Лицо

II. Дворцы. Названия и описание храмов древнего египта Древнеегипетские дворцы

Строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Дворцы фараонов Древнего царства

Меньше всего мы знаем об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства . Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

На известняковом саркофаге главного жреца V династии Равера, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми расположены двери и окна.

Дворец-замок

На основании всех дошедших до нас свидетельств, дворец фараона Древнего царства можно назвать дворец-замок.

Такая форма дворца сформировалась приблизительно в конце четвертого тысячелетия до н.э. и сохранялась потом в течение большей части третьего тысячелетия.

Этот прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого обнесены были серией башен, равномерно чередовавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады дворца украшены близко поставленными, высокими пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.

Помещения во дворце фараона делились на два больших сектора: Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: тронный зал, большой зал аудиенции, и, наконец, помещения, используемые «хозяином двух тронов», «хранителем короны», «хозяином дворца» и «главой царских регалий», который руководил самим двором и всеми сложными церемониями. Он отвечал за царский гарем, многочисленных придворных дам, целую армию служащих, ремесленников, дворцовых рабочих, художников, врачей и парикмахеров. Рядом были расположены «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор состоял из «Красного дома» или «Дома вечности» (Министерство царского и государственного культа), «Белого дома» (Министерство финансов), «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона, «Палаты печати» (Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности.

Максимального блеска дворец-замок фараона достиг при IV династии, когда фасад завораживал игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой вертикальными линиями и выступающими элементами, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.

Дворцы фараонов Нового царства.

Дворец-храм

К концу третьего тысячелетия до н.э. дворец-замок прекращает свое существование. Требования с приходом второго тысячелетия становятся сложнее и разнообразнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти.

Теперь во дворце размещались официальные апартаменты царя и его двора; это было место, где правил властелин мира, и дворец приравнивался к храму. Центральным стал заполненный гигантскими колоннами гипостильный зал, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним располагались перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Архитектурные формы акцентировали внимание на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивали с молельней в храме.

Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до н.э.) произошли изменения в архитектурном стиле резиденций фараона и правительственных сооружений.

В тогдашней столице городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне архитектурный комплекс состоит из официального дворца с тронным залом и залом для празднеств, резиденции-дворца фараона и его семейства, зоологического сада с экзотическими животными, гарема, из нескольких внутренних дворов, где располагались цветники, висячие сады, бассейны с рыбками.

Дворец-резиденцию Эхнатона называют Серебряный или Северный Он представляет собой дворец-храм. При входе во дворец, по обеим сторонам дворика возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. За ними следует центральный двор, в середине которого находился бассейн. В южной части дворца помещалась прислуга, в северной был расположен зверинец. Жилые помещения (собственно дворец) располагались в восточной части архитектурного комплекса. Именно здесь находились апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались галереи, жилые помещения, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона находился большой храм Атона, а рядом с ним по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. Это была официальная резиденция фараона. Жилая часть располагалась в восточной части дворца, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Через огромный колонный зал можно было войти в тронный зал. В западной части дворца фараона находились и другие помещения, необходимые для официальных церемоний. Здесь был большой двор с колоссальными статуями фараона. Здания различных административных и правительственных учреждений примыкали к дворцу.

Западная и восточная части дворца Эхнатона были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила главная улица города – Царская дорога. В этом переходе располагалась ложа фараона, где он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Великолепные фрески украшали стены дворцов. Это веселые и жизнерадостные картины, изображающие зверей и растения, свидетельствуют о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фараона Рамсеса III в Мединет-Абу позволяют воспроизвести планировку дворца.

Через ворота первого пилона можно попасть в первый двор храма. Он служил одновременно и дворцовой площадью. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

На веранде за колоннадой находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Часть дворцового фасада, где находилась ложа фараона, была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи украшали барельефные изображения фараона, на которых он поражал врагов. На барельефах, расположенных ниже, радующиеся и танцующие люди славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались в средней части фасада. За воротами начинался зал-вестибюль, за ним следовал зал для приемов с шестью колоннами. Далее размещались жилые апартаменты фараона. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами. Здесь был и тронный зал, и личный покой фараона и ванная комната.). со спальней и ванным помещением. Покои для жен фараона тоже состояли из множества комнат. Каждая из жен имела ванное помещение. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен. Северная сторона дворца выходила на площадь. Рамсес III называл свой дворец «домом радости».

