Глаза

Текст песни олег лось - бог меня отыскал. Бог оставил меня

К огда я страдаю, я чувствую уверенность в двух вещах: 1) Бог существует; 2) Он - предатель.

Я не всегда так думал, но я накапливал разный опыт и переживания в отношениях с Богом. В каждом неприятном моменте, в каждой трагедии, в каждый момент смятения и растерянности легкая и вводящая в заблуждение рука разворачивает мой мысленный взгляд на Бога следующим образом:

«Это Он сделал.»
«Он не должен был этого допустить.»
«Он хочет, чтобы ты думал, что можешь быть счастлив, но … Он сам наводит смуту и беды.
Предатель.»

Если мы не сможем отследить и осознать эти аргументы в своём сердце, то они захватят наши мысли, эмоции и действия. Они будут управлять нами, когда мы будем переживать и как-то осмысливать боль. Очень легко, даже бессознательно, мы можем придти к убеждению, что Бог — предатель:

Я могу быть счастлив или убит горем.
Я убит горем.
Бог всё контролирует.
Бог сказал, что любит меня.
Одна из этих вещей не может быть правдой.
Поэтому , я доверяю Ему теперь немного меньше.

Теперь умножьте это на тысячу случаев потерь, падений, неудач, боли, и вы увидите, как легко вы можете скатиться в теологию жертвы и предательства: Бог - предатель.

В моменты горя - во время развода, после похорон, после очередной неудачи, после очередного выкидыша - Бог выдёргивает основание, на котором вы стоите, прямо из-под ваших ног. Снова. И снова. И снова. Что происходит? Почему я снова Тебе верю? И в эти моменты Бог может сказать нам в ответ пять вещей:

1. «Я так сильно тебя люблю»

В фильме 2011 года «Воин», склонный к жестокости и замкнутый в себе отец восстанавливает отношения со своим сыном, который ушёл из дома вместе с матерью пятнадцатью годами ранее. Отец, теперь христианин, пытается выразить сочувствие к своему сыну, у которого большие проблемы. И сын говорит ему: «Ты пытаешься? Теперь? Где ты был, когда это имело значение? Мне нужен был этот парень тогда, когда я был ребёнком. Ты мне не нужен теперь. Слишком поздно. Всё уже произошло» . Казалось бы, трудно найти более подходящие слова, чтобы выразить чувства к Богу человека, переживающего интенсивное страдание.

Но эти чувства рисуют иллюзию. Они уводят не туда. Бог не отсутствует. Бог не творит жестокости или насилия. Бог не убирает от нас свои руки ни до, ни во время, ни после нашего страдания. В это почти невозможно поверить, особенно когда мы чувствуем себя преданными и оставленными Им. Однако, возможно верить в то, что Бог не является отцом, творящим насилие. И даже если вы не можете в это верить, Бог всё равно любит вас . И это не просто Его чувство . Божья любовь определяет все Его действия: как Он планирует вашу жизнь, какие Он даёт вам переживания, как работает весь мир вокруг вас. Всё кричит: «Я люблю тебя» . В христианских отношениях с Богом всё можно суммировать одной фразой: «Я очень сильно тебя люблю, и Я никуда не уйду» .

И если можно выделить в Писании одно прилагательное, лучше всего определяющее Божью любовь, то это будет «непоколебимая» (3Цар.8:23; 2Пар.6:42; Пс.35:7; 41:8). В Нем нет непостоянства. В Нём нет ненадёжности. Он не отстранён. И это самое важное, что нам нужно услышать.

2. «Я чувствую твою боль»

Бог чувствует нашу боль в двух смыслах.

Во-первых, Бог чувствует нашу боль. Чувства Бога связаны с каждым нашим действием и переживанием: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30); также есть примеры эмоциональных реакций Иисуса, например в Иоан.11:35. Бог знает чувства, которые вы переживаете лучше и глубже, чем вы сами. Он поддерживает сами атомы, которые присутствуют в вашем расстроенном желудке, перенапряжённых нервах, текущих слезах - Он знает все эти чувства (Деян.17:28).

Во-вторых, Бог сам был предан. На самом деле, Он выбрал именно предательство как инструмент, через который Его любовь к нам должна была быть проявлена - из всего разнообразия он выбрал быть преданным любимым человеком. И именно поэтому Иисус возмутился в духе и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Иоан.13:21). Бог пережил предательство.

