Гимнастика

Небополитик А. П. Девятов об образе Царства Правды, предречённого России в результате преображения. Андрей девятов. мечта россии – царство правды. точка зрения соображения на предмет организационных форм и устава

В 1991 году, после полной победы США над СССР в «холодной войне», краха восточноевропейского «мира социализма» и посрамления мира ислама в «войне в заливе» в общественном обороте появилось слово «глобализация». Это слово стало характеризовать процесс перехода жизненного уклада на Земле в так называемое постиндустриальное общество формулой «сведения из множества в одно» (E PLURIBUS UNUM). При этом, приведение разнообразного мира, разделенного границами государственных суверенитетов, к единому осмысленному управлению стало пониматься как предреченная цель исторического процесса (ANNUIT COEPTIS). Соответствующая символика с римскими пояснительными надписями изображена на современной купюре в один доллар США.

По нашей оценке, процесс глобализации рассчитан, примерно на пол градуса Зодиака - 36 лет: с 1991 по 2027 годы, после чего в цикле перемен в мир заново придет «Орда», наступит «новый мировой порядок» (NOVUS ORDO SECLORUM). А «Белое царство надежды» будет существовать параллельно глобализации примерно 12 лет с 2015 по 2027 гг. и будет упреждать «тысячелетние царство» на земле «яко на небеси», 2044год, на одно поколение. В терминах Писаний иудейских, христианских и исламских пророков появлявшихся на Земле в годы заканчивающейся ныне космической эпохи созвездия Рыб (длилась 2160 лет) с энергетическим центром, прилегающим к Средиземному морю полосой от Нила (Египет) через Иордан (Иудея) до Ефрата (Вавилон), грядущее «тысячелетнее царство» именуется «новое небо и новая земля». В современном научном понимании опирающимся на теорию поля и «кондратьевские волны» экономической и социальной жизни, эпохальные перемены на Земле будут связаны со вступлением человечества в сороковых годах XXI века в 7-ой технологический уклад информационных «нано» и «био» технологий и открытием невидимого пока мира «информационных полей». При этом энергетический центр планеты начавшейся космической эпохи Водолея вместе с осью прецессии будет перемещаться из полосы «Царства Великого Израиля» от Нила до Ефрата в полосу сказочного «Белого Царства» от Валдая до Алтая. А Белый Свет – это сумма всех цветов радуги.

Объективно глобализация стала отождествляться с политикой «однополюсного мира» проводимой единственной на конец ХХ века сверхдержавой – США на основе Западных ценностей прав личности, её комфорта, все более полного удовлетворения материальных потребностей (потребления материальных благ) и, соответственно, расширенного производства этих благ.

В условиях индустриального общества расширенное производство обозначило «пределы роста» связанные с исчерпанием природных ресурсов, загрязнением среды обитания и невозможностью обеспечить одинаковый уровень потребления благ всевозрастающему в численности человечеству.

Рационально-волевой подход к миру свойственный сознанию западных европейцев давно привел гроссмейстеров глобализации к выводу о том, что «на всех всего не хватит» и нужно позаботиться, прежде всего, о себе. Резервы же пространства, недр, питьевой воды, дикой природы для народов, внесенных в титул «золотого миллиарда», справедливо можно взять у государств, которые их имеют в избытке для собственного потребления.

В разряд таких государств была зачислена Россия, пространства и недра которой гроссмейстеры глобализации предназначили для растаскивания на уделы кормления других стран и народов. Препятствием на этом пути выступает российское государство – единственный орган функционально призванный отвечать за благо народов России. Развал этого государства коррупцией и деморализацией стал задачей гроссмейстеров глобализации и успешно решается под лозунгами открытого общества либерал-демократии, методами етно-конфессиональных и социальных расколов, с опорой на «партию измены».

Россия как многонациональное государство держится на особенности мировосприятия русских, которые в архетипе пронесли из глубин веков троично-гармоничный тип сознания, сочетающий логику сопоставлений и противопоставлений ума (как на западе) с чувством нерасчлененного на части иррационального и интуицией «воли Неба» (как на востоке). Такой тип сознания позволяет отойти от западноевропейского противоборства «свой/чужой», преодолеть симметрию балансов и противовесов в политике и собирать гармонию как соразмерность многих неравновеликих частей целого, через усвоение, а не покорение.

