а разнородное соединяется. Атаксическое мышление обычно проявляется в грамматически правильно построенных фразах: "Пошел в магазин верхом на трехэтажном доме", "Летит крыльями под водой", "Река приобрела историческую дилемму" и т.п. о нем говорилось, в связи с нарушением мотивационного компонента мышления

Разорванное мышление характерно для больных шизофренией . В начальных стадиях заболевания кратковременные эпизоды разорванности мышления больной может даже "ощущать" в виде "обрыва", перерыва мысли или своеобразной "закупорки" мышления с потерей нити разговора (нем. "шперрунг"). Крайним выражением разорванности мышления является шизофазия, когда больные произносят бессмысленный набор слов. Здесь нет связи не только между отдельными частями предложения, но даже между словами и слогами, речь становится совершенно непонятной и лишенной всякого смысла - "словесная окрошка", "словесный салат".

Шизофазию следует отличать от инкогеренции или бессвязности мышления (лат. in - частица отрицания, coheerentia - сцепление, связь), где также имеет место хаотичность мышления с набором отдельных слов. Главное отличие состоит в том, что разорванное мышление с шизофазией возникает на фоне ясного сознания, а инкогеренция всегда является следствием помрачения сознания (обычно по типу аменции);

Еще инкогеренция – нарушение связи между слогами в словах (меди-кина-мимя - медики нам имя)

Вербигерация (лат. verbum - слово, gerere - создавать) - многократное повторение обычно бессмысленных и тех же самых либо сходных по созвучию фонем, слов, фраз (Kahlbaum, 1874). Симптом кататонического возбуждения. Синоним: Персевераторная логорея.


  1. паралогическое мышление - также нарушается образование логических связей между ассоциациями, но в отличие от разорванного мышления, где понятия и представления сочетаются друг с другом на основе совершенно случайных признаков, здесь мышление характеризуется явными нарушениями формальной логики.

Больной приходит к совершенно необоснованным, даже нелепым вывода м, т.к. в цепи рассуждений происходит "соскальзывание" с основного ряда мышления на побочный, в силу утраты логической связи между элементами.

Точнее, ассоциации здесь возникают не по законам общепринятой логики, а на основе какой-то другой, "понятной" только самому больному логики (аутистическая, "кривая логика"). Возникающие при этом связи между понятиями, суждениями и умозаключениями становятся необычными, поэтому окружающим непонятны (мышление с "выкрутасами").

Как случайное явление такого рода паралогизмы могут наблюдаться в состоянии аффекта, нарушающего логическое течение мыслей, а как постоянное расстройство свойственны шизофрении.

Соскальзывания мышления - внешне объективно немотивированные переходы логически и грамматически правильно построенной мысли одного содержания к другой; по ложной, неадекватной ассоциации, несущественному для цели мышления признаку. После этого больные способны к дальнейшему последовательному рассуждению, но допущенной ошибки не исправляют.

В отличие от тематической отклоняемости по простым ассоциациям, отражающим конкретные свойства предметов (бывает при ускоренном мышлении),

Соскальзывание осуществляется по сложным (абстрактным) ассоциациям, которые неадекватны основной цели мысли.


  1. символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению, когда она отражает культурально общепринятые идеи и взгляды (герб, математические знаки, персонажи басни и пр.).
При патологическом символизме она сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. При этом логическая переработка в рассуждениях больного имеется, но в общепринятые понятия, которыми оперирует его мышление, вложен иной смысл, понятный только ему самому.

В результате многие явления и предметы окружающего мира приобретают для больного особое, отличающееся от общепринятого, значение.

В начальных стадиях символизм может проявляться аморфностью мышления, где заметна только нечеткость использования понятий. При этом грамматически правильно построенная речь приобретает расплывчатый характер, и мысли больного в силу этого окружающим малопонятны - неясно, "о чем" больной говорит (отличать от резонерства, где неясно, "зачем" говорит это больной).

II. Патология суждений и умозаключений.

К этой группе расстройств относятся


  • Бредовые идеи, бред

  • Сверхценные идеи.

  • Навязчивые идеи.

  • Доминирующие идеи.

1. Бредовые идеи. Бред (лат. delirium, нем. Wahn ). Расстройство мышления. Совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. По А.В. Снежневскому , Б. - некорригируемое установление связей и отношений между явлениями, событиями, людьми без реальных оснований.

Бред - обусловленные болезнью неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения и умозаключения, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию больного к среде.