3. «Я предопределил это»

Когда я страдаю, мне хочется ослабить теологические винтики, которые закручивают в тиски мою голову: Бог не мог предопределить всё это, по крайней мере, если Он благ. Но мы должны запретить желанию нашего сердца перемещать источник нашего авторитета со Священного Писания на наши эмоции. Эмоции важны, но они не определяют внешнюю реальность. Наши горячие предпочтения относительно того, как Ему следовало бы управлять нашей жизнью, очень быстро могут превратиться в убеждённость, что Бог не может стоять за всем этим. Конечно же, если бы Бог управлял всеми этими событиями, то Он бы сделал всё по-моему.

Страдание вынуждает нас как-то примириться с эмоционально неприемлемой и неразрешимой реальностью: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе» (Ис.48:13). Нет ничего, что происходило бы вне Его все-поддерживающей и все-определяющей воли. Он благословляет и проклинает. Он даёт и забирает.

Суверенная власть Бога делает Его удобной мишенью для упрёков и обвинений. Но Он с сострадательным пониманием отвечает на обвинения любовью (Рим.2:4). И так же, как Бог, как добрый отец, принимает нашу несовершенную благодарность, Он принимает и наше несовершенное страдание, как наш терпеливый наставник. Он даже предопределяет наше несовершенное горе: «ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис.26:12).

4. «Страдание может продолжиться»

Каждый здравый христианин хочет пообещать самому себе в болезненных ситуациях: «Этому придёт конец» . Как однажды сказал Тим Келлер, идея о том, что Бог непременно прекратит ваши страдания в этой жизни является не только ложью и искажением, но и оскорблением миллионов людей, для которых Бог не прекращает множественные формы страдания.

Ключом для правильного понимания непонятных, изменчивых и невыносимых обстоятельств в этой жизни является не духовная самоуверенность, но духовный реализм. Может быть, нам хотелось бы, чтобы друзья Иова были правы, отводя Богу роль юридического рычага возмездия и вознаграждения. Тогда, по крайней мере, у нас был бы хоть какой-то мизерный контроль над нашим страданием. Тогда, по крайней мере, у нас была бы небольшая надежда на изменения в нашей беспомощности. Тогда мы могли бы принести Богу нашу невиновность и наши страдания и закричать: Предатель!

Предательство предполагает нарушение договорённостей. Но как бы нам ни хотелось включить преходящий внешний комфорт в Божьи обещания нам, Бог этого не говорил. Мы были обмануты комфортом Запада и собственной плотью. Правда в том, что Бог никогда не обещал нам комфорта или мирных обстоятельств в течении всей нашей жизни. Бог стонет и вздыхает вместе с нами: «Это не должно быть так».

Так какая же нам польза от Бога в наших страданиях, если Он их предопределяет и не обещает закончить? Моя привычная реакция на страдания: победить напором, бешено делая всё, что угодно, чтобы как-то исправить ситуацию или ослабить боль, или свернуться в комочек жалости к себе.

Как же нам следует встречать страдания? «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:52). Убрать мой меч? Но ведь надо сражаться в войне. Надо лечить болезни. Надо что-то сделать с болью в спине. Нужно выплатить долг. Нужно исцелить разбитое сердце.

Мы смотрим на отъезд Димаса жадными глазами: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2Тим.4:10). Это кажется лёгким выходом из страдания. Фессалоника звучит не так уж плохо. Но мы должны помнить, что куда бы мы ни пошли, в Южную Калифорнию или Фессалонику, или глубоко внутрь собственной скорлупы само-оправдывающей горечи по отношению к Богу - куда угодно, кроме Божьего лица - мы будем нести наши слёзы с собой. Мы будем нести наше страдание в своих сердцах. И будем находить кого-то, чтобы обвинять: самих себя, друга, начальника или жену. Эта временная жизнь есть жизнь слёз, потому что мы живём в мире греха. И придёт день, когда Фессалоника сгорит вместе с мякиной, а Бог, которого мы обвиняем, будет одним единственным, кто утрёт наши слёзы: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

5. «Я никогда не оставлю тебя»

Бог чувствовал себя оставленным Богом намного сильнее, чем вы или я когда либо сможем пережить. Иисус кричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46). Благодаря смерти Иисуса на кресте, мы никогда не ощутим того же отвержения, которое Он пережил в тот момент. Мы можем пережить «предательство Иуды» в своей жизни даже (или особенно) со стороны церкви. Многие люди, которые никак не могут поверить в то, что Бог благ, получили свои раны именно в церкви. И церковь не очень-то сильно помогает справиться с подобного рода ранами.

