Эпиляция

Важность фундамента храма, его типы и составляющие. Археологи обнаружили фундаменты четырех древних церквей на «Моей улице

Найти остатки древнего каменного храма для археолога - большая удача. Иногда раскапывают постройки, о которых что-то известно. К примеру, старожилы помнят, что раньше здесь была церковь, или летописи четко указывают на конкретное место.

Однако иногда остатки храма находят совершенно случайно - в ходе разведочных раскопок или даже просто строительных работ. При этом чаще всего от церкви остается только фундамент или даже того меньше - фундаментный ров. В этом случае обычно нет никакой возможности узнать из внешних источников, что это была за церковь, когда она построена и какому церковному празднику была посвящена.

И всё же археологи могут, изучив постройку на месте, многое узнать о ней. Строительная техника, в которой выполнен памятник архитектуры, дает возможность установить период, в котором он был построен, иногда с точностью до нескольких десятилетий.

Кроме того, изучение фундамента позволяет высказать предположение о наиболее вероятных датах закладки храма. А поскольку церковь нередко закладывалась в день того святого или праздника, которому была посвящена, это дает возможность предположить посвящение храма, а иногда даже связать находку с письменными источниками.

Задача

Каким образом изучение фундамента древней церкви может помочь узнать наиболее вероятные дни ее закладки?


Подсказка

Традиции древнерусской архитектуры требуют, чтобы алтарь храма был обращен на восток.

Решение

Закладка древнерусской церкви - это важный и торжественный момент. Насколько мы можем судить, во время закладки присутствовали высшие лица духовной и светской власти, которые часто были заказчиками постройки.

Выдающийся историк архитектуры Петр Александрович Раппопорт в своей книге «Строительное производство древней Руси (X–XIII вв.) приводит две цитаты из летописей и хроник, разделенные почти 10 веками.

«Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни - по четырем углам... Епископ читает сию молитву... и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строител я». Это - из армянского «Основания святой церкви» начала VI века.

«...Преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором... поидоша на основание церкви... Прииде же тако и... великий князь Иван Васильевич... И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию ». Это - из московской летописи XV века.

Как мы видим, на протяжении многих веков, закладка христианской церкви проходила одинаково - закладывался камень на место будущего алтаря, размечались контуры стен и углов храма. На земле появлялся план будущей постройки.

Как уже говорилось в подсказке, по традициям древнерусской архитектуры алтарь храма должен был быть обращен на восток. Однако в Древней Руси не было компасов, и восток понимался как место, где восходит солнце.

Но солнце точно на востоке восходит только два раза в году - в день весеннего и осеннего равноденствия. В другие дни солнце восходит севернее или южнее точного направления на восток. При закладке храма (читай - при разбивке его плана) ось будущей постройки ориентировали на точку восхода солнца. Таким образом, измерив ориентацию храма по компасу (магнитный азимут), сделав поправку на магнитное склонение места, где расположен храм, можно по таблицам вычислить угол склонения солнца и два дня, в которые солнце восходит именно в этом месте. После чего остается сделать поправку на древний юлианский календарь (для X–XI века - 6 дней, для XII-го – 7), и археологи получают две возможные даты закладки храма, а исходя из того, что заложение первого камня обычно происходило весной-осенью (чтобы строительная артель смогла выполнить первый цикл работ до осенних дождей - отрыть фундаментные рвы, заложить сам фундамент и сделать кирпичную вымостку поверх него) - можно выбрать одну из двух дат.

Послесловие

Памятников домонгольской каменной архитектуры на нынешний день известно немногим более 250. При этом в том или ином виде на поверхности земли сохранилось менее пятой части этих построек. Абсолютное большинство из них — церкви.

Древнерусский каменный храм был для тогдашнего человека всем — клубом, библиотекой, учебником Закона Божиего, несгораемым сейфом (в подвальных этажах церквей часто хранились драгоценности — ведь только каменные храмы выживали в пожарах).