Однако, ценность «ВЕЛИКОЙ ГАРМОНИИ» как заветное будущее общежития на земле из древности пронесли не русские, а обитатели «поднебесной» - китайцы. В некоторой степени эту ценность бессознательно сохраняют и воспринявшие китайскую традицию японцы, корейцы, меньше вьетнамцы. Во всяком случае, тип сознания этих народов «объемлет в одно» несовместимые для европейца вещи: культ предков с реинкарнацией души, коллективизм и индивидуализм, деятельный прагматизм и созерцательность. «Поднебесный» тип сознания «объемлющий в одно» соответствует вектору глобализации по-американски «из множества в одно», но различен в принципе единения!

Западный, всегда и все противопоставляющий, «иафетический» тип сознания утверждает: «кто не с нами, тот против нас», а стереотип поведения предписывает, чтобы противник был уничтожен, его труп – ограблен. Западному типу близок южный, семито-хамитский тип, где покоренному противнику следует выколоть левый глаз и обратить в раба. Глобализация здесь, наверное, примет вид «неорабства».

«Поднебесный» тип сознания исподволь тянется к гармонии. Убивать противника не надо, достаточно, чтобы он «потерял лицо» и признал «формальный вассалитет» победителя. Русский же тип сознания вообще прощает врага и сажает его с собой за один стол на общей поминальной тризне по погибшим. Глобализация здесь принимает вид «неосоциализма».

Поскольку увидеть вещь в целом и объяснить её устройство, находясь внутри системы невозможно, заветную «великую гармонию» неосоциализма, которая по «воле Неба» одолеет и хаос, и несправедливость глобализации неорабства «свой/чужой», можно лишь взглядом со стороны, а ещё лучше – взглядом сверху.

Эту задачу дерзнула взять на себя «Академия Небополитики»®, зарегистрированная не как научное учреждение или фонд, а как общество с ограниченной ответственностью, «фабрика мысли», производящая на продажу интеллектуальные продукты умозрительного характера.

Однако взгляда сверху для собирания «великой гармонии» недостаточно. Требуется и взгляд изнутри, проникновение в картины мира и системы ценностей народов разных типов сознания и соответствующих цивилизаций, требуется разведка тайных знаний сохранившихся по частям, подъем их из бессознательного архетипа на уровень осознания ПРАВДЫ ЖИЗНИ.

Известно три способа проникновения в тайну целого, прикосновения к «правде истинной»:

1. Способ «Божественного откровения», по научному – эвристически.

2. Способ «охвата целого в образе», через притчи, басни, пословицы.

3. Способ «различения знамений», через символы, знаки и признаки.

Все три способа вместе есть инструменты разведки, а не науки, ибо они соединяют рациональное с иррациональным.

Разобравшись с устоями сознания и системой ценностей народов разных типов сознания (их всего 12) и так охватив мир в целом, можно успешно строить «великую гармонию», а именно:

Убедительно отвечать на «злые происки» врагов гармонии. Разоружать логику борьбы на уничтожение или порабощение. Нейтрализовывать смыслы атак на чужие ценности. Защищать разнообразие ценностей. Воодушевлять здоровые силы духом созидания «общего блага».

Принудить одинаково мыслить людей разных типов сознания нельзя.Действовать одинаково – можно и без принуждения!

Однако важно не только управлять ситуацией через смыслы, но и делать это своевременно. Своевременность же управления невозможна без признания цикличности бытия. То есть для своевременных действий в политике и бизнесе нужно выявлять периоды волн исторического поля и строить модели перемен в циклах.

Решение указанных задач требует особого, по сути разведывательного органа, который можно было бы назвать «Институт Правды».

В информационном обществе нематериальные активы по роли, месту и значению в жизни будут дороже натуральных стоимостей вещей. Войны информационного общества будут преимущественно войнами смыслов. Поэтому Институт Правды в результатах своих наработок будет делать тоже, что и оборонно-промышленный комплекс индустриального общества.

Формула Маркса: «Оружие критики не может одолеть критику оружием. Материальная сила должна быть сломлена материальной же силой. Но и теория становится материальной силой, когда она овладевает массами», - была справедлива для индустриального общества. В постиндустриальном информационном обществе, когда война будет вестись не столько на сухопутных и морских театрах военных действий, сколько в устоях сознания людей, «оружие критики» вообще может воспретить «критику оружием».