Важно заметить, что бред всегда возникает на болезненной основе; он вытекает не столько из знаний и опыта, сколько из внутреннего аффективно-психического состояния. Личность охвачена (эмоционально вовлечена) ложным убеждением, хотя оно и неприемлемо для других людей данной культуры или субкультуры (т.е. это убеждение не является религиозным догматом или суеверием).

При первичном бреде можно даже говорить о своеобразной вере больного в свои болезненные идеи - он "чувствует", что он прав (аналогично религиозным чувствованиям или при суевериях у здоровых). При его формировании часто можно заметить определенную этапность (бредовое настроение, бредовое восприятие и толкование внешних событий с последующей "кристаллизацией" самой бредовой идеи). Первичный бред является истинным расстройством мышления и недоступен пониманию в терминах культурального и образовательного статуса пациента, что отличает его от других видов убеждений (нормальная убежденность, доминирующая или сверхценная идея).

В отличие от первичного, вторичный бред - возникает при наличии в клинической картине играющей первостепенную роль психопатологической симптоматики (аффективные расстройства, галлюцинации, состояния нарушенного сознания) и как бы в связи с ней. Галлюцинаторный - вариант вторичного бреда, возникающего при наличии в клинической картине выраженных и стойких галлюцинаций, чаще всего вербальных. Слуховые галлюцинации больными трактуются как результат воздействия физическими аппаратами, расположенными где-то на расстоянии и управляемыми группами людей, специальными организациями, в последнее время нередко инопланетянами.

Основные признаки бреда:


  1. является следствием болезни и, таким образом, в корне отличается от заблуждений и ошибочных убеждений психически здоровых;

  2. всегда ошибочно отражает действительность, хотя иногда в отдельных посылках больной может быть прав;

  3. бредовые идеи непоколебимы, не поддаются коррекции;

  4. бредовым идеям присущи ошибочные основания (паралогика, «кривая» логика);

  5. в большинстве случаев возникает при ясном сознании (исключение составляют экзогенные параноиды);

  6. бредовые идеи тесно спаяны с изменениями личности, они резко меняют присущую больному до того систему отношений к самому себе и к окружающему;

  7. бредовые идеи не обусловлены интеллектуальным снижением: бред, особенно систематизированный, чаще наблюдается при хорошем интеллекте.

В структуре бреда различают :


  • материал (воспоминания, восприятия, галлюцинации), на основе которых он строится;

  • фабулу - особенное оформление, в первую очередь систематизированного бреда, который как бы развивается во времени - больной может рассказывать о нем в определенной последовательности;

  • формы (систематизированный - несистематизированный, фантастический - близкий к действительности);

  • направленность (величия - унижения, экспансивный - депрессивный).

По содержанию различают четыре основные формы бреда (В. Гризенгер):


  1. бред с пониженной самооценкой (самоуничижение, греховность, физический недостаток или дисморфомания, нигилистический бред - убежденность в прекращении функций тела, их исчезновении или гниении),

  2. бред с повышенной самооценкой (разные виды бреда величия, богатства, изобретательства и пр.),

  3. пресекуторный бред (бред преследования)

  4. смешанные формы бреда (кверулянства или сутяжничества, разные варианты "симптома двойника" и др.).

По структуре различают две основные разновидности бреда:


  1. несистематизированный (отрывочный, образный)

  2. систематизированный (интерпретативный) бред.

Отрывочные бредовые идеи чаще проистекают из расстройств восприятия (патологических образов и представлений) и могут быть самого разнообразного содержания (преследования, отравления, порчи, ревности, изобретательства, величия и другие), но они существуют разрозненно и не имеют заметных тенденций к объединению и логической проработке.

Напротив, систематизированный бред построен на толковании (интерпретации) больным внешних и внутренних событий. Патологические идеи (суждения и умозаключения) здесь возникают в результате нарушений логики на этапе бредообразования ("кристаллизации" бреда).


  • Наиболее систематизирован паранойяльный бред,

  • менее - парафренный, а

  • параноидный бред более близок к образному бреду.

Паранойяльный бред - больной опирается в мышлении на изначально ложную посылку (первичная бредовая идея), но формально правильную, правдоподобную систему доказательств. Б. E. Kraepelin , впервые выделивший паранойю, различал два возможных механизма паранойяльного бредообразования: либо в связи с конституциональной предрасположенностью, либо на определенном этапе эндогенного процесса. При шизофрении наблюдается - или в начальной стадии бредообразования, сменяясь последовательно параноидным и парафренным, или, оказываясь достаточно стабильным, в рамках атипично протекающего паранойяльного варианта параноидной формы.