Очень много значит храм и для исследователя культуры Древней Руси. Любой памятник древнерусской архитектуры — это не только материал для историка архитектуры. Это и памятник живописи, и языка (все древнерусские храмы, на которых сохранились остатки штукатурки, хранят сотни записей-граффити, сделанных самыми разными людьми). Поэтому очень важно «выжать» из памятника всю возможную информацию — и поэтому так важно иметь возможность хотя бы предположить, когда заложен храм и кому он посвящен.

Разумеется, метод определения даты закладки храма по азимуту имеет свои ограничения.

Во-первых, очень сложно измерить азимут постройки с точностью, большей, чем в 1-2 градуса — сами планы церквей разбивались с некоторой неопределенностью.

Во-вторых, все расчеты проводятся для идеального горизонта, без учета рельефа, который вносит дополнительную погрешность.

В-третьих, далеко не всегда дата заложения церкви совпадает с датой церковного праздника, которому посвящен храм. Изучение летописных известий о строительстве храма говорит о том, что гораздо чаще с датой праздника совпадало торжественное освящение церкви после окончания строительства или даже росписи храма.

В-четвертых, иногда храм вообще не ориентировали на восход — если на ориентацию храма влияла уже сложившаяся уличная застройка или храм закладывали на более древнем фундаменте.

И тем не менее иногда, даже не имея никаких летописных сведений о найденном памятнике архитектуры, можно с достаточной степенью уверенности говорить о его посвящении. В первую очередь, тогда, когда азимут постройки выдает необычную зимнюю дату закладки храма. К примеру, смоленская церковь в устье реки Чуриловки обращена алтарем на юго-восток. Азимут показывает, что храм был заложен около 19 февраля, что весьма близко к дню Константина-Кирилла (14 февраля). Именно зимняя закладка может свидетельствовать о том, что церемонию заложения храма хотели непременно провести в день небесного патрона церкви, а само строительство начать позже, весной.

