Глаза

Презентация что такое культура речи. Культура речи и языковая норма презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются

Слайд 1

Культура речи
«Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». Вольтер.

Слайд 2

Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру - культуру речи - одно из важных условий успешной коммуникации. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются: 1) правильность речи, нормативность(как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка), 2) речевое мастерство, коммуникативность(как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно), 3) соблюдение этикета - норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Слайд 3

Задание: найдите ошибки и исправьте их
Люди, которые повязли в лени, много теряют. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Я прекрасно провел лето в сельской деревне у своей бабушки-старушки. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Он любил слушать лестные комплименты. Она опять получила денежный штраф.

Слайд 4

Слайд 5

Исследователи определяют несколько типов речевой культуры - от элитарной до просторечной.
Речь представителей элитарного типа речевой культуры - соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности; - отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи; - свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения; - знанием и использованием риторических правил общения; - ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения; - постоянным пополнением своих знаний; - проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.

Слайд 6

Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно: - менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок; - зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний; - удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке; - злоупотребление книжными и иностранными словами; - владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых - научным, для журналистов - публицистическим и т. д.; - ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;

Слайд 7

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речь - важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Слайд 8

Задание: определите, к какой социальной группе относится участники диалога?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: “Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, Милая Груша, меня не забудь. Васятка”. Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: “Составьте иначе. Вы взрослый человек. Не в детсаде” – “Почему?” – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!… Вы, наверное, подумали…” - “ В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст”. Чудик переписал. “Приземлились. Все в порядке. Васятка”. Телеграфистка сама исправила два слова: “приземлились” и “Васятка”. Стало: “Долетели, Василий”. – “Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?” –Ну ладно, – сказал Чудик, Пусть так будет.

Слайд 9

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности. Внешняя речь - это речь, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде: монолога и диалога

Слайд 10

Монолог - развернутый вид речи, произносимый одним говорящим, подчиненный одной теме, определенному замыслу, имеющий свою композицию, обладающий относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовится заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется).

Слайд 11

Выделяют следующие типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования: - начало события, - развитие события, - конец события.

Слайд 12

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята. Хозяйка посчитала цыплят - ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

Слайд 13

Задание: составьте монологическую речь с последовательным использованием следующих слов:
Рюмка; велосипед; забор; терпение; календарь

Слайд 14

монолог - рассуждение, для которого типичны
синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: - тезис (основная мысль), - доказательство, - вывод. Например. Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

Слайд 15

монолог-исповедь,
который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений. Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало... Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы. Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Слайд 16

Диалог- разговор двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативной, то есть связанной с обстановкой, в которой протекает; реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей).

Слайд 17

Задание: выбрать собеседника и составить с ним диалог с использованием слов:
Позитивный; Труднопреодолимый; Непрекращающийся; энциклопедический

Слайд 18

Речь в межличностном общении
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом общающихся, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга» легко осуществлять обратную связь. Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Формы коммуникативной тактики: включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Слайд 19

Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает из-за неспособности человека высказать себя, выразить внутреннее Я.
Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.


Правильность

Богатство

Качества хорошей речи

Логичность

Выразительность

Точность


Правильность речи – это прежде всего её соответствие нормам литературного языка: орфоэпическим и акцентологическим (правильное произношение и ударение), лексическим (правильное употребление слов), морфологическим (правильное употребление различных форм слова), синтаксическим (правильное построение предложения). Правильность речи – это фундамент для хорошей речи.

Богатство речи связано со

словарным запасом

человека, с использованием

всевозможных языковых средств.

Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.


Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.

Важнейшее условие точности – соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.





Правильность, чистота и богатство речи связаны

со знанием языка.

Точность, логичность связаны с мышлением.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо считается неприличием.

А.П.Чехов

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.

Заповеди речевого этикета

1 слайд

Культура речи. Нормы языка Культура речи – это владение нормами и богатствами языка для выражения своих мыслей. Нормы языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи. Нормы языка устанавливают: 1. Произносительная норма как правильно произносить слова и ставить ударение: серде[чн]ый удар,серде[шн]ый друг, вéрба 2. Словообразовательная норма как правильно образовывать слова: наблюдатель (но не наблюдальщик), рецензент (но не рецензист) 3. Орфографическая норма как правильно писать слова: антенна, коснуться 4. Морфологическая норма как правильно образовывать формы слов: плать-ев, помидор-ов 5. Синтаксическая норма как правильно строить предложения: Я соскучилась (по ком?) по ним (но не по них). 6. Пунктуационная норма как правильно расставлять знаки препинания: Когда наступила ночь, все голоса прекратились.

2 слайд

Качества речи Качества речи правильность (достигается соблюдением языковой нормы) точность логичность богатство чистота уместность выразительность

3 слайд

Точность речи Точной речь бывает тогда, когда мы хорошо знаем то, о чём говорим, и подбираем для этого нужные слова. ! Незнание точного значения слова ведёт к неверному его употреблению в речи. горделивый характер гордый характер Но! горделивая осанка горючее желание горячее желание Но! горючее вещество нестерпимый человек нетерпимый человек Но! нестерпимая боль

4 слайд

Логичность речи Логичной является такая речь, в которой мысль излагается последовательно; слова, предложения и части предложения связаны между собой по смыслу. Нарушение логичности речи: У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака. Она увидела возле стада волка. У нашего пастуха есть помощница – небольшая собака, которая охраняет овец. Однажды она увидела возле стада волка.