Парафренный бред - также систематизирован, но он по своему содержанию часто весьма необычен и формируется в тесной взаимосвязи с обманами восприятия (чаще всего это бред причудливого, фантастического содержания, который переплетается с идеями величия, преследования или крайней греховности и вины).

Параноидный бред - здесь уже нет достаточной стройности в рассуждениях и строгой селекции фактов, т.е. в структуре самого бреда имеются противоречия и нелепости.

2. Сверхценные (бредоподобные) идеи.

Главная отличительная черта сверхценной идеи заключается в том, что в ее основе всегда лежит какой-либо реальный факт, правда весьма незначительный, мелкий. Однако суждения и умозаключения, возникшие на основе мелких фактов, в сознании больного начинают переоцениваться в их значении и занимать в жизни незаслуженно большое место.

Сверхценные идеи, в отличие от бредовых, никогда не носят характера нелепости, и больного можно в некоторой степени разубедить в них, правда, на непродолжительное время. В практике врача общего профиля наибольшие трудности в диагностике и лечении вызывают сверхценные идеи какого-либо соматического неблагополучия, так как в их основе действительно лежит какое-либо незначительное заболевание, значение которого непомерно переоценивается больным.

Бредоподобные идеи часто возникают у больных с аффективными нарушениями, где они тесно спаяны с измененностью настроения больного. При пониженном настроении (депрессия) нередко возникают идеи самообвинения с суицидальными мыслями: больной считает себя плохим человеком, недостойным даже жизни. Напротив, при повышенном настроении (мания) возникает склонность к переоценке своей личности и больной полагает, что он всех красивее, умнее, способнее.

3. Навязчивые идеи.

Навязчивые идеи характеризуются появлением в сознании неотступных и назойливых мыслей, которые сам больной критически оценивает как болезненные, нелепые и не соответствующие действительности, но устранить их вновь и вновь повторяющееся возникновение не может. Сам факт этой неодолимой навязанности субъективно тяжело переживается, но также часто эта отрицательная субъективная окраска навязчивой идеи или представления бывает связана с навязчивым страхом (фобия) или с навязчивым действием (неодолимая потребность совершить какое-либо действие или поступок).

Навязчивости могут иметь самое различное содержание . Отдельные виды навязчивостей получили в литературе специальные названия, например,


  • арифмомания - навязчивое влечение к счету,

  • ономантомания - навязчивое вспоминание имен когда-то увиденных людей.

4. Доминирующие идеи.

Доминирующей идеей следует называть такую мысль, которая занимает в сознании человека незаслуженно большое место. Доминирующие идеи часто бывают у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся и сосредоточены на достижении цели. Встречаются они и у больных.

Отношение больных к доминирующим идеям бывает разным, но иногда эти идеи начинают их тяготить. Не сомневаясь в их правильности, больной понимает, что они совершенно неправомерно все время владеют им.

Эти идеи болезненны не потому, что они неправильно отражают действительность, а потому, что какой-либо реальный факт привлек к себе упорное внимание на слишком долгое время ("прилипание" внимания). Довольно часто в психиатрической клинике доминирующие идеи предшествуют возникновению других болезненных идей, в частности бреда.

^ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.


  1. ШИЗОФРЕНИЯ: искажение процесса обобщения (актуализация латентных признаков), нарушение мотивационного компонента мышления (разноплановость мышления, резонерство, нарушение целенаправленности мышления)

  2. ЭПИЛЕПСИЯ: снижение уровня обобщения и отвлечения, вязкость, инертность мышления

  3. МАНИАКАЛЬНАЯ ФАЗА МДП: ускорение темпа мышления, непоследовательность суждений, «скачка идей»

  4. ОЛИГОФРЕНИЯ: снижение уровня обобщения и отвлечения

  5. ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА легкой и умеренной степени выраженности (травмы, сосудистые нарушения и т.п.): лабильность мышления, связанная с колебаниями работоспособности

  6. ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА, выраженным и тяжелым поражением (тяжелые травмы, старческое слабоумие, атрофические процессы и т.п.): нарушение способности к обобщению, вязкость, инертность, истощаемость мыслительной деятельности.

^ Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

Исследование темпа и особенностей течения ассоциативных процессов. При изучении мышления в эксперименте довольно часто используются методики исследования ассоциаций.

С физиологической точки зрения исследование ассоциаций есть не что иное, как исследование образованных в прошлом жизненном опыте временных связей, которые воспроизводятся под действием слов-раздражителей и выражаются в речевых реакциях. Методика пригодна для изучения скорости образования ассоциативных связей, темпа мышления, развитости процессов обобщения и отвлечения, других особенностей мышления и личности в целом.