Любое строение, в частности храм или церковь просто обязаны иметь такую составляющую деталь как фундамент. Строительство храма начинается именно с фундамента. Благодаря фундаменту, а в особенности если такой фундамент качественный и прочный, храм будет прочно стоять на поверхности земли достаточно долго. Именно хороший и прочный фундамент обеспечит зданию устойчивость к любым природным катаклизмам, поскольку будет оберегать основание от любых пагубных природных влияний. Это особенно хорошо заметно к примеру тогда, когда храм находясь в зонах с повышенной влажностью, с притоком грунтовых вод или же большого количества атмосферных осадков благодаря фундаменту, будет прочно защищен в любое время года. Много ли среднестатистический человек знает о фундаменте? Скорее всего нет, поэтому мы попробуем это исправить и обсудить вопрос хотя бы в целом. Фундамент бывает как минимум нескольких видов или типов и самыми распространенными считаются такие как ленточный фундамент, свайный фундамент и фундамент монолитный. Выбор того или иного типа фундамента действительно зависит еще и от того, где этот фундамент будет находиться. К примеру ленточный фундамент очень хорошо подойдет в том случае, если мы имеем достаточно плотный и упругий грунт и в этом случае относительно прочности и нагрузке допустимо, что будущее строение может быть как довольно большим и «тяжелым», так и совсем маленьким и «легким». Данный тип фундамента является самым распространенным и представляет собой следующее: Во первых его можно разделить на два вида — монолитный и сборный. Внешне такой фундамент как правило выглядит в виде ленты (отсюда и название) замкнутой формы, которая проходит под всеми несущими стенами будущего здания, а в большинстве случаев основой такого фундамента является еще и железобетонная рама, которая монтируется, устанавливается и в последствии заливается цементным раствором. Но при наличии железной рамы это будет уже монолитный фундамент, поскольку обычный ленточный фундамент может монтироваться даже при помощи железобетонных блоков, которые в последствии могут армироваться, а также дополнительно скрепляться при помощи цементного раствора. Такой ленточный фундамент в обычном виде может и вовсе не иметь армированных деталей, некоторые даже просто производят заливку необходимой площади бетоном или же смешивают сам бетон с кусками готового бетона, его строительными остатками или кирпичей. Данный тип фундамента является самым распространенным и в сравнении к примеру с монолитным стоит значительно дешевле и требует к себе значительно меньших строительных работ. Монолитный фундамент хоть и получается дороже, но тем не менее представляет собой более прочную и целостную конструкцию, поскольку железная арматура образует собой прочную раму или каркас, а когда ее заливают цементом она и приобретает такое свойство (и название) как монолит. Также вышеперечисленные типы фундаментов могут закладываться на меньшую или большую глубину. Более детально все технические моменты мы рассмотрим в следующем посте. Следующим типом фундамента является свайный фундамент и своей конструкцией он значительно отличается от вышеупомянутых. Как понятно из названия, такой фундамент представляет собой сваи, на которые в последствии и «устанавливается» дом. Подобная конструкция фундамента позволяет в буквальном смысле физически поднять дом над уровнем земли, если есть такая необходимость или же оставить дом на необходимом уровне, но имея за основу фундамента именно сваи. Подобный фундамент очень практичный для «слабого» грунта, также при выборе данного типа фундамента отпадает необходимость земляных работ, поэтому помещение с таким фундаментом как правило не имеет подвала. В древние времена сваи изготавливались из дерева и забивались в грунт, причем все это происходило вручную и поэтому процесс был очень трудоемким. Современные сваи могут изготавливаться из железобетона, металла или же дерева, а их «забивание» происходит посредством использования специализированных строительных машин. Рассказать более подробно об этом типе фундамента мы собираемся в отдельном посте, а пока подытоживая напомним, что в любом случае укладка фундамента — это очень важная и ответственная процедура. Также обстоят дела и с фундаментом для храма или церкви. К примеру когда наше предприятие приступает к строительству храма с нуля , то наши специалисты детально изучают местность и грунты, где в последствии будет располагаться храм, собирается вся необходимая информация относительно будущего храма и только в последствии принимается решение относительно того, какого типа необходим фундамент для каждого конкретного храма, каким этот фундамент должен быть и будет, а также какие материалы для него будут использоваться. Прочный и качественный фундамент позволит даже в будущем сделать достройку, если это будет необходимо, а также если фундамент строился должным образом. Если у вас есть вопросы, то наши специалисты с удовольствием ответят на них. По всем вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице


Статья в «Московской правде» вводит в заблуждение: с участием Е.М.Пашкина «…неуправляемые природные процессы оставили после себя печальный след…»

Тема продолжающегося разрушения памятника - церкви «Всех Святых на Кулишках» волнует общественность Москвы. Работы повлекли за собой уничтожение фундамента 16 века и культурного слоя 14-17 веков. Археологических исследований во время нынешних работ не проводилось. Храм собираются поднять на 4 метра, а приход получит квадратные метры в новом стилобате. Однако, находятся люди, которые пытаются обосновать преступные действия реконструкторов.

1. Если эксперимент удастся, неказистые московские храмы смогут подрасти, а в новых этажах разместятся приходские школы, гаражи и площади для православных бизнесменов...

Статья из «Московской правды» с комментариями МГО ВООПИиК.

Источник: http://www.russist.ru/newss/engine/content_news.php?id=1&fg=276

ХРАМ ПОДНЯТЬ!


Заканчивается уникальная работа по укреплению фундамента памятника архитектуры - храма Всех Святых на Кулишках. Реставраторы убеждены, что именно сейчас есть возможность поднять церковь из недр земли на четыре метра.

2. Подклет Храма Всех Святых на Кулишках.Инспекция Москомнаследия.19 апреля 2009 года. фото Роман Цеханский. Фундамент 16 века разобран(уничтожен) и заменён на новый, стоящий на бетонных ножках.