Иисус никогда не оставит нас. «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20). Возможно, вас пока не сильно вдохновляет это обещание. Возможно, у вас возникает ощущение, что принижается значимость серьёзных и важных чувств - минимизируется или игнорируется боль страдальцев, которые отошли от Бога потому, что чувствовали себя брошенными. Мы копаемся в наших грехах, чтобы найти причину, почему Бог оставил нас. Или же мы предъявляем Богу лист наших претензий: Вот факты. Ты не смог быть ни обеспечителем, ни пастырем, ни отцом. Как вообще ты можешь быть здесь со мной, во всём этом? Ты оставил меня!

Подписывайтесь:

Но Он никогда не оставляет нас. Он не уходит. Он не терпит неудач. «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лук.11:11). Он всегда остаётся с нами. Именно поэтому постоянство Его любви так важно. Он предлагает нам только один взгляд на наше страдание: взгляд вечности. И если Он меняет обстоятельства нашей жизни к худшему или к лучшему, это всё от Него. Это одновременно и горько и сладко. Бог прописывает горькие травы в нашу диету на этой земле. Некоторым в большем количестве, чем другим. Мы можем только ждать и молиться о милости и силе, нужной нам для того, что грядёт или существует сегодня.

Бог не предал нас. Мы нарушали завет с Ним много раз. И в Христе Он никогда не грозит нам пальцем осуждения, Он лишь предлагает нам своё теплое и незаслуженное нами объятие, снова и снова, даже в невообразимо трудных обстоятельствах. Господь, смилуйся над нами, грешными и страдающими.

Автор — Пол Максвелл / By John Piper. © 2015 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод —

Почему добрый Бог не оставил в живых моего сына?
1

Мой сын погиб, ему только 19.

Я не согласна с этим: Г-дь забирает раньше времени для того, чтобы души взятых им детей обрели спасение. Почему он не забрал тех, которые спровоцировали скоростные гонки на машинах. Он всегда понимал, что его машина не для скорости. Он отговаривал это делать, но мальчишеская гордость взяла верх.

Почему добрый Б-Г не оставил его жить кривого, косого, всего переломанного. Он валялся бы на больничной койке и понимал, что его спас Г-СПОДЬ. А сейчас что....

Мне стыдно жить, дышать, жрать, пить. Я, мать, живу, а мой ребёнок лежит в летней рубашонке закопанный в земле. Какое спасение он получил? Отчего спасал Всевышний тех двух пацанов, скинутых своей матерью с балкона?

Таких примеров можно приводить пачками каждый день. Никакой тайны и таинства в смерти нет. И церковь это понимает. Прекрасно понимает. Или... Или покажите мне это место, где душа моего Максима?

Зинаида
Россия

В таких страшных случаях, когда родители хоронят своих детей, невозможно найти слова утешения. Их - просто нет. И объяснений этому у нас - тоже нет. Никто из людей не в силах ответить, почему произошло именно то, что произошло.

И речь не идет о «тайнах» и «таинствах». Но - лишь о том, что человеку не дано в полной мере постичь смысл жизни души. Даже - при жизни, а после смерти, когда душа отделяется от тела и попадает в высшие духовные миры - тем более. Никому из смертных еще не удавалось заглянуть, как все устроено там, «наверху», и проследить путь конкретной души, покинувшей земной мир.

Не имею ни малейшего представления, как объясняет все эти процессы церковь. Чужими, нееврейскими религиями и их теориями никогда не интересовался и не интересуюсь.

Из нашей, еврейской традиции знаю, что Всевышний - Абсолютное Добро . Он определяет судьбы человечества и каждого человека - в частности. В том числе - и сроки, которые отпущены каждому из нас для жизни в земном мире.