Вариантов проведения ассоциативного эксперимента много.

В наиболее распространенном, классическом варианте ассоциативного эксперимента больному предлагается на каждое предложенное экспериментатором слово сразу отвечать первым пришедшим на ум другим словом (Полищук И.А., Видренко А.Е., 1980).

Обычно предлагается набор из 20-60 слов: фиксируется ответ, а также время между словом исследователя и ответной реакцией больного (латентный период, равный в норме 1,5-2 сек). По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на


  • высшие,

  • низшие

  • атаксические.

Высшие речевые реакции могут быть :


  • общеконкретными с характеристикой качества предмета или явления ("стол - деревянный", "лето - жаркое"), ассоциации по контрасту ("верх - низ"), смежности ("трамвай - рельсы") или другой конкретной взаимосвязи;

  • индивидуально-конкретными ("брат - мой", "город - Архангельск");

  • абстрактными, т.е. называется родовое понятие по отношению к слову-раздражителю ("соловей - птица", "квас - напиток").

Низшие речевые реакции включают следующие варианты :


  • ориентировочные (вместо ответа больной задает вопрос: огонь - "где?", "какой?");

  • отказные ("не знаю", "не могу" и т.п.);

  • созвучные (в рифму: "оса - коса", "брат - брать");

  • экстрасигнальные (ответ не связан со словом-раздражителем, но связан с предметом или явлением в сфере восприятия больного: слышит шум дождя за окном и на слово "жена" отвечает "дождь");

  • междометные ("ой", "ох", "ну");

  • персеверирующие (на 2,3 и более слов-раздражителей отвечает одним и тем же словом);

  • эхолалические - повторение слова раздражителя или повторение с добавлением ответа ("дом" - "дом", "сад" - "сад большой").

Атаксические речевые реакции возникают без всякой улавливаемой смысловой или формальной связи со словом-раздражителем, что чаще наблюдается у больных шизофренией ("еда-ухо", "врач-керосин").

При обработке результатов обращают внимание на скорость образования ответных реакций: высчитывается средний латентный период, а также величина его вначале (первые 5 слов) и в конце (последние 5 слов) опыта. Качественный анализ осуществляется путем сравнения оценок с оценками, полученными в группе здоровых лиц. В норме речевые реакции должны составлять не менее 98% всех ответов, а среди них общеконкретные - 68-72%, индивидуально-конкретные - 8-12%, абстрактные - 20%. Низшие, атаксические и многословные ответы в норме отсутствуют.

^ Классификация, выделение существенных признаков предметов.

Методика классификации по группам впервые была предложена К. Goldsten (1920), модифицировалась Л.С. Выготским (1934), Б.В. Зейгарник (1958). Она применяется для исследования процессов обобщения и отвлечения. Пациенту предлагается рассортировать с обоснованием своего решения 70 карточек с цветными и черно-белыми изображениями различных предметов, людей, животных, растений. Испытуемый должен осуществить классификацию карточек.

Наиболее высокий уровень обобщения - разделение всех карточек на три группы: живых существ, растений и неодушевленных предметов.

Методика позволяет выявить снижение процесса обобщения, которое характерно для больных олигофренией и эпилепсией, отражает конкретно-ситуационный характер их решений. Методика позволяет анализировать особенности мышления и при других заболеваниях, чувствительна к выявлению специфических нарушений мышления при шизофрении (искажение процессов обобщения, актуализация случайных ассоциаций и др.).

Существует много модификаций данной методики:


  1. классификация геометрических фигур и понятий;

  2. выделение существенных признаков предметов.

  • Например, в методике "исключение" предлагаются задания, где испытуемый должен выделить существенные признаки ключевого понятия, подчеркнув признаки, без которых данное понятие не существует.

  • сад - растения, садовник, собака, забор, земля,

  • река - берег, рыба, рыболов, тина, вода.

  • В другом варианте методики, испытуемый должен исключить из группы "лишний" предмет, например: стол, стул, кровать, под, шкаф.

Для изучения процессов абстрагирования можно предложить задания на понимание переносного смысла пословиц или содержания сюжетных картин, коротких рассказов (в том числе с нелепостями).

Испытуемому предлагается два ряда стимулов: один ряд играет роль объекта, на который направлено поведение, другой - роль знака, с помощью которого поведение организуется.