Иными словами «Оружие Правды» в руках даже небольшой группы единомышленников с русским троично-гармоничным типом сознания приобретет исключительно важное значение в войнах информационного общества. Неизбежных войнах смыслов и ценностей неорабства и неосоциализма, глобализации «для себя» и глобализации «для всех».

Можно полагать, что в информационном обществе основные сражения развернутся между Правдой и кривдой целей и ценностей мировых проектов, выражающих целеполагание разных типов сознания и выросших из них цивилизаций. Правда (соль) будет прикрываться мерами стратегической дезинформации и стратегической маскировки (сахар). Но для верных решений «лучше горькая правда, чем сладкая ложь ». Атаки же на чужие ценности давно проводятся методами фальсификации сознания. Заблуждение давно достигается концептуальными ловушками. В условиях массированной дезинформации и фальсификации сознания людей, слово Правды будет заглушено помехой и утонет в мусоре шумов. То есть, нейтрализовать вред навязанной программы фальсификации сознания людей возможно не через противоборство, а через утрирование: запуск «огорчительных ответов» на задающие информационные сообщения, которые будет доводить навязываемую неправду до абсурда и так превращать трагедию фальсифицированного сознания в фарс.

В информационном обществе та или иная сила существует лишь, если производит информацию и присутствует с этой информацией в информационном поле документооборота властей, аналитических подразделений бизнеса, специальных журналов экспертных сообществ, электронных и печатных СМИ, на книжных прилавках. Академия Небополитики «всем сердцем и всеми помыслами» делает это своими интеллектуальными продуктами.

Что же касается управления политикой в «Белом Царстве Правды», то Академия Небополитики, наподобие оперативного управления генерального штаба, призвана загодя наработать для него комплект оперативных планов на разные случаи жизни. Публикуемые «Труды Академии Небополитики» излагают доктрину, стратегии и оперативные планы этого «царства надежды» в части касающейся народа.

Небополитики без доказательств верят многочисленным пророчествам о том, что на Руси в предконечные времена должна появится «Держава Белого Царя» или иначе сказочное «Тридевятое царство». Небополитики знают, что это будет «Царство Правды». По расчетам оно будет на одно поколение –28 лет упреждать достижение целей глобализации в варианте «великой гармонии» и послужит образцом благоденствия для всех народов «царства хлеба, зрелищ и растления» по действующему варианту глобализации «свой/чужой».

На «все про все» проекту создания «Белого Царства» историей будущего отпущено 10 лет. К 2015году «Царство Правды» должно быть создано: команда единомышленников должна будет к этому сроку проложить в умах и сердцах неравнодушных путь к престолу этого «царства внутри нас». А правда начинается в себе: с осознания лица, совести, долга, справедливости.

Белый Царь – это помазанник Божий, а вовсе не избранник людей общества потребления материальных благ либо ставленник политических сил, кланов или конфессий. Поэтому Белый Царь сам возложит на себя венец духовной, светской и военной власти «не от мира сего». Истинной власти согласия и служения правде по существу, оставив формальную законодательную, исполнительную и судебную власть в покое существующему государству. «Радиус личности» Белого царя определит пределы «Белого Царства». По православному преданию, «не силы Белого Царя, а правды его» убоятся все «прислужники зла» и даже антихрист.

Государство Российской Федерации образца 1993 года поражено злом, коррупцией и деморализовано корыстью. Ценности жизни переведены в разряд цены: те, у кого денег нет, страдают от чувства собственной неполноценности, а те, у кого денег много, страдают от потери смыслов, распада семьи, личности. Террористические акты и контр-террористические операции прикрывают эту безрадостную картину и нужны для того, чтобы человек не видел истинных причин своих несчастий.

Итоги приватизации общенародной собственности и «обналичивание итогов приватизации» с переводом денег за рубеж в «первоклассные мировые банки» есть главная государственная тайна либерал-демократии в России (экономической теории Гайдара – Чубайса и олигархической практики Абрамовича – Фридмана). Однако «царство лжи» не устоит перед «царством правды».