Только Ему, создателю всего сущего (всех миров - «низших» и «высших»), если можно так выразиться - видна и известна целостная картина происходящего. Мы же в состоянии осмыслить и осознать лишь ничтожно малую ее часть. А потому - бесконечно далеки от того, чтобы понять суть Его замыслов.

Всевышний поставил перед нами определенные цели (в контексте данного ответа не считаю уместным о них говорить). Но никогда не ставил перед нами такую задачу - пытаться постичь Его и понять. И прямо сказал нам об этом через пророка:

«…Мои мысли - не ваши мысли, а пути ваши - не Мои пути» (Танах, книга пророка Йешаягу , гл. 55, ст. 8).

Все, чего мы достигаем, все, что у нас есть, все вокруг нас - реализация Его Воли. Его замыслы несут нам радость и горе. Иногда причиняют боль, очень сильную, порой - невыносимую боль. И мы живем с этим, продолжаем жить. Жить - с верой в Его Справедливость.

Бог меня отыскал,
Среди холодных скал,
Среди заблудших дорог,
Где я погибнуть мог.
Но Бог меня отыскал,
Среди холодных скал,
Среди заблудших дорог,
Где я погибнуть мог.

Он дал мне жизнь Свою,
Освободил от оков.
Славу Ему пою,
Славу во веки веков!
Ведь Он дал мне жизнь Свою…

Он есть мой лучший Друг,
С Ним мне не страшен путь.
Я всем скажу не тая:
«Любит Иисус меня!»
Ведь Он есть мой лучший Друг…

И даже если беда,
Рядом Христос всегда.
Любовью меня хранит, –
Моё упованье и щит!
И даже если беда… God found me ,
Among the cold rocks ,
Among the lost roads,

But God found me ,
Among the cold rocks ,
Among the lost roads,
Where I could have been killed .

He gave me his life ,
Freed from the shackles .
Glory to him sing ,
Glory for ever and ever !
After all, He gave me His life ...

He is my best friend ,
With Him I are not afraid of the way .
I "ll tell everyone not melting:
" Jesus Loves Me ! "
After all, he is my best friend ...

And even if the trouble ,
Near Christ always .
Love keeps me -
My hope, and the shield!
And even if the trouble ...

– Приветствую, ты чего такой хмурый?

– Чему радоваться? Болячки достали, дома каждый день проблемы, давление прыгает, везде все дорого. Кому начинаешь рассказывать, то в ответ такого наслушаешься, что и жить не хочется. И вообще, в пропасть катимся.

Знакомый диалог? Для многих не только знаком, но и ежедневно актуален. Увидеть сегодня с утра изначально хмуро-унылое лицо, которое всем недовольно и на вопрос «Что случилось?» отвечает ворохом жалоб и обвинений, проблемы не составит. Это, к сожалению, объективная реальность, имеющая свойство активно прогрессировать. Прогресс этот и итог свой имеет: он превращается в озлобленность, недружелюбие и поиск виновных. Дело доходит до обвинений всех и вся, причем крик «Почему Бог меня (нас) оставил?!» уже и в храме Божьем раздается.

Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом

Удивленно смотрят на тебя даже прихожане, когда говоришь, что одним из самых повторяемых Христом слов было: «Радуйтесь!», а евангельский призыв Спасителя, который мы на каждой Литургии поем – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф.5:12), воспринимается лишь как историческая данность того давнего апостольского времени.

Да мы и сами все меньше видим вокруг себя улыбок и радостных взглядов. Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом. Попробуйте дойти до работы, радостно улыбаясь каждому встречному… Знакомые удивятся, чужие – у виска покрутят.

И не мудрено, нам ведь с начала этого века князь мира сего и его клевреты упорно вбивают свой «основной принцип» жизни: удовлетворение тела – превыше всего. Для того чтобы об этом не забывали, практически все СМИ, и, прежде всего, телевидение работает только по одному шаблону: красивая, яркая, утверждающая реклама и трагические новости со скорбной аналитикой.

Причина этого … – телесная и духовная лень

Прежде, чем оставить в стороне сугубо светский мир и тех, для которых колокольный звон – очередной раздражитель, а храм Божий только лишь место, где преподаются «услуги культа», хочется сказать следующее: трудно оценивать жалобы, тоску, унылые лица и озлобленность на всех и вся, когда видишь, что человек зациклен только на себе.