Например, имеется набор объемных геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету. На обратной стороне фигур написаны незнакомые испытуемому слова ("оке", "нур" и др.). Требуется после нескольких проб найти все фигуры с данными словами. Обращают внимание на то, сколько понадобилось таких проб, чтобы у испытуемого сформировалось искусственное понятие, то есть признак, по которому осуществлялся выбор.

Иногда, правильно распознавая фигуры, обследуемый не может правильно назвать их общие признаки, что может свидетельствовать о слабости процессов обобщения и отвлечения на вербальном уровне.

Исследование логических связей и отношений между понятиями - методика на образование парных аналогий в рисуночном и словесном вариантах, где в соответствии с образцом (пара слов) подбирается новая пара, аналогичная по признаку, представленному в образце. Например: школа/обучение; больница/доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

Методика «Сложные аналогии»

Обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. На этом же бланке в квадрате "Шифр" расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. В бланке следует в течение 3 минут обвести кружком соответствующую цифру, аналогичную соотношению в ключе.

  • 6. История становления клинической психологии. Основные разделы. Новые направления практической деятельности.
  • История клинической психологии.
  • 7. Клинико-психологическая характеристика рда. Проблема первичных и вторичных нарушений при раннем детском аутизме.
  • 8. Когнитивно-бихевиоральный подход к психотерапии личностных расстройств.
  • 33. Теоретические принципы и практические методы реабилитации больных с органическим поражением мозга
  • 9. Когнитивный дизонтогенез при шизофрении в детском возрасте. Экспериментальные исследования
  • 10. Личностные расстройства (психопатии) и их классификации (п.Б.Ганнушкин и его «триада», мкб-10).
  • 11. Методологические проблемы современной клинической психологии. Методический и этический аспекты.
  • 12. Модели внутренней картины болезни. Основные структурные и функциональные единицы.
  • 13. Нарушения восприятия при психических расстройствах: психологический и психиатрический подход. Экспериментальные исследования.
  • 14. Нарушение мотивации при психических расстройствах. Проблема формирования патологических мотивов.
  • 15. Нарушение памяти при органических поражениях мозга.
  • 16. Основные теоретические направления в современной личностно-ориентированной пт. Проблема оценки эффективности пт.
  • 17. Патология мышления при психических расстройствах. Психиатрический и психологический подход. Классификация нарушений мышления по Зейгарник.
  • 18.Предмет и задачи нейропсихологии. Современная нейропсихология – основные направления. Значений нейропсихологии для клинической практики и общей психологии.
  • 19. Предмет и задачи психологического изучения психосоматических явлений.
  • 20. Предмет психологии аномального развития. Основные понятия, асинхрония и гетерохрония развития в детском возрасте.
  • 21. Префронтальные лобные отделы мозга и их роль в регуляции деятельности
  • 22. Принципы построения диагностического исследования в патопсихологии
  • 23.Принципы психологического исследования в клинике
  • 24. Проблема дизонтогенеза в клинической психологии. Виды классификаций дизонтогенеза.
  • 25. Проблема писхологического онтогенеза телесности. Возможности и ограничения объективного метода в исследовании телесности человека.
  • 26.Проблема детской психосоматики. Возрастная динамика вкб.
  • 27. Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при шизофрении.
  • 28. Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении.
  • 29. Психологическая экспертиза: виды и задачи.
  • 30. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.
  • 31. Психосоматическая проблема. Основные положения культурно-исторического подхода.
  • 32. Психотерапия личностных расстройств. Выбор психотерапевтической стратегии в зависимости от типа личностных расстройств.
  • 34. Теория системной динамической организации впф. Основные понятия нейропсихологии: симптом, синдром, фактор – определение, примеры.
  • 35. Три структурно-функциональных блока мозга, строение и функции.
  • 17. Патология мышления при психических расстройствах. Психиатрический и психологический подход. Классификация нарушений мышления по Зейгарник.

    Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях.

    Психиатры при описании патологии мышления при психич. расстройствах акцентируют внимание на симптомах нарушения (можно сказать, про бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и неподдающихся коррекции во вне; навязчивые идеи; мутизм, разоравнность, нарушение темпа, символичность мышления). Т.о. в психиатрии констатируются нарушения, в то время как психологи исследуют причину патологии, механизмы нарушений, описанные в психологических терминах с помощью патопсихологический исследований. Б.В. Зейгарник и осуществила такой подход, описав классификацию нарушений мышления.

    Нарушения мышления носят разнообразный характер.

    Классификация Зейгарник:

    3 вида патологии мышления:

      нарушение операционной стороны мышления. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.