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город.

Правитель жил во дворце в окружении многочисленных чиновников и слуг.

Главный царский дворец строился в столице Египта. В других городах для фараона строились несколько менее пышных резиденций, в которых он останавливался во время путешествий по стране.

Вокруг царских дворцов разбивали огромные сады с большими бассейнами или прудами, по которым могли плавать лодки. Воду в прудах регулярно меняли. Бассейны, как правило, были прямоугольными и облицовывались камнем.

Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте.

В садах росло множество деревьев: гранаты, пальмы, акации, ивы, тисы, персики. Там семья фараона могла наслаждаться прохладой, спасаясь от палящего солнца. Сад при дворце фараона приобретал особую важность и значительные размеры.

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина п од названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...

Начало:

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет.

Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон. По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяноста тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными». Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея?

Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَاتَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

...أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ ۚلِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет.

В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Куръане:

...وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?».

Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَاأَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِوَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа» (ат-Тахрим 66:11).

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰقَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ. وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь.

Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей» (аль-Касас 28:10).

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность.

Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُلَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили: - Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку? Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды. За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и, взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّأَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.

Хотя большинству людей, интересующихся историей и культурой Древнего Египта, известно о том, как фараоны планировали свою загробную жизнь, гораздо меньше знакомо в каких условиях они проживали в реальности. Благодаря археологическим исследованиям на территориях Авариса - руин дворца двенадцатой-тринадцатой династий, Малката (Луксор), где находился царский комплекс фараона восемнадцатой династии Аменхотепа III, открытию города Ахетатона фараона-реформатора Эхнатона в Амарне, постепенно воссоздаётся картина дворца фараона.

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город. Здания и помещения, входившие в дворцовый комплекс, служили разнообразным функциям, от парадного зала к кухне - обширные сады и внутренние дворы, административные офисы, жильё чиновников, библиотека, кухни, многие складские постройки.

Малката, на арабском языке означающее «место, где подняли вещи» (из-за груд щебня и развалин всё ещё засоряющих область), название территории дворца Аменхотепа III, расположенной к югу от погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу недалеко от «города ремесленников» в Дейр эль-Медина. Археологическая зона покрывает пространство тридцать тысяч квадратных метров и есть доказательства того, что при жизни Аменхотеп III не дождался окончания строительства. В любом случае, это самый большой дворец фараона Древнего Египта.

Дворец, построенный в четырнадцатом столетии до нашей эры, называли «чертогами Радости», изначально он был известен как «Дворец Ослепительного Атона» (солнечный диск, персонифицировавший изначальный аспект бога Ра, обожествленный сыном Аменхотепа III Эхнатоном).

Апартаменты фараона, расположенные в юго-восточном углу на территории примерно пятьдесят метров на двадцать пять метров, представлявшие коллекцию залов и дворов окружали парадный зал с колоннами. Имелся большой тронный зал и несколько небольших комнат, по всей видимости, бывшие приёмными, административными офисами, складскими помещениями.

Великая царская супруга Тейе (Тия) имела собственный роскошный Южный Дворец, принцесса Сатамон, старшая дочь Аменхотепа III и Тии проживала в Северном Дворце.

В дворцовый комплекс входили элитные виллы для других членов царской семьи и родственников, включая гарем, находившийся на востоке, жилое пространство для детей младших жен и евнухов - смотрящих гаремов, жильё для слуг.

Кроме жилых и бытовых помещений, в комплекс входил большой храм, посвященный Амону. Дворцовая область была связана каналом с большой гаванью, в сегодняшние дни это Биркет Хабу. Гавань объединяла дворец с Нилом, а, следовательно, со всем Египтом.

В гавани находилась золотая барка «Ослепительный Атон», на которой Аменхотеп и Тейе участвовали в государственных и религиозных фестивалях.

Кроме того, на востоке дворца по приказу фараона было выкопано искусственное озеро, куда Аменхотеп и Тейе и другими членами царской семьи мог приплыть на королевской барке.

Для организационной деятельности чиновников, отвечавших за разные области в пределах дворцового комплекса, имелись административные здания, Западные Виллы.