Недалеко время, когда физические и логические поля, как информация о структуре и состоянии среды, окружающей заряды и массы, откроется пытливому взору ищущих правду жизни. Препоны познания трансцендентального падут и реакции живого на живое, интеллекта на интеллект, все взаимодействия (отражения) объектов как образы знания на темном фоне неведомого вдруг смутно проявятся в одухотворенной материи мозга. Невидимое неразрывное целое мира станет явным, тайная информация «в себе» присущая самой природе, станет измеренной и доступной чувству информацией «для нас», адекватно «нано» и «био» отраженной в сознании людей. В одночасье вдруг станет ясно, что в системе материя-информация жизнь вечна. Для безмятежности останется только спастись от «стирания информации» о своей личности в памяти прошлых и будущих поколений «древа жизни», не попасть в информационный мусор «древа знания».

Человечество, как и две с лишним тысячи лет назад, вновь переживает смену космических эпох. Потрясения от нового состояния неизбежны, а опыт предков за давностью лет забыт. Сохранившиеся эзотерические тайные знания не гарантируют однозначность подсказок для действий, ибо зашифрованы и разрознены в разных цивилизациях. Верен лишь заповеданный принцип спасения для жизни вечной: нужно быть в ладу с совестью и искать правду. Не многие способны дойти до конца правдоискательства, но устремление к поиску доступно всем. В «Белом Царстве Правды», наверное, лишь небольшая группа новой знати доберется до точного знания «правды истинной», однако вокруг каждого из них, как предречено, спасутся тысячи. Здесь надежда для всех! В этом смысл аристократии духа новой знати постиндустриального информационного общества. А знать – это быть способным давать вещам свои имена, а не списывать чужие на той «контрольной работе», которая опять предложена человечеству на пути истины и жизни.

(В сокращении.)

Историю творит человек, которому для поднятия духа созидания нужна яркая, ясная, правдивая и реальная цель: пленительная Мечта о «рае на земле» способная поднять народ на титанические свершения. Небополитика дерзнула решить эту сверхзадачу: кратко изложить исконные ценности и чаяния Святой Руси и тем заложить краеугольный камень нового порядка на пути преодоления самого фундаментального кризиса современности - кризиса будущего.

Так вот, Мечта России - это русский миф о Тридевятом царстве, как идеальный первообраз нравственного общежития .

Чтобы как-то представить, что это такое - сказочное Тридевятое царство - достаточно оглянуться на пройденный путь с позиции «возвращения на круги своя».

«Рай на земле» - это и есть образ Тридевятого царства как на небе. Достижение такой жизни «как на небе» связано с заветным «новым небом и новой землей» по-научному: антропологическим поворотом середины XXI в. от Р.Х.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам», - вот точная формулировка Нового Завета по благовествованию от Матфея (6:33) в отношении смысла земных дел до представления души ко Господу уже в Царствии Небесном.

Когда же наступит срок обетованного «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:33) науке откроются «тонкие поля»: «мир невидимый станет видимым» и «будет Бог всё во всем» (1 Кор.15:28), тогда и проявится Тридевятое царство.

Что же касается предреченного для России на короткое время - 12-15 лет - Преображения в «Царство Правды - Державу Белого царя», как царство-предтечу - образец иначе возможного пути развития «мира сего», то здесь образом Преображения выступает сказочная Царевна Лебедь (Россия - женская душа).

Таким образом, предреченное такими русскими православными провидцами как Вещий Авель, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и другие для России предконечных времен «радость на короткое время» - 12-15 лет - Царство Правды выступает заветной целью: «перед концом будет расцвет», - единой и для православного старчества; и для русских националистов; и имперцев, и евразийцев; и даже для скрытых в коридорах новой власти наследников Русского Клуба в составе ЦК КПСС. Расчетный срок воплощения смыслов этого желанного «царства надежды» в государственном строительстве России: 2015 - 2027 гг. или, плюс один космический час - три года: 2017-2032 гг. Ибо «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32).