Храму Всех Святых на Кулишках около четырёхсот лет. Он возводился в конце XVI - начале XVII веков. И только колокольня - более позднее сооружение уже конца XVII века. Изначально церковь была двухэтажной, а вот сегодня мы видим только верхний ярус, потому что поверхность земли поднялась и скрыла от нас в своих недрах нижний этаж. Более ранние постройки погружены в землю полностью, а более поздние сохранили какие-то элементы, которые поднимаются сегодня над уровнем земли: например, наличник над оконным проёмом со стороны Славянской площади.

Судьба храма, - поясняет профессор, академик Академии реставрации Евгений Меркурьевич Пашкин, ведущий сегодня научное руководство реставрационными работами в церкви, - неразрывно связана с историей развития этой территории, где на протяжении нескольких столетий протекали неуправляемые природные процессы, которые, к великому сожалению, оставили после себя печальный след, скрыв от нас самый древний нижний ярус храма.



Место для строительства сначала деревянной церкви было выбрано в 1380 году князем Дмитрием Донским после победы русских воинов на Куликовом поле над татаро-монголами. После того как та церковь сгорела, был возведён нынешний храм. Долгое время он стоял, как перст, на абсолютно незастроенной территории - знаменитом царском Васильевском лугу. Резкие колебания грунтовых вод, интенсивные потоки поверхностных вод, Москва-река, создававшая негативную ситуацию, частые наводнения, затапливающие и Васильевский луг, и Замоскворечье, - всё это негативно действовало на храм, который был первым крупным сооружением на этом месте. Поскольку грунт здесь постоянно размывался, проезжую часть у храма начали мостить только во второй половине XIX века.

Ситуация для церкви резко ухудшилась в XVIII веке, когда на Васильевский луг была перенесена торговля с Манежной площади. Начали строить здесь временные сооружения и ограждения, по приказу Петра I с востока вдоль Китайгородской стены принялись возводить бастионы с пушками. Для их устройства привозилось огромное количество грунта. Вскоре пушки переплавили, бастионы снесли, но грунт и строительный мусор остались. Их лишь разбросали по территории нынешнего сквера, которая резко поднялась. Именно в этот период все проёмы нижнего яруса церкви стали закладывать кирпичами. А потом этот ярус и вовсе оказался под землёй.

Сегодня в нижнем ярусе работают реставраторы (реставраторы? а может, реконструкторы? есть ли согласование или разрешение органов охраны? - МГО ). Там я увидела раритет XVI века - сохранившиеся элементы старого фундамента. Именно он с течением веков пострадал больше всего. Отсюда появление достаточно крупных трещин, вызывающих серьёзные опасения. Кроме того, продолжался процесс наклона колокольни (не установлено, что процесс продолжается! - МГО ). Вот почему владыка храма отец Афанасий поставил перед нынешними реставраторами ответственную задачу - прежде всего усилить фундамент (а его уничтожают полностью! - МГО ). Восстановить его несущую способность традиционными методами из-за плохого состояния не представлялось возможным. (??! НЕПРАВДА!!! - МГО ) И тогда было принято (кем??! - МГО ) уникальное проектное решение, которое воплощают в жизнь специалисты из Ярославля (реставраторы? с лицензией? - МГО ) под руководством профессора Евгения Пашкина (каким органом охраны памятников профессор гидрогеологии назначен руководить реставрационными работами??! - МГО ).

4. Информационный щит о проводимых работах "от греха подальше" и "чтоб никто не увидел" приколочен внутри помещения.

Только спустившись вниз, можно, как говорит Евгений Меркурьевич, войти в образ тех действий, которые здесь осуществляются. Старый фундамент толщиной 2,5-2,7 метра убирался (уничтожался!!! - МГО ) фрагментами (остались лишь его элементы в угловых частях) (т.е. подлинник снесён почти весь!!! - МГО ) в шахматном порядке и уже поднят на поверхность. В структуру старой кладки по периметру введён так называемый жёсткий железобетонный пояс высотой 60 сантиметров на всю толщину стены - два метра, который опирается сегодня на задавленные с помощью домкратов на глубину шести метров железобетонные сваи большого диаметра, каждая имеет несущую способность до 80-90 тонн (изменение памятника!!! - МГО ). Когда будет создан диск жёсткости (новый фундамент!!! - МГО ), который исключит всякие перемещения по горизонтали, части фундамента по углам тоже будут убраны (окончательный снос фундаментов памятника!!! - МГО ). Останется лишь небольшой фрагмент - как реликт XVI века.