Царские мастерские находились на юге, а поселение ремесленников на севере (в Дейр эль-Медина).

Дорога соединяла дворец с погребальным храмом Аменхотепа, который охраняли Колоссы Мемнона, и «Алтарём Пустыни», Ком аль-Самак, на кирпичной платформе которого фараон участвовал в «празднике хвоста» - Хеб-сед.

Комплекс был в основном выстроен из сырцовых кирпичей, на многих из них отпечатан картуш Аменхотепа. Использования камня весьма ограничено, но при строительстве применяли так же древесину, известняк, песчаник, керамические плитки.

Внешние стены были окрашены белым цветом, интерьер же имел яркие цвета с геометрическими орнаментами, фресками, изображающими птиц и животных. Так потолок в гардеробной комнате Аменхотепа декорирован спиралевидными узорами и стилизованными бычьими головами - красного, синего и желтого цвета. Спальня была расписана защитными символами и стервятниками, священным животным богини Нехбет.

Колонный зал украшали очень натуралистичные фрески на тему Нила с плескающейся рыбой и птицами. Потолок поддерживали красиво вырезанные деревянные колоны, повторявшие форму лилии.

Некоторые залы покрывала цветная плитка с рисунками цветов, виноградной лозы, птиц, рыбы. В других помещениях - иероглифы со значением защиты, здоровья, удачи.

Интерьер наполняла прекрасная мебель и керамические изделия. Известно, что Аменхотеп был очень богат и покровительствовал искусствам.


В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством.

Особенности архитектуры Древнего Египта

Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали ис­пытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде.

Характерной чертой архитектуры Древнего Египта была галерея(коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, продолжением и расширением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего сбора или распределения. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.

Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути - пирамида - возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.

Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.

Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя архитектура Девнего Египта. Для построек древних египтян окна не были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания. Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и площадок, которые находились на самом верху здания.

Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер. Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например, в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Дворцы в архитектуре Древнего Египта

Дворцы фараонов и знати, как и жилища простых людей, строили из непрочных материалов, в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов после вступления на трон строил себе новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому от дворцов фараонов не осталось, как правило, даже руин. Остатки стен и битая черепица - вот все, что мы можем увидеть на месте великолеп­ных дворцов.

Об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства можно только строить предположения. Скорее всего, внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени (прекрасный пример этого - гробница царицы Мернехт). Такое заключение логично, ведь гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, этому предназначению соответствовала и ее внутрен­няя планировка и устройство. Так, стена дворца могла выглядеть как стена, разделенная уступами стен с фигурными зубцами поверху. Стены дворца были украшены барельефами и орнаментом. Об этом свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов. На знаменитой палетте фараона Нармера, изображающей его победы, имя и титул фараона изображены на фоне дворцо­вого фасада. На палетте обозначена и линия фундамента здания; территория дворца, имеющая форму четырехугольника, окружена крепостной стеной с башнями. Подобный дворцовый фасад можно увидеть на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стоят три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями видны два углубления, похожие на ворота.

Нагляднее всего рассказывают нам о дворцовой архитектуре древних египтян огромные саркофаги из базальта или известняка. Они украшены резными украшениями, каждая из четырех сторон саркофага изображает фасад царского дворца. Именно так вы­глядел базальтовый саркофаг фараона Микерина (Менкаура), найденный в глубине его пирамиды. Увы, саркофаг был утерян в море во время его перевозки в Англию в первой половине прошлого века. На известняковом саркофаге Равера, главного жреца V династии, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми находятся двери и окна.