Небополитики называют грядущий Евразийский Союз «Новой Ордой, повторившейся сызнова» и понимают, как новый порядок здравого смысла и справедливости, когда по периметру пожар и хаос. Без упора на идеологию, но с четким обозначением границ дозволенного. С частной собственностью прирожденных дельцов , но при доминировании воинов (не по контракту, а по вере и правде: зову сердца) и с крепкой духовной властью жрецов - создателей и управителей смыслов: интригой, разводкой, психоинженирингом. Суть триадная круговая порука : артель, рота и аристократия духа с заповеданной этикой: сначала возлюби ближнего, а потом себя.

соображения на предмет организационных форм и устава

Победа в войне смыслов на уровне ценностей народов не западных цивилизаций, которым и предречено на короткий срок, 12 лет, жить в «Царстве Правды», требует верных символов. Ибо Символ - это то, что соединяет, тогда когда Диавол - это тот, кто разъединяет.

В нашем вопросе символами будут гимн, флаг, герб, устав, присяга.

Само же имя - «царство» тянет из памяти поколений подсказку образа победы в войне смыслов. Осталось вернуться на круги своя.

Откручивая назад витки развития нашего «Богом хранимого» Отечества, видно, что импортированная из стран заката (Запада) либеральная демократия во главу угла системы жизнедеятельности страны поставила «конституционный строй» на основе писаного закона. А практика жизни показала, что закон подавил благодать.

Упор же на римское право привел к тому, что интересы - государственные, национальные, клановые, личные - выдавили моральные ценности. И тогда в РФ бездушная Болонская система образования, массовые культура и информация исподволь стали прислуживать «аморальному интернационалу» лихоимства.

С течением времени обнажилась горькая правда: инстинкты комфорта сытого тела и лихва с «жаждой злата» подавили «души прекрасные порывы». А дух радости жизни «хлебом насущным» (достатка без излишеств) растворился в дьявольских искушениях «все более полного удовлетворения материальных потребностей».

В индустриальном обществе труда и капитала все более полное удовлетворение материальных потребностей до сих пор происходит инструментом лихоимства: взиманием ссудного %% на кредит.

Поэтому и объявленный в СССР параллельно с покорением космоса «моральный кодекс строителя коммунизма» оказался пустым звуком. Ибо в основе этики хозяйства остался кредит. А покорять космос и создавать материальную базу кредитом можно и даже очень эффективно (лихо), а вот исправлять системные сбои в обычаях и нравах инструментом кредита нельзя. Для работы души нужна другая энергия. Нужна святость и тяга не к злату, но к мечте!

Открутив ещё один виток развития нашего Отечества назад, увидим, что при Ленине - Сталине энергию душе давала «мечта человечества» о справедливой жизни для всех. Опорой системы тогда была номенклатура (кадры решают всё). А для номенклатуры наипервейшим документом был не уголовный кодекс (советский закон), но устав партии ! Здесь и ответ на вопрос: откуда успехи строительства реального социализма и откуда брался Дух Победы.

Открутив ещё один виток развития нашего Отечества назад, окажемся в Российской империи, которую создал Петр I Великий. Он «прорубил окно» в Европу и там обрел энергию модернизации. Опорой системы стал Табель о рангах . А мораль держалась за счет обостренного чувства дворянской чести , где вопрос правды отдавался не в руки писаного права. И даже не суду присяжных, но только провидению: вопрос правды решал поединок (дуэль).

Еще один виток развития назад и мы попадаем в Святую Русь. В царство , которое на обломках Единого государства разных племен и народов - Золотой Орды, создал Иван III. А царем стал Иван IV Грозный. Систему царства упорядочивали разрядные книги . Был и писаный закон - «русская правда», затем Судебник. Однако мораль (святость) держалась не на писаном законе, но на благодати. Суть: жизни по Воле Неба: «яко на небеси и на земли» . И царство земное по модели с Царством Небесным было самоподдерживающимся самодержавием Белого царя - отца народа и хозяина земли русской.

Финансовую основу хозяйства и в Орде и в Святой Руси составляла не лихва, но десятина и складчина . В современной терминологии такой тип хозяйства называется фондовыми механизмами долевого участия. Устав о процентах - резах - ограничивал лихву. А мораль бралась из исконной Господней молитвы: «не введи в искушение, но избави нас от всякого лиха» (теперь читается: «от лукавого»).

Поэтому в наше время «тектонических процессов глобальной трансформации», для «возвращения на круги своя» если и брать подсказки с витков истории. То для предреченного преображения России в «Царство Правды» (пп 2015-2027) подойдет аналогия с системой жизнедеятельности Святой Руси допетровского периода.