В чём уникальность того метода, который здесь используется для усиления фундамента впервые под действующим храмом? Во-первых, сваи не забивались, а задавливались - почти бесшумно, так же выполнялось устройство железобетонного пояса, связанного с бурением отверстий алмазными коронками. При разборке фундамента иногда приходилось использовать ударные инструменты, специальную пилу, но шум гасился в пределах первого яруса. Здесь полностью исключены сварные работы. Арматура не цельная, она из фрагментов и очень прочно соединяется с помощью муфт.

Сегодня здание храма подвешено (!!! - МГО ) на сваях. При этом постоянно проводится геодезический мониторинг. В момент начала работ деформации были не более двух миллиметров, после вывешивания на сваи показатели нулевые.

Сейчас реставраторам предстоит создать перекрытие на уровне железобетонного пояса (!!! - МГО ), - поясняет Евгений Пашкин. - Под всей застройкой церкви (!!! - МГО ). Этот элемент жёсткости полностью примет на себя всю массу храма и будет передавать нагрузку на 150 свай. Задавливание их было постепенным, щадящим, процесс управлялся специальными ручными гидравлическими домкратами. Благодаря перекрытию памятнику будет обеспечена надёжная жизнь. Четверик, галереи, трапезная и колокольня, вывешенные на сваи, будут иметь единый, в отличие от предыдущих (новый в отличие от подлинных!!! - МГО ), фундамент.

Его укрепление позволяет поднять памятник архитектуры на четыре метра - выполнить уникальную операцию не только для храмов, но и вообще для сооружений Москвы: в своё время была поднята лишь конструкция планетария на шесть метров, но... с уровня земли, а не из её недр.

Реставрация позволит сохранить памятник (памятник уже был реставрирован!!! - МГО ), открыть первый этаж с его элементами архитектуры, убранством, оконными и дверными проёмами, утраченным лестничным подъёмом... Грунт поднялся, и кирпичная кладка стен, которая должна взаимодействовать только с воздушной средой, уже несколько столетий соприкасается с очень агрессивным грунтом, насыщенным влагой. При обследовании внешней части галереи, построенной позже четверика, учёные увидели, в каком состоянии находится кладка. Раствор полностью выщелочен, и его можно выбирать руками.

Рано или поздно храм Всех Святых на Кулишках надо будет поднимать, и это хорошо понимают власти города, - говорит Евгений Пашкин, - поэтому мы надеемся, что сумеем выполнить эту работу уже сейчас. Дело в том, что реставраторы подготовили плацдарм для следующего этапа - поднятия храма. Уже есть проектное решение на подъём, с которым ознакомлены и мэр Юрий Михайлович Лужков, и председатель комитета по культурному наследию Москвы Валерий Андреевич Шевчук. Укрепление фундамента выполнено как раз с учётом подъёма, завершены многие подготовительные операции, есть специалисты, проектные решения... Подъём может и должен следовать вслед за укреплением фундамента. Тогда это будет полностью выполненная задача по сохранению памятника архитектуры в центре города (резюме: освободится место для подземной стоянки. Правда стоянка эта будет там, где некогда были захоронены герои Куликовской битвы. - МГО )

Храм Воскресения Христова в Кадашах в буквальном смысле слова, разваливается: крыша течет, в белокаменной резьбе появились трещины, а глыбы известняка, из которого вырезаны белокаменные украшения в стиле нарышкинского барокко, грозят упасть кому-нибудь на голову, колокольня накренилась, основания фундаментов сгнили. Город и государство, которые довели храм до такого состояния, и в чьей собственности он находится, не оплачивают реставрацию. Для того, чтобы составить проект реставрации и начать самые необходимые противоаварийные работы нужны большие деньги.