      1. снижение уровня обобщения : в суждениях больных доминирует непосредственность представления о предметах и явлениях, сугубо конкретные связи между предметами. Сложна задача классификации (предметы слишком различны по своим конкретным свойствам). (эпилепсия, олигофрения )

        искажение процесса обобщения : больные в суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, несущественные отношения между предметами. Проблемы с классификацией (чаще у шизофреников, психопатов ) – руководство чрезмерно общими признаками, объединение вилки, стола и лопаты по твердости. Речь носит вычурный характер, проблемы с пиктограммой – формальные и бессодержательные связи. Вербальные ассоциации – только 30% адекватно, остальное – эхолалии, по созвучию, речевые штампы, т.е. уход от содержательной стороны задания. Слово не является инструментом обобщения ни для а), ни для б).

      нарушение динамики мышления - мышление, как процесс протекающий во времени

      1. лабильность мышления : Мышление характерно потоком ассоциаций, не поддающихся контролю. Неустойчивость способа выполнения задания, больные сбиваются. Соскальзывание, отвлекаемость. При классификации спустя некоторое время оставляют правильный путь решения:

        1. Чередование обобщения и конкретики.

          логические связи подменяются случайными сочетаниями.

          Образование одноименных групп

    (Часто при МДП в маниакальной фазе .)

        Инертность мышления : инертность связей прошлого опыта, не могут менять избранный способ работы. Замедленность интеллектуальных процессов, плохая переключаемость, заторможенность. Больные могут увязать в деталях, что мешает обобщению. (Часто при эпилепсии, травмах, УО)

      нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления утеря целенаправленности мышления. Источником человеческого действие является осознанные потребности. Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах псих. болезней.

      1. разноплановость мышления : суждения в разных плоскостях. Больные правильно усваивают инструкции, могут обобщать, сравнение на существенных признаках. Но они не выполняют задание в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Нет единой логики, единого плана. Основа классификации не носит единого характера (шизофрения ) – напр. то св-ва предметов, то личные вкусы.

        резонерство : непродуктивные многоречивые рассуждения, склонность к бесплодному мудровствованию (эпилепсия – конкретность, шизофрения – непонятность, психопатия – демостративность). Для психиаторов – нарушение мышления, но для психологов – не столь нарушения, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то концепцию. Выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Пафос, многозначительность.

        Разноплановость и резонерство находят отражение в речи (хар-р разорванность) – симптом нарушения речи как функции обобщения.

      нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

      1. В условиях необходимости организации своих действий (напр. неопределенности, выбора, затруднения) не способны к осуществлению целенаправленной деятельности. Невозможность целенаправленной организации мыслительных действий. Напр. актуализация латентных, необычных свойств предметов, абстрактность построений – у шизофрении ; конкретность, детализация, ригидность – эпилепсия . По ошибкам – исправляют сами, вместе в экспериментатором или не исправляют.

    Нарушения мышления при:

    органическом поражении ЦНС – лабильность, неравномерность уровня внимания, может быть грубое снижение мыслительных операций: трудности обобщения, синтеза, анализа, конкретно-ситуационного решения.

    Б. Альцгеймера – снижение интеллекта, памяти, внимания. на поздних этапах – распад интеллектуальной деят-ти.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Нарушение мышления

    мышление психическое нарушение

    Мышление - психический процесс отражения, объективных свойств предметов и явлений реальности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. Нарушения мышления часто встречающийся симптом при психических заболеваниях. Носит разнообразный характер. Нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях.

    Зейгарник Б. В. в ыделяет три вида патологии мышления :

    1. нарушения операциональной стороны мышления (теряется вероятность пользоваться основными операциями мышления, чаще всего обобщения и отвлечения);

    2. нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность или лабильность мышления (либо замедленность, либо "наскакиваемость" мыслей).

    3. нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления (нарушается регулирующая мотивационная функция мышления, его критичность с феноменами: 1.актуализации латентных свойств понятий, 2. "разноплановости" мышления, 3. "разорванности" мышления);

    Клиническая классификация расстройств мышления :

    расстройства мышления могут быть:

    количественные (расстройства ассоциативного процесса) и качественные (патология суждений и умозаключений).