От Нового царства дошло до наших дней тоже немного свидетельств архитектурного мастерства египтян. Наиболее сохранившиеся - это руины столицы Ахетатона. Серебряный, или, как его еще называют,- Северный дворец Эхнатона, собственно говоря, представляет собой дворец-храм. По обеим сторонам дворика при входе во дворец возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. Далее следовал центральный двор, в середине которого находился бассейн. В северной части дворца был расположен зверинец, в южной части помещалась прислуга. Сам дворец| (его жилые помещения) располагался в восточной; части архитектурного комплекса. Именно здесь были апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Рядом располагались залы для приемов. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались жилые помещения, галереи, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона, рядом с большим храмом Дтона, по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. В восточной части дворца располагалась жилая часть, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Это была официальная рези­денция фараона. Здесь находился тронный зал, войти в него можно было через огромный колонный зал. Кроме этого, в западной части дворца находились другие помещения, необходимые для официальных церемоний, и большой двор с колоссальными статуями фараона. Естественно, к дворцу примыкали здания различных административных и правительственных учреждений. К комплексу зданий дворца фараона примыкали постройки женской половины и тенистые сады. Восточная и западная части дворца были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила Царская дорога - главная улица города. В этом переходе находилась ложа фараона. Здесь он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Стены дворца были украшены великолепными фресками, на которых были изображены фигуры зверей и растений. Это веселые и жизнерадостные картины, свидетельствующие о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий охотно строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фара­она Рамсеса III в Мединет-Абу четко показывают линию фундамента и планировку здания. Первый двор храма, куда можно было попасть через ворота первого пилона, служил одновременно и дворцовой площадью. На это указывает неодинаковость опор на верандах по обеим сторонам двора. Восточные колонны имеют форму, характерную для храмовых построек, они изображают бога Осириса, капители западных колонн имеют форму цветка папируса. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

За колоннадой на веранде находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Ложа фараона была расположена в той части дворцового фасада, которая была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи были украшены барельефными изображениями фараона, на которых он поражал врагов. Ниже находились барельефы, изображающие радующихся и танцующих людей. Они славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались с обеих сторон в средней части фасада, с правой стороны находились еще одни (третьи) ворота. Рядом с ними на стене был изображен фараон в боевой колеснице и фараон, наблюдающий за своими боевыми конями. За воротами начинался зал-вестибюль, состоящий из трех частей, в середине стояли две колонны (здесь был вход на балкон), далее следовал зал для приемов с шестью колоннами. За этим залом размещались жилые апартаменты фараона со спальней и ванным помещением. Для жен фараона предназначались отдельные комнаты, каждая из которых имела ванное помещение. Северная сторона дворца выходила на площадь.

Жилые дома в архитектуре Древнего Египта

В отличие от гробниц, египтяне строили жилые здания из непрочных материалов. Именно поэтому по прошествии тысячелетий мало что осталось от этих построек. У нас нет достаточных материалов, чтобы получить ответ на вопрос, в каких условиях жили древние египтяне.

В конце доисторического периода жилые дома, правильнее будет назвать их хижинами, имели только одну комнату, фундамент был овальной или четырехугольной формы. Образцы таких построек были найдены в местечке под названием Маади, недалеко от Каира, и в западной части Дельты, в Меримде-бени-Саламе.

В более поздние времена жилой дом стал многокомнатным. Чем богаче и знатнее был его хозяин, тем сложнее и разнообразнее была форма фундамента. Большинство домов были одноэтажными, но встречались дома и в несколько этажей. Плоская крыша использовалась хозяевами, иногда на ней строили маленькое дополнительное помещение. В бедных домах было очень мало мебели. Дома бога­тых были украшены и обставлены дорогой и очень красивой мебелью. Она изготовлялась из дерева, украшалась богатой резьбой и слоновой костью.

По чудом уцелевшим образцам мебели из погребений матери Хеопса, Тутанхамона и некоторых вельмож можно удостовериться в том, что древнеегипетские мастера освоили уже все приемы работы краснодеревщика, используемые до сих пор: фанеровка шпоном дорогих пород дерева, покрытие дерева левкасом с последующей росписью, применение шарнирных креплений в раскладных конструкциях, инкрустация, золочение с применением нескольких цветов золота, фигурная резьба, натяжные ремни для укладки мягких подушек и даже замки с ключами сложной формы.

Отсутствие сложного декора стен компенсировалось многоцветными росписями, пышностью костюмов и причесок, а также драгоценной утварью, красота и изысканность которой поражают сегодняшнего зрителя своим совершенством. Наряду с замеча­тельной обработкой алебастра и полудрагоценных камней, египтяне широко использовали цветной фаянс и многоцветное стекло и начиная с эпохи Среднего царства блестяще овладели техникой подделки драгоценных материалов, из чего, собственно, выросла алхимия.