Несколько лет назад на деньги православных благотворителей были позолочены купола, и теперь храм сияет на всю Москву золотом куполов. Это может создать иллюзию, что с храмом все хорошо, но это иллюзия – храм буквально разваливается и если не начать реставрации, то мы потеряем его.

В аварийном состоянии находится кровля храма. Приход только и делает, что латает ее. Южное гульбище храма вообще закрыто уродливым навесом еще со времен, когда в храме располагались реставрационные мастерские им. Грабаря. Крыша гульбища, видимо, протекала, и они нашли именно такой способ, чтобы справиться с протечками.

В аварийном состоянии находится белокаменный декор. Страшно не только то, что мы можем утратить ценные элементы нарышкинского барокко, а еще и то, что белый камень, из которого сделан декор, уже начинает падать вниз и представляет опасность для окружающих. Много лет назад, когда прихожане осматривали кровлю храма, они обратили внимание на то, что декор в разных местах буквально пронизан сквозными трещинами, и сегодня огромные глыбы белого камня грозят упасть на головы прихожан и гостей храма. Реставраторы предлагают перевязать элементы декора веревками в качестве временной противоаварийной меры. Конечно, это самый дешевый и простой выход из положения, но прихожане считают, что это будет позором для города Москвы, который позволил в самом центре довести до разрушения этот величественный памятник - храм Воскресения Христова в Кадашах.

Кроме декора есть проблема с водостоками. Разрушены все водосточные трубы и другие водостоки, и вода с крыш льется на стены, смывая краску вместе с кирпичным раствором. Потом она попадает на разрушенную отмостку и просачивается под храм, т.е. под аварийный фундамент.


Но самое опасное положение с фундаментом. Дело в том, что у храма деревянный свайный фундамент XVII века. Эти сваи сгнили и на их месте образовались пустоты. Сегодня фундамент храма находится в аварийном, а местами, в недопустимом состоянии. Ситуация усугубляется тем, что рядом с храмом некие олигархи при попустительстве властей вознамерились развернуть масштабное незаконное строительство офисно-жилого комплекса «Пять столиц», предполагающее серьезные земляные работы. Если оно начнется, то земля под фундаментом храма «поползет» и он начнет, в буквальном смысле слова, разваливаться.

Одной из первоочередных задач на сегодня является создание проекта реставрации храма, чтобы на его основе составить смету на производство реставрационных работ.

Храм нуждается в масштабном финансировании. Ни правительство города Москвы, в чьей собственности находится храм, ни государство, пока не дают деньги на его реставрацию. Хотя нам известно, что деньги выделялись, когда здесь сидели сотрудники реставрационных мастерских им. Грабаря, вот только загадка, куда они тратились.


Храмы на Руси строились всем миром. Поэтому Приход храма Воскресения Христова в Кадашах обращается ко всем православным благотворителям - помогите сохранить наш с вами храм от гибели. В нем уже затеплилась молитва, он наполняется все новыми и новыми прихожанами. Приход активно ведет образовательную, духовно-просветительную и социальную деятельность. Однако своих спонсоров, способных взять на себя реставрацию храма у нас нет.

Для того, чтобы провести исследования состояния белокаменного декора и кровли, необходимо приобрести строительные леса, что стоит примерно 3 млн. рублей.

Для составления эскизного проекта реставрации храма необходимо тоже примерно 3 млн. рублей.

Для проектных и производственных работ по укреплению фундамента храма нужно порядка 20 млн. рублей.