    Количественные . Патология ассоциативного процесса:

    1. Нарушение темпа мышления (ускоренное либо замедленное - по количеству ассоциаций за единицу времени);

    2. Нарушение подвижности мышления (детализированное - поставленная проблема рассуждения идет через множество побочных деталей; обстоятельное - детализация с застреванием на побочных ассоциациях, но возвращением на основную тему мысли; вязкое - крайняя степень обстоятельности);

    3. Нарушения целенаправленности мышления (резонерское мышление - ускользает поставленная проблема рассуждения, пустословие; атаксически-ассоциативное мышление - полное отсутствие логической связи между ассоциациями "летит крыльями под водой"; паралогическое мышление - также нет логики между ассоциациями, но очевидно нарушена формальная логика; символическое мышление - индивидуальный, непонятный окружающим символизм).

    Качественные . Патология суждений и умозаключений - бредовые, навязчивые и доминирующие идеи. Сверхценные идеи - в основе лежит реальный, но малозначительный факт, который больной переоценивает и отводит ему незаслуженно большое место. Навязчивые идеи - появление в сознании неотступных мыслей, которые больной оценивает как нелепые, но устранить их не может. Доминирующие идеи - занимает в сознании человека незаслуженно большое место - "прилипание" внимания…

    Классификация нарушений мышления в патопсихологии

    Патопсихология раздел мед ицинской психологии, изучает закономерности расстройств психической деятельности, с помощью различных методов, тестов и т.д.

    Примеры нарушений при различных синдромах.

    1. нарушения операциональной стороны мышления :

    Снижение уровня обобщения. В суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется конкретными связями между предметами. Не доступна классификация или создают большое количество мелких групп на основании конкретного смысла между ними. Не могут усвоить смысла задания. Больные часто подходят к данным заданиям изображения предмета с позиции жизненной пригодности. Искажение процесса обобщения. Суждения больных отражают лишь случайную сторону явлений, а не существенные отношения между предметами.

    Возможные причины расстройства: олигофрения, эпилепсия, органические поражения головного мозга (с нижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности, поведенческие расстройства… Недостаточность интеллектуальной сферы становится наиболее заметна при дополнительной нагрузке, проявляясь низк ой продуктивностью деятельности ) .

    2. н арушения динамики мыслительной деятельности

    Непоследовательность суждений. Неустойчивость способа выполнения задания. Происходит сбой, а затем опять приходит в норму. Невнимательность из-за колебания работоспособности. Логические связи подменяются случайными. Образование одноименных групп. Органические поражения головного мозга, МДП, черепно-мозговые травмы.

    Лабильность мышления . Скачивание идей. Стойкий характер нарушений. При указании на ошибку могут ее исправить. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. При ассоциативном эксперименте больного просят написать 60 слов. Напишет очень быстро. Если просят ответить на слово ассоциацией, они будут не верны. Больному тяжело выполнить инструкции. Скачивание идей поверхностно и смысл присутствует.

    Возможные причины расстройства: лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Маниакальные состояния.

    Откликаемость . Утрированная форма неустойчивости способа выполнения работ. Легкая отвлекаемость больного, неспособность удерживать ход мышления в установленном направлении. Реагируют на любой раздражитель. После того как отвлекся тяжело вернуться к предыдущему заданию. «Полевое» поведение. Теряется целенаправленность деятельности. Мыслительные операции доступны.

    Возможные причины расстройства: сосудистые заболевания, черепно-мозговые травмы.

    Инертность мышления . Заключается в инертности связей прошлого опыта и выражается в том, что больные не могут менять выбранного способа работы, менять свои суждения. Не могут переключаться с одного вида деятельности на другой. Стремление отразить все сразу. Тяжело спровоцировать изменить свое мнение и не видят возможности другого пути.

    Возможные причины расстройства: эпилепсия, органические поражения головного мозга.

    Соскальзывание. Больной неожиданно сбиваются с правильной мысли на ложную ассоциацию, а затем больной вновь способен на правильный ход рассуждений, не повторяя допущенную ошибку, но и не исправляя ее. Возможные причины расстройства: сосудистые заболевания.

    Такие больные иногда в состоянии работать. Но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию. Выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. Качество их умственной продукции невысоко, темп работы замедлен.

    3. Нарушения целенаправленности мышления. Мотивационный компонент мышления.

    Разноплановость мышления . Суждения больного о предмете протекают в разных плоскостях, происходит переплетение, одновременное сосуществование разных аспектов суждения больного. В результате выводы больного не направлены на правильное представление о явлении или предмете. Больной не удерживает цель разговора или задания. Имеются случайные ассоциации, элементы воспоминаний, желаний.