О том, как выглядели жилые здания времени VI-XII династий, мы можем узнать, изучая модели таких домов, найденные во время исследований гробниц. Самые простые из этих макетов представляют собой двор и веранду с колоннами, иногда с террасой на крыше и лестницей, ведущей с крыши во двор. На более поздних и сложных макетах обозначены внутренние помещения и комнаты, часто это был целый дом с дверными проемами, окнами, внутренними лестницами, иногда и с мебелью. Внутренние помещения обычно располагались в линейном порядке, одно за другим. Встречаются и такие макеты, в которых комнаты размещаются вокруг одной центральной залы. В гробнице Мекетри (XI династия) была найдена модель жилого дома с бассейном, окруженного деревьями. Капители колонн на веранде имели форму цветка папируса.

В домах жителей «города у пирамид» в Эль-Лахуне было четыре или пять комнат. Жилища чиновников были богаче и разнообразнее по своей планировке. Помещения группировались вокруг внутреннего дворика с верандой, сама веранда и выходящие на нее комнаты смотрели на север, из-за жаркого климата это была самая подходящая планировка. Потолок центральной комнаты возвышался над окружающими, через получившиеся таким образом окна внутрь здания проникал свет. Комнаты женщин и детей располагались вокруг хорошо освещенных двориков. Стены жилых помещений были украшены настенной росписью. Естественно, к зда­нию примыкали и хозяйственные постройки.

Типичный жилой дом ремесленника в Дейр-эль-Медине состоял из нескольких помещений, все - анфиладой, так что в комнату можно было попасть, только пройдя через предыдущую. На улицу выходила прихожая или гостиная, в ней же находился и домашний алтарь. Из прихожей можно было пройти в жилую комнату с высоким потолком, потолок подпирался деревянной колонной. Дальше следовали спальня, кухня, кладовая и погреб. Между спальней и кухней находилась лестница, ведущая на террасу.

Дома ремесленников Ахетатона были похожи на жилища их коллег из Дейр-эль-Медине, они стояли вдоль маленьких и узких улочек одного района города.

Дома знатных египтян образовывали целые кварталы роскошных вилл. Вилла стояла, как правило, в центре большого сада, комнаты были соединены с залом, украшенным колоннами. Сад разделялся на две части. В одной находились хозяйственные постройки, комнаты прислуги, конюшни и зернохранилища. Другая часть сада представляла собой прекрасный парк, в середине которого был построен бассейн с беседкой на берегу, там же находилась небольшая молельня. В парке росли чудесные цветы и красивые деревья.

О том, как выглядели жилые дома снаружи, нам известно гораздо меньше; макеты, найденные в гробницах, и изображения на фресках показывают в основном внутреннее убранство и расположение комнат. Вероятно, снаружи эти строения мало чем отличались от современных домов египтян, проживающих в сельской местности, т.е. от массивных построек глыбообразной формы с маленькими окошками.

Крепости в Древнем Египте

На протяжении всей истории Древнего Египта границы страны охранялись мощными крепостями. На перекрестках путей и дорог в пустынях стоял укрепленный бастион. Крепостные сооружения строились и внутри страны. Это были крепости, защищающие города, крупные административные и религиозные центры.

Дворцы архаичного периода, о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения, были сооружениями крепостного типа, имели укрепленные стены со сторожевыми башнями и бастионами. Такой крепостью был и бастион в Нехебе (Эль-Каб). Он был окружен овальной стеной. Похожая, но меньшего размера крепость, находилась и в соседнем Нехене (Иераконполь). В годы правления династий архаичного периода оба города были обнесены прямоугольной кирпичной стеной, сами цитадели были окружены кирпичными стенами с башнями. В Абидосе также были обнаружены руины такой древней крепости.

Стена вокруг комплекса пирамиды Джосера символизировала белую городскую стену Мемфиса. Естественно, она была построена по ее подобию и усилена сторожевыми башнями с бойницами. Ее построение и стиль хорошо показывают, как выглядели крепостные стены и защитные сооружения древнеегипетских городов.

Во времена Среднего царства Египет захватил территорию Нубии вплоть до второго порога Нила. На этих землях была сооружена целая система крепостей. Это были огромные кирпичные цитадели, во многих случаях они были обнесены двойными зубчатыми стенами, усиленными башенными укреп­лениями. Под защитой стен находился небольшой военный городок, где жили солдаты гарнизона. Линия фундамента крепости учитывала особенности рельефа местности. К примеру, крепость Шиемна имела форму треугольника, Кухан - форму правильного четырехугольника.