РЕКВИЗИТЫ ХРАМА

Местная религиозная организация – Православный Приход храма Воскресения Христова в Кадашах

Руководитель: председатель Приходского совета – настоятель храма, протоиерей Александр Салтыков

Банковские реквизиты:

Р/с 40703810700010022807,
к/с 30101810900000000495,

БИК 044525495,
ИНН 7706050630,
КПП 770601001

Филиал ОАО «МДМ Банк» в г. Москва, г. Москва

Электронный денежный перевод можно провести через
Яндекс.Деньги:

41001532295184

СПРАВКА
Состояние фундаментов
Летом 2009 года было проведено исследование состояния фундамента храма. В акте ООО «Инженерная геология исторических территорий», говорится, что фундамент находится в аварийном состоянии. Фундамент храма имеет глубину 3 м, стоит на искусственном грунте, сложен из кирпича и глыб известняка на известковом растворе, гидроизоляция фундамента отсутствует. Основанием фундамента служат техногенные насыпи песка, сопротивление которых меньше, чем у естественных пород. Грунт был уплотнен с помощью забивки деревянных свай- «коротышей», что характерно для строительной технологии 16-18 веков. Сваи полностью сгнили, в результате чего сегодня образовались полости, частично заполненные инфлювием – остатками древесного тлена, кирпичной и известковой крошкой, вынесенными из фундамента – так называемые «стаканы». Эти «стаканы» представляют собой ослабленные зоны, на которые фундамент не может опираться, в результате чего «внешняя динамическая нагрузка, воздействие которой ожидается на историческую природно-техническую систему «Храм Воскресения в Кадашах – геологическая среда», вследствие планируемых строительных работ, (рытье 30-метрового котлована для строительство офисно-жилого комплекса, так называемого «Пять столиц» - Прим.ред.) может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до полного разрушения памятника, если не будут приняты экстренные противоаварийные меры…». Выводы подтверждают подобные исследования, проведенные НИИ Оснований и Подземных Сооружений им. Н.М. Герсеванова.


Раскопки и исследование фундамента летом 2009 года

В ноябре 2009 г. «Инженерная геология исторических территорий» проводила глубинное исследование грунта под храмом. Проводилось бурение на 20-ти и 30-ти метровую глубину, с целью установить, есть ли карстовые размывы известняка и как поведут грунты, если начнется строительство Пяти столиц, предполагающее рытье котлованов. Ожидаются результаты исследования, но уже есть предварительные выводы. по мнению специалистов – геологов, «храм пришел в равновесие с геологической средой», «его фундаменты находятся в аварийном состоянии», но «если их срочно укрепить, то он простоит еще много столетий».

История храма
Первое упоминание о деревянном храме в Кадашах находится в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1493 год). Первое каменное здание было построено в 1657 году. В 1687 г. начато строительство современного храма на средства купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня.

В начале XX в. настоятелем становится священник Николай Смирнов (1868–1922). В последующее время в Кадашевском храме служили замечательные священники: ныне прославленный в лике новомучеников протоиерей Илия Громогласов, профессор Духовной Академии и Московского Университета, был расстрелян в 1937 г. в Твери; священномученик Александр Андреев – расстрелян в Сиблаге в 1937 г., о. Василий Воскресенский – расстрелян в 1937 г.; трагически погибший в Кадашах о. Димитрий Карнеев – последний священнослужитель Воскресенской церкви. Неоднократно служил в Кадашевском храме и знаменитый московский старец, афонский иеросхимонах о. Аристоклий.
Храм был закрыт в 1934 г. После этого в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики».

После войны, с 1946 по 1966 гг. специалист Гали Владимировна Алферова провела частичную реставрацию храма.

В 1964 г. отреставрированное здание храма передали в аренду Всероссийскому художественно-научному реставрационному центру (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря.

В 1992 г. был образован Приход храма Воскресения Христова в Кадашах. Настоятелем был назначен протоиерей Александр Салтыков.
В 2006 году храм был полностью предан Церкви.

Подробнее о ситуации в кадашах можно узнать

Живущему в неведении о своем прошлом,
можно навязать любую историю:
хоть свинскую, хоть варварскую.
Невежда все проглотит,
да ещё станет с пеной у рта защищать эту выдумку.

Традиции строительства. Часть I .