    Разорванность мышления . Не старается донести какую-либо информацию. Предложения не имеют смысла, хотя правильно грамматически оформлены. Суждения теряют связанный характер. Больной говорит независимо от присутствия кого-либо. В длительных высказываниях больного отсутствуют рассуждения. Больные произносят ряд фраз, но там нет содержательной части. Отсутствие определенного объекта мыслей больного.

    Больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи отношения к другим людям, отсутствует функция общения речи. Ослабление ассоциаций. Характер речи нестандартный, паралогичный. При отсутствии смыслового компонента грамматическая сторона речи не нарушается.

    Возможные причины расстройства: шизофрения.

    Резонерство . Склонность к бесплодному рассуждательству, мудрствованию. Заключается в потере предмета рассуждения, использовании побочных признаков для выведения умозаключения. Абстрактный характер всей речи больного. Стремление подвести любое явление под какую-нибудь концепцию. При шизофрении - учит жить других. Моралист. Компенсирует какой-либо неуспех, компенсация, в том случае, если не справился с какой-либо ситуацией. Внесение в план громкой речи, всех совершаемых интеллектуальных действий. Вязнет в деталях.

    Возможные причины расстройства: эпилепсия, шизофрения, органические поражения головного мозга.

    Нарушение критичности

    Критичность у больных исчезает. Следствие выпадения контроля за своими действиями. Больные могут бездумно соглашаться с абсурдными суждениями, соглашаются с суждениями другого человека. Больные часто не замечают своих ошибок, а при указании на ошибки, их не исправляют. Снижеие критики в оценке своих возможностей и поведения.

    м етоды исследований нарушений мышления

    1. Метод классификации - (варианты: классификация предметов и их изображений, фигур, понятий). Направленность - исследование мыслительных операций и динамики мышления. Дополнительные возможности - оценка темпа работы, способность к переключению, особенности распределения внимания и др.

    2. Метод исключения предметов - Характеристика текстового материала. Типы возможных ошибок решения, их психологическая квалификация и диагностическое важность.

    3. Бланковые методы.

    4. Соотношение метафор, пословиц и фраз - передача переносного смысла пословиц.

    5.Объяснение сюжетных картинок - установление последовательности событий. Необходимость повторного предъявления в ходе одного исследования. Типичные ошибки больных разными заболеваниями.

    6. Исследование ассоциаций (свободных ассоциаций, ответных ассоциаций, ассоциаций по противоположности).

    Размещено на Allbest

    Подобные документы

      Виды и классификация нарушений мышления. Обзор и краткая характеристика наиболее ярких проявлений нарушения мышления. Обстоятельства затрудненности последовательного течения мыслей. Причины отсутствия связи между отдельными умозаключениями, суждениями.

      презентация , добавлен 05.01.2014

      Понятие и характерные признаки мышления, его исследование в современной психологической науке. "Парная" классификация мышления, разновидности и их взаимосвязь между собой. Отличительные признаки мышления и восприятия. Положительная ценность аутизма.

      доклад , добавлен 24.02.2010

      Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

      курсовая работа , добавлен 24.07.2014

      Мышление как высший познавательный психический процесс. Этапы формирования и условная классификация видов мышления, принятая в современной психологии. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у младших школьников.

      курсовая работа , добавлен 29.12.2010

      Обоснование мышления как психического процесса. Изучение возможностей и условий развития мышления младших школьников. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений с целью улучшения уровня мышления учащихся и повышения их успеваемости.

      дипломная работа , добавлен 25.05.2015

      Специфические характеристики и признаки мышления как особого психического процесса, его физиологическая основа. Понятийное и образное, наглядно-образное и наглядно-действенное мышлени. Механизмы формирования понятий. Этапы развития мышления.

      реферат , добавлен 08.04.2012

      Общее понятие и типы мышления как высшей формы воспроизведения нервной системой человека всего, что окружает его в среде обитания. Характеристика методов исследования мышления как психического процесса. Сущность методики "Интеллектуальная лабильность"

      курсовая работа , добавлен 18.03.2015

      Нарушение операциональной стороны мышления. Непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор. Искажение процесса обобщения. Нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. Психологическая характеристика симптома резонерства.

      контрольная работа , добавлен 22.03.2016

      Периодизация психического развития ребенка и теория конвергенции Штерна. Исследование творческого мышления и анализ различных форм патологии умственной деятельности. Нарушение предпосылок интеллекта: памяти и внимания. Идеи школы гештальтпсихологии.

      доклад , добавлен 28.01.2011

      Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Сущность мышления как познавательного процесса, его типы и виды. Индивидуальные особенности мышления. Речь как инструмент мышления.