При этом для обретения моральной чистоты (святости) нужно избавиться от лихоимства. Суть: вопрос новой этики для Царства Правды упирается в современную модель хозяйства без лихвы .

Небополитики описали образ грядущего «Царства Правды - Державы Белого царя» в статье 2005 года «Монастырь Россия».

А нравственные устои этого «Царства Правды» изложены в главах Этика Веждизма книги Обогнать, не догоняя (изд. Волант 2013).

Задача же текущего момента «приготовления прямых стезей» Царству Правды состоит в том, чтобы в добавление к писаному закону (конституционному строю) соборно составить «моральный кодекс» - свой собственный современный устав для жизни в ограде «Монастыря Россия» независимо от аморального интернационала.

Вполне очевидно, что та Россия, которая будет после кризиса и преодоления постиндустриального барьера, в устав новой жизни должна будет взять и новые принципы жизнедеятельности. То есть: формулировки и «Третьего Рима», и «Коммунистического завтра» для информационного общества креативной экономики не годятся. Не годятся потому, что упомянутый в Писании (Послание Павла Евреям) Царь Правды (Царь Салима в чине Мелхиседека) это не то, что в старой России олицетворял «Царь православный». А попытки построить коммунизм на деле привели к отчуждению людей и от мечты человечества и от коллективной собственности и от свободы творческого труда и от духовных ценностей Священного Писания.

На взгляд небополитиков в «Кормчую книгу» предреченного пророками Царства Правды можно включить следующие заповеди:

- Счастье не в воле, а в доле общего дела на общее благо

- Доля человека в общем деле создает то, что в целом одно на всех

- Отдать в общее дело то, что есть, чтобы получить то, чего нет

- Свобода самоорганизации людей с круговой порукой за результат

- Равенство в достоинстве доли без уравниловки в распределении

- Братство народов это одна семья и Отец народов в семье - один

- Ум без разума соразмерности образов и кратности подобий - беда

- Пора не только брать милости от природы, но и разумно отдавать

- Искать в резонансах гармоний совместимость разума с природой

- Мыслить не только рефлекторно, но и функционально: в лад с циклами обмена веществ энергии и информации Мироздания.

Преображать Россию придется всем миром. Но во главе нужна группировка сил и средств Победы. Выстроенная как несущий проблемно-целевой некоммерческий контур управления развитием.

Для чего Отец семьи народов (лидер Евразийского Союза) своим указом создает «Орден Правды» с уставом и присягой. А Орден Правды в параллель с экономикой кредита, развертывает свежую экономику долевого участия артельного типа. Новая экономическая политика Доли опирается на имеющуюся сеть разного рода фондов, партнерств, обществ, общин и церковных приходов, которые под водительством Ордена Правды с небольшим усилием становятся самоорганизующимися (вольными) хозяйствующими единицами. А их финансирование переводится на принципы исламского банкинга

Успех создания второго контура зависит от следования принципу образа и подобия . Суть: соразмерности образа Царства Правды образу Святой Руси. И кратности подобия текущего витка развития рубежу XIII-XIV веков, что невозможно ни на каком эталоне меры.

Наука стоит на мере и измерениях, а природа - на соразмерностях.

Поэтому не академическая наука и не регулярная власть, но только разумные от народа самоорганизованные в контур концептуального управления развитием призваны «исправить имена» и дать свежие смыслы в Кормчую книгу (Устав) той России, которая будет. Ура!

Гуманный социализм как русский цивилизационный проект

Ровно сто лет назад, 20 февраля по старому стилю (5 марта по новому) 1907 года в Петербурге открылась 2-я Государственная Дума Российской империи. Новая Дума была еще более левой по составу, чем ее предшественница, разогнанная из-за слишком радикального настроя ее членов.

Две пятых депутатов 2-й Думы принадлежали к социалистическим партиям, несмотря на цензовый избирательный закон.Какие уроки истории содержатся для нас в событиях столетней давности, связанных со 2-й Думой? Это, во-первых, популярность в России идей социализма и полная бесперспективность попыток морально оправдать капитализм с точки зрения русской традиции.