5 слайд

Богатство речи Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и сочетания слов. Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи. Я был свидетелем рождения мороза; как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, покрыл лужицы тончайшим стёклышком.

6 слайд

Чистота речи Чистой называется такая речь, в которой не употребляются: лишние слова юный мальчик первая премьера стоящие рядом однокоренные слова рассказывать рассказ нарисованный рисунок просторечные слова откудова ихний

7 слайд

Уместность и выразительность речи Уместной называется речь, слова и выражения которой подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим и пишем. Выразительной называется образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя.

8 слайд

Диалог и монолог Диалог – это разговор двух лиц. Монолог – это речь одного лица. – Вы? – Я. – Глазам своим не верю! – Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал. – Конечно, конечно. Я очень рад. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния. ! Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

В определении подчёркнуто три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Нормативный аспект культуры речи

Литературный язык

Нормативный аспект культуры речи связан с литературным языком.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от разговорного.

Становление современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднородным. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного языка.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Литературный язык – это то, посредством чего создаётся, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Литературный язык – это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык.

КОДИФИКАЦИЯ

Кодификация – это закрепление норм и правил языка в словарях и грамматиках. Кодифицированные нормы языка – это те нормы, которым должны следовать все носители языка. Любая грамматика языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование.

Культура речи начинается там, где язык как бы «предлагает» выбор для кодификации: (кило ´метр - киломе´тр). Язык не остаётся неизменным, он постоянно нуждается в норматировании (19 в.

– матерь, дочерь, 20 в. – мать, дочь).

НОРМА

Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов употребления как рекомендуемого и предпочтительного. Норма подразделяется на императивную (обязательную) и диспозитивную (вариантную). Императивная норма предусматривает жёсткий выбор одного варианта как единственно правильного (ложить – неправильно; класть

– правильно). Диспозитивная норма предусматривает выбор вариантов, два из которых признаются нормативными (маневр - манёвр).

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Коммуникативный аспект культуры речи – это изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения. Главное требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют

поставленные коммуникативные

Главная функция этического аспекта культуры речи

контактоустанавливающая. Этическая основа культуры речи – это речевой этикет. Этические нормы касаются в первую очередь обращения на ты или вы, выбора полного или сокращённого имени, выбора обращений и способов приветствия и прощания.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль этических норм в общении можно прояснить на примере сквернословия. Это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что такое язык?

2. Расскажите об истории происхождения языка.

3. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

4. Докажите, что язык является знаковой системой.

5. Что такое речь?

6. Что такое культура речи?

7. Что такое литературный язык?

8. Что такое кодификация?

9. Что такое норма?

10. Расскажите о коммуникативном аспекте культуры речи.

11. Расскажите об этическом аспекте культуры речи.

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания.



МОНОЛОГ – это речь от 1-ого лица, сообщение сделанное одним лицом другому (рассказ о событии, рассуждение, пересказ, самохарактеристика и др.). КУЛЬТУРА ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГА: Необходимо провести подготовительную работу над словом, содержанием высказывания для того, чтобы монолог был уместен, лаконичен, выразителен. Монолог должен содержать новую информацию для слушателя. В итоге следует дать оценку высказыванию или услышанной информации, но не говорящему.




КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.


ПОЛИЛОГ (от греч. «многочисленный разговор») – это разновидность диалогической речи, для которой характерны ситуативность, спонтанность, а также синхронность речевой активности говорящих. Обсуждение литературного произведения, спектакля, события; «Круглый стол»; Научная дискуссия; Ролевые игры и др.


КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА: Участие каждого в общении; Благоприятные условия для общения; Коммуникативность заданий (наличие вопросов уточняющего характера); Формирование общих учебных умений; Активное использование разных суждений и мнений; Использование личного опыта говорящих в обучающих целях; Создание ситуаций для использования аудио и видеозаписей; Учёт специфики возрастных особенностей аудитории; Отработка речевых умений и навыков в рамках свободного общения.









ЗвонЯт или звОнят? Упражнение 1. Проговорите все формы глагола "звонить" ("позвонить") несколько раз (6-7 раз), чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм. ЗвонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт, позвонИть, позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм. позвонИте, позвонЯт. Упражнение 2. Устно вставьте в предложения слово "звонить" ("позвонить") в нужной форме. Проговорите каждое предложение по 3 раза. 1. Опять (что делает?)... телефон. 2. Он мне нечасто (что делает?) Мама всегда (что делает?)... мне и спрашивает, где я. 4. Кому ты сейчас (что делаешь?)...? 5. Вы сейчас (что делаете?)... в поликлинику? 6. Сергей Петрович, поднимите трубочку, Вам...! 7. Ты мне (что сделаешь?)... завтра вечером? 8. Спасибо за предложение. Мы вам обязательно (что сделаем?) Вы мне (что сделаете?)..., когда будет всё готово? Упражнение 3. Подберите однокоренные слова к слову «ЗВОН».


Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Оформление «УГОЛКА ГРАМОТНОСТИ» в методическом кабинете ДОУ, где для общего пользования представлены словари, справочники. Оформление стенда «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» для педагогов и родителей. Самоанализ занятий по материалам видеозаписи с заполнением речевых памяток.