В эпоху Нового царства число пограничных крепостей значительно увеличилось, возросла численность стоящих в них гарнизонов. Войска фараона, сражавшиеся в Малой Азии, познакомились с уст­ройством и типами тамошних крепостей. Это оказало влияние на планировку и строительство крепостных сооружений египетскими строителями. В Египте получили распространение укрепленные башенные ворота и система ворот, которые сужались по мере продвижения противника внутрь. Башни крепостей стали строить в несколько этажей, оснащать их бойницами для стрелков. Так выглядели две башни на воротах дворца-храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу. Стена, которой был обнесен этот дво­рец, была высотой 17 м. Башни достигали высоты 22 м. Они были построены из илистого кирпича и были выложены известняковыми плитами. В них располагались комнаты для стражи, снаружи башни были украшены прекрасными барельефами.

Города и деревни в Древнем Египте

В долине Нила находилось множество крупных и мелких поселений. Некоторые из них появились еще в доисторические времена, впоследствии боль­шинство таких древнейших поселений превратилось в столицы номов (провинций). Для удовлетворения потребностей царского двора, знати, жрецов и покрытия расходов на возведение и уход за гробницами были построены специальные деревни и поселения, труд жителей которых покрывал эти затраты. Существовали военные поселения и административные центры. Города располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Потому строились они на естественных или искусственно созданных островах. Рассказывая о природе Дельты, Страбон писал, что во время разлива Нила всю окружающую тер­риторию покрывает вода, Дельта превращается в Море, только города и деревни стоят, как острова, ведь они построены на холмах, созданных природой или человеком. Это относится и к крупным, большим городам, и к крошечным деревушкам.

Деревни Древнего Египта

Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осоки и глины. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кир­пичей. В основном так строились дома в городах. Как мы видим, для строительства жилых зданий использовались легкие и непрочные материалы. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений. Сведения о них мы почерпнули в основном из текстов и письменных докумен­тов. Новые здания возводились, как правило, на месте старых, таким образом холм, на котором стояло здание, становился все выше и выше. Наряду с городами, расположенными на открытых местах, с их беспорядком узких улочек, нам известны города и поселения, которые были спланированы и построены по единому плану. Для этих поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Некоторые населенные пункты окружала городская стена. В большинстве случаев специальных защитных сооружений не возводили.

Следы непрочных построек не сохранились, но при сопоставлении изображений на древних рельефах и сегодняшнего облика жилых домов, амбаров и голубятен в Дельте можно убедиться в том, что последние в целом повторяют образцы, созданные около пяти тысяч лет назад. Точно так же до настоящего времени воду на поля подают с помощью водяного колеса, вращаемого буйволом или «архимедова винта», вращаемого вручную.

Города Древнего Египта

В настоящее время для обозначения и названия древних египетских городов и поселений мы пользу­емся греческими наименованиями (Мемфис, Гелиополь, Фивы и др.). Это не случайно, ведь только благодаря трудам греческих ученых-путешественников мы узнали об их существовании. Однако некоторые современные названия произошли от древних египетских, среди них Абусир, Асуан и др.

Нехен и Нехеб

На севере от Эдфу, на западном берегу Нила, археологи обнаружили древнейшую столицу Верхне­го Египта, город Нехен. Он существовал еще до объединения Египта в единое государство. Греки назвали этот город Иераконполем. В городе, который был окружен крепостной стеной, находилась главная святыня страны - храм бога Гора. На противоположном берегу реки находился другой город - город-близнец Нехеб. Он тоже был окружен стеной. Здесь находился храм богини Нехбет, богини с телом грифа, защитницы и покровительницы Египта. Оба города процветали тысячелетия, а Нехен был административным центром провинции.

Мемфис

В отличие от двух этих древнейших городов Египта, дата основания которых теряется во тьме веков, история и время рождения Мемфиса, столицы Древнего Египта, нам хорошо известны. Фараон Мени, объединивший под своей властью всю страну, построил этот город на границе Нижнего и Верхнего Египта. Город строился сразу как столица государ­ства. Геродот писал, что Мени (Менее), первый властелин Египта, если судить по тем рассказам, которые слышал греческий ученый от египетских жрецов, построил дамбы и плотины и осушил землю для строительства города. Если река прорвет эти плотины, говорили жрецы Геродоту, город окажется под угрозой наводнения. Сегодня мы знаем только место, на котором стоял Мемфис. С помощью имеющихся письменных документов и комплекса пирамиды фараона Джосера, который был построен, как предполагают ученые, как модель Мемфиса, мы можем получить некоторое представление о том, как выглядел город.