Как-то несерьезны эти крики и стенания на плохую жизнь, когда количество активно торгующих всем и вся лавок стремительно растет, мусорные кучи от съеденных упаковок продуктов за неделю превышают возможности его уборки, а дорогу, даже в нашем провинциальном городе, перейти практически невозможно из-за обилия личного транспорта. Да и средняя внешняя упитанность свидетельствует, что причина раздраженного уныния и озлобленности внешнего мира одна единственная – телесная и духовная лень.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям

Почему мы не столь давно умели радоваться, смело смотреть в грядущие годы, а сегодня уныние и дитя этого уныния – злоба – столь распространены? Лучше жили, пили, ели, одевались? Отнюдь. Хуже. Но уныния не было, даже в те древние времена, когда апостолы в простых хитонах и босиком по земле ходили. Призрачной оказалась цель того недалекого, ушедшего общества, а новые реалии привнесли лишь принцип «бери, пей, веселись», начисто убрав главное – «трудись!»

Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Скука унынию внука, а лености – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». В этих словах самое главное лекарство от унылых лиц на фоне красочных реклам.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям. Вот и нужно служить. Сейчас же под видом неправильно понятой свободы, что, мол, «прислуживаться тошно», не служат вовсе.

Философ Соловьев хорошо говорил, что народ – это не то, что он задумал о себе во времени, а то, что Бог задумал о нем в вечности. Чтобы победить уныние, нужно отказаться от навязываемых нам безбожным обществом привычек и стереотипов, поставить во главе угла Бога, и ситуация кардинально изменится.

Вспомните древнего счастливого философа Диогена, сидевшего в бочке. К нему подошел великий Александр Македонский и сказал, что преклоняется перед его умом и здравомыслием и готов выполнить любую его просьбу: «Хочешь прекрасный дворец, богатство, рабов... Все, что угодно?» Диоген же только попросил царя: «Александр, отойди, ты заслоняешь мне солнце». Так Диоген язычником был, а мы Христа знаем, но многие ли из нас на предложение «просто так» получить деньги и удовольствие скажут: «Изыди, ты мне Бога заслоняешь!»?

Как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Чтобы победить уныние, необходимо отказаться от навязываемых нам лукавым привычек и стереотипов. Мы же и в храм Божий большей частью приходим Бога просить. Да, что там просить! По всей Руси великой вопль стоит: «Господи, дай!».

А потрудиться Богу постом, молитвой, трудом, прежде чем просить, не надо? Радуемся ли мы, что Бог и сегодня утром позволил глаза открыть и мир Его с нашими родными и близкими увидеть? Благодарим ли Его за это? Не многие ответят «да» на этот вопрос. Так как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Можно плакать пред Богом, просить и упрашивать, можно выть и стенать со своими проблемами пред Ним, можно вообще нагло требовать у Бога чуда. Но как же быть с самой высшей молитвой – благодарением?

Спросите у любого священника, какие молебны он чаще всего служит? Вам перечислят молебны о болящих, о путешествующих, об успехах в делах начинаемых и так далее. То есть все просящие и умаляющие с основным глаголом «дай!». А где же «благодарю»? Почему столь редки молебны благодарственные?

Оттого и унываем, что только на себе любимом зациклены.

Увы. Потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает

Уныние, в отличие от печали, прежде всего, связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Не зря этот смертный грех святые отцы называют «бесом полуденным», то есть тем состоянием, которое тебя днем одолевает. Днем ведь, по определению Божьему, трудиться надобно, а любовь к труду напрочь отсутствует.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Не столь давно поделились со мной вот таким диалогом.

Прихожанин заявляет священнику:

– Лень одолевает. Батюшка, что делать-то?

– Борись с ленью, – отвечает священник.

– Так лень бороться, – уныло констатирует спрашивающий.

Не улыбку вызывает данный софизм, а констатирует четко и определенно, что потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает.

Унылость наших лиц и душ – штука нами самими приобретенная и кроме нас, с Божьей помощью, конечно, этого «беса полуденного» никто не изгонит.

И в качестве действенного средства по борьбе с унынием хочу предложить известную молитву, в которой сочетается как просьба, так и благодарность Творцу.

Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.