На свои статьи получаю разные комментарии. Встречаются такие, чьи авторы демонстрируют непробиваемую веру в обгрызенную историю школьных учебников. Они когда-то честно вызубрили уроки, получили пятерки и уверены в непререкаемости своих знаний. Отличники даже не догадываются, что историю пишут на основе господствующих идеологий. Сколько их было за всю историю и не счесть. Только у славян их была не одна. Тоже у христианской идеологии и конечно советской. А ещё были такие, что писались под конкретного властителя - князя, царя, патриарха, генсека. Пытливый ум без особого труда заметит присутствие всех этих версий в доступных источниках.

Вот так в угоду идеологий люди отказываются от здравого мышления и очевидных фактов. Это же надо, «безфундаментное срубное строительство» !? А вы хоть знаете вес одного бревна для сруба? А в каждой стене избы их не менее 12-ти (зависит от диаметра бревен), а стен у дома сколько? Ну и прикиньте общий вес, прибавив крышу, пол и потолок, а заодно и давление, оказываемое на грунт.

Все кто хоть раз соприкоснулся со строительством своего жилого дома или даже сезонного садового домика прекрасно знают, что их строения без основы через несколько лет просядут, перекосятся, а стены треснут. А сколько зим русичи пережили в своих домах, в которых умножились и заселили пол Европы?

В каждом старинном городе России найдутся дома, которые якобы охраняются государством. Это старинные дома и городские усадьбы из камня. В одном Питере подобных строений, стоящих на топкой почве множество. Может кто-то возьмется утверждать, что у них нет фундаментов? Да под Исаакиевским собором было забито одних дубовых свай не менее 100 тысяч штук!!! Вот и стоит красавец.

Откуда в России в XV III веке узнали про фундаменты, только ли от итальянских зодчих? А кто строил в Казани храмы и восстанавливал Казанский Кремль после взятия города войсками русских и татар? Вслед за взятием последовал указ царя Ивана Грозного о восстановлении города и строительстве новых зданий. По тому указу дело было поручено псковскому зодчему по имени Барма, по прозвищу Постник. Кто скажет, что за столетия там, в Казани что-то после Бармы перекосило?

Кстати имя Барма весьма характерно и почетно. Бармы это княжеские регалии, они "возлагались" при короновании князя и передавались старшему в роду. На персидском языке berme — "охранение, защита". Это оплечье, которое надевали на шею поверх одежды. Бармы изготавливали из золота, украшали драгоценными камнями, жемчугом и зернью. На них могли быть эмалевые изображения Христа, Богоматери, избранных святых. Такие бармы появились в Византии, а с XII в. известны и на Руси. Назывались "Святыми бармами" и почитались наравне с иконами. Позднее возникло в единственном числе — барма, от старославянского рамо — "плечо".

А Постником Барму прозвали за то, что мастер придерживался правила - все серьезные строительные дела сочетать с постом.

Примечание.

Пока Барма восстанавливал Казанский кремль Иван Грозный пригласил итальянских мастеров для возведения в честь победы над Казанским ханством Храма Василия Блаженного или храма Покрова что на рву. И Казань восстанавливалась, и строился храм в честь победы в одно время. Барма не мог ослушаться царя в отношении Казани, и тем более разделиться на себя и Постника для одновременного строительства в двух разных местах.

У домов ленивых и халтурщиков фундаментов действительно не было. Их дома кособочились быстро. А вот у дворян и справных мужиков дома служили не одному поколению.

Деревенский дом на моей малой родине во Владимирской земле стоит уже третий век. В нём выросло как минимум 5 поколений, и фундамент у него, конечно, есть. Это камни и стулья из обожженного дуба. Дом построен по старинным традициям, которые много старше XVIII века, как и сама деревушка Юрцово, которая старше стоящего рядом монастыря Стефана Махрищского сподвижника Сергия Радонежского. Это утверждение основано на монастырских архивах.

А нас пытаются убедить, что истоки России безфундаментные!

Продолжение следует.