Мемфис имел форму прямоугольника (со сторонами 6,5х13 км), был расположен параллельно течению и руслу Нила. Столица государства была окружена белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. В центре города находились искусственные водоемы и озера, в северной части Мемфиса стояли царский дворец, храмы и святилища. По обе стороны от искусствен­ных озер возвышались административные здания, за ними начинались жилые кварталы. Позднее Мемфис потерял статус столицы государства, но свое значение крупнейшего торгового и культурного центра Древнего Египта он сохранил. В поздний период он превратился в настоящий всемирный город. В Мемфисе существовали отдельные районы, где жили финикийцы, евреи, греки, персы, и др. Представители этих национальностей имели право поклоняться своим богам и возводить в их честь храмы и молельни.

Города у пирамид

Поселениями особого характера и назначения были так называемые «города у пирамид». Эти населенные пункты строились для постоянного оби­тания рабочих и мастеров - строителей пирамид. В них стали жить и знатные сановники, и жрецы, служившие культу усопшего фараона. Примыкавшие к городку поля и угодья служили для удовлетво­рения потребностей служителей по уходу за цар­скими гробницами, доходы с них шли на отправление культа мертвых. Развалины этого поселения были найдены археологами рядом с пирамидой Хефрена. Вокруг нижнего храма фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне тоже существовал городок мастеров и ремесленников. Он был больше по своим размерам, чем приведенный выше город мастеров времен Древнего царства. Планировка городка в Эль-Лахуне была более упорядоченной, улицы располагались параллельно друг другу. Поселение было разделено сте­ной на две части. В рабочем районе стояли малень­кие домики ремесленников, жилища администрато­ров и надсмотрщиков были чуть больше. В другом квартале располагались храмы и находился дворец, там же были построены дома крупных чиновников и администраторов. Один такой дом мог вместить почти тридцать семей из рабочих кварталов.

В эпоху Нового царства подобную роль городка у пирамиды играло маленькое поселение на западе от города Фивы, рядом с Долиной царей. Оно называ­лось Сет-Маат (сейчас - Дейр-эль-Медине). Люди, проживавшие здесь, работали на строительстве гробниц царей и членов их семей. Это были строители, резчики по камню, скульпторы, художники. Этот маленький городок возник в начале правления XVIII династии. Сначала была построена только одна улица, позднее городок расширился, но планировка осталась по-прежнему линейной. На его территории находился отдельный район построек религиозного характера. Кладбище мастеров и ремесленников было расположено в долине.

Фивы

От столицы Нового царства, города Фивы, до наших дней дошли только развалины храмов и по­строек культового назначения. Согласно сохранив­шимся документам, город был расположен вдоль русла Нила (предположительно на 10-12 км) и не только на восточном, на территории Луксора и Карнака, но и на западном берегу. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых».

В этой части города стояли дворцы фараона, здесь жили знатные и богатые люди. Фивы были окружены длинной стеной. Если верить Гомеру иего «Илиаде» (IX, 383), то город имел сто ворот.

Ахететон

Наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город - это Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), сто­лица фараона Эхнатона. Город расположен на вос­точном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога, проходила через все части и районы столицы, соединяла их в одно целое. Нужно сказать, что здания здесь строились не вплотную, а на некотором расстоянии одно от другого. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом.

В центре были расположены здания государствен­ных учреждений и храмовые комплексы. Здесь же, рядом с храмом бога Атона, была резиденция фара­она. К югу от центра снова начинались жилые кварталы. На восточной окраине, практически за городской чертой, находилось, как и в Фивах, поселение ремесленников.

После смерти фараона Эхнатона и победы культа бога Амона город быстро пришел в запустение, жители покинули его. На месте Ахетатона не было построено новых поселений и поэтому, когда архео­логи раскопали его руины, древний город предстал перед их изумленными взглядами в почти нетронутом виде.