Выступавшая за западный, либеральный путь развития партия конституционных демократов (кадетов), успешно выступившая на выборах в 1-ю Думу, получила во 2-й Думе менее одной пятой мест. Провал кадетов в 1907 году явился как бы предвестием их полного политического краха спустя десять лет, когда, во многом благодаря их же усилиям, рухнула власть, спасавшая русскую буржуазию от "ярости народной". И предвестием исторического краха защищавшегося ими российского капитализма.

Капитализм в России как цивилизационный проект потерпел в начале прошлого столетия полный провал. Эту неудачу, впрочем, еще с первых шагов его осуществления предрекали представители различных общественных лагерей – от революционеров-народников до охранителей. В первом десятилетии ХХ века бесперспективность этого проекта обозначилась еще яснее. Политическое пробуждение русского народа в революцию 1905 года происходило не под либеральными лозунгами "прав человека" и представительной демократии, а под знаменами борьбы за землю и волю. Руководящая роль в этой борьбе принадлежала социалистам.

#comm#Социализм был понят русским народом как осуществление Царства Правды. Совершенно христианская идея Правды, справедливости в отношениях между личностью, обществом и государством владела русским народом испокон веков. Эта идея поднимала многочисленные социальные движения феодальной эпохи – от "казакования" и вольницы Стеньки Разина до религиозных сект молокан, духоборов и т.д. Герцен, а не Маркс, оказался прав в своем глобальном прогнозе того, где раньше произойдет социалистическая революция.#/comm#

В собравшейся сто лет назад Думе депутаты-социалисты объединились в "левый блок", большинство в котором принадлежало представителям партий трудовиков и народных социалистов (вскоре объединившихся в одну партию). Они отстаивали мирный, бескровный переход к социализму. Их социалистический проект весьма напоминал либеральный в плане гораздо большего внимания к правам и свободам личности. Не отвергали они, в отличие от более радикальных соцпартий, ценностей патриотизма.

Это была левоцентристская партия, пользовавшаяся в тот период большой популярностью в русском народе. Репрессивная политика царской бюрократии помешала ей развернуться в более мощную силу. Эта же недальновидная политика способствовала радикализации настроений рабочих и крестьянских масс. В результате тот реальный социализм, путь к победе которого открылся в 1917 году, оказался весьма далек от гуманного проекта трудовиков. Но это не значит, что глубинная суть этого проекта безнадежно устарела.

Другой урок истории, связанный со 2-й Государственной Думой, заключается в судьбе человека, распустившего эту Думу под выдуманным предлогом. Это – председатель Совета Министров П.А. Столыпин. Он был последним действительно крупным и неординарным государственным деятелем закатывавшейся за политический горизонт Российской империи. И его деятельность трагически обнажает всю историческую бесперспективность его попыток спасти тонувший корабль модернизировавшейся монархии.

Начнем с того, что, если ради успеха политического курса власть нарушает данный ею же закон, значит, скорее всего, в самом этом курсе нет Правды. Видя, что 2-я Государственная Дума не поддержит тех преобразований, которые Столыпин считал нужным произвести, что она настроена гораздо радикальнее, премьер не остановился перед откровенной провокацией. Он потребовал от Думы отмены гарантий неприкосновенности для 65 (!) ее членов от социал-демократической фракции под предлогом того, что они якобы готовят вооруженное восстание. Это был ультиматум. Дума отказала и была распущена. Вслед за этим избирательный закон был изменен на еще более цензовый и несправедливый.

Какие же преобразования хотел произвести Столыпин? В истории он предстает, в первую очередь, как человек, стремившийся сломать вековую крестьянскую общину и насадить капитализм в аграрной сфере. Это был второй "великий перелом" хребта русской деревни (первым было ограбление крестьянства после отмены крепостного права), во многом предвосхитивший большевистский "великий перелом", хотя цель его была прямо противоположная.

Социальный организм не терпит над собой насилия. Насаждение кулацких (как мы сейчас сказали бы – фермерских) частных хозяйств на поделенных бывших общинных землях провалилось. Во многих случаях ликвидация общины оказалась чисто формальным актом. События 1917 года показали, как быстро русское крестьянство стихийно вернулось к привычному общинному землепользованию. "Прусский путь" развития капитализма в русской деревне оказался химерой из того же разряда, что и мечты тогдашних либералов о русском парламентаризме.

Крылатой стала фраза Столыпина: "Дайте России двадцать лет внутреннего и внешнего спокойствия, и вы ее не узнаете!". Ну, внешнего спокойствия ей уж точно было не видать. На усиление России не стали бы взирать равнодушно за рубежом. Втягивание России в надвигавшуюся мировую войну было делом почти неизбежным.

Но даже если предположить эту невероятную возможность, представить себе тогдашнюю Россию чудесным образом отгородившейся от остального мира, к каким результатам привели бы столыпинские преобразования внутри страны? Столыпин хотел создать класс крепких сельских хозяев. Но стали бы они опорой трона? Вряд ли. Сельская буржуазия, скорее, присоединилась бы к городской в ее либеральных устремлениях. А вот куда девать образовавшийся безземельный пролетариат? Столыпин хотел сплавить его в города, на заводы и фабрики, подальше от помещичьих усадеб. Спасая собственность помещиков, Столыпин плодил класс революционеров, то есть в перспективе обрекал то же помещичье сословие, а с ним и монархию, на более верную гибель.

Понимал ли это сам Столыпин? Как умный человек, скорее всего, да. И, как представляется, своими реформами он просто пытался выиграть время для укрепления полицейского аппарата империи, чтобы тот мог успешно противостоять неизбежной новой революции. А что потом? Думаю, что Столыпин не просчитывал далеко вперед. Он действовал как менеджер по антикризисному управлению. С кризисом в 1906-07 годы он худо-бедно справился. Затем он стал просто не нужен верховной власти. Если бы его не убили в сентябре 1911 года, его политическая карьера уже шла к закату, и на его место конкретно нацелились конкуренты. Но даже если предположить Столыпина на посту премьера летом 1914 года, накануне мировой войны, сумел бы он предотвратить вступление в нее России? Вряд ли. Скорее, он, как и почти все высшие государственный мужи той поры, счел бы войну хорошей возможностью отвлечь внимание народа от внутренних проблем. Более того, лучше всех осознавая тщету своих реформ, он более других ратовал бы за войну.

Столыпин волею судеб оказался в безвыходной ситуации. Не проводить реформы нельзя – иначе революция. Но и любая крупная реформа вела к революции или сама вынужденно должна была иметь революционный характер. Столыпин хотел спасти то, что было уже обречено. Это, кстати, еще четвертью столетия раньше понял К.П. Победоносцев (скончавшийся, кстати, в дни работы 2-й Думы).

#comm#В 1917 году, как писал философ Русского Зарубежья Н.Н. Алексеев, восторжествовали три идеи, имеющие крепкие корни в русской истории: идеи вольницы, диктатуры и построения земной жизни на началах коммунизма. Начал воплощаться социалистический проект с сильным этатистским началом. В конце концов, народ стал тяготиться этим чрезмерным государственным гнетом, и проект потерпел крах. Провозглашение Горбачевым лозунга "социализма с человеческим лицом" означало признание этого провала. Вскоре после этого проект прекратился окончательно, и мы получили капитализм с оскалом хищника.#/comm#

Не следует думать, что этот вариант капитализма окажется успешнее своего все же несколько более гуманного предшественника столетней давности. Тот продержался 56 лет, этот существует всего 15 и уже проявляет явные признаки разложения. Неизбежна очередная смена русского цивилизационного проекта. Какая?

Тот же Алексеев писал в 1930-е годы относительно судеб советского социализма, крушение которого он провидел уже тогда, и того, что за ним последует: "Вернувшись к капитализму, как это многие предполагают, русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря и не считая ее "праведной". Но русский народ есть народ ищущий правды и не могущий жить без правды… Где же он будет искать ее при возвращении к капитализму? Опять в социализме? Опять, стало быть, как в детской сказке "Начинай сначала"… Можно наверняка сказать, что этого в России не будет. Русский народ примет правду коммунизма и откинет его кривду. Он будет по-прежнему бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами".

Гуманный социализм, основанный на человеческой свободе, на "правде" взаимоотношений между личностью, обществом и государством – вот очевидно напрашивающийся новый цивилизационный проект России, имеющий глубокое обоснование в ее истории и традиции.

Специально